Глава 3. ПРОФЕССОР МОРИХЕЙ УЕШИБА
Представьте себе высокую гору, на которую трудно забраться, но только некоторые достигли середины пути, некоторые заблудились, некоторые погибли, многие вернулись обратно, но один] человек железной воли, хладнокровный и целеустремленный дошел. Обладая знаниями гор, умело управляя своим состоянием, он достиг цели своими собственными усилиями. Он всю жизнь добивался этого. Он оглядывался назад, открывал путь другим, но сам шел вперед. Сегодня каждый может достичь этой вершины не заблудившись, и может получить такое же удовольствие как и он. Тот, кто не пытался влезть на гору, достичь вершины, тот не понимает какое это удовольствие покорить вершину. Многие люди. веруют в Христа, многие в Будду, потому что они верят этим великим учителям. То же самое в Айкидо. Те, кто займется Айкидо, поймет законы природы и применит их на практике, впервые почувствует как много сделал Уешиба, его имя останется в их сердцах.
Его биография. Он родился в префектуре Вакаума в Японии. Его детство было очень бедным, и он был очень слабым, никто не мог представить, что он станет здоровым человеком и основателем такого серьезного искусства, которое распространится по всей Японии. Он заставлял тренироваться свой ум и тело, пока не достиг вершины искусства. Основатель Айкидо в котором присутствует дух дисциплины и тщательной тренировки достигает совершенства. Но сначала, как и все остальные он тренировал себя только на физическом уровне.
Он переходил от додзе к додзе, последовательно овладевая техникой различных стилей и направлений. Ходзеин-рю, Яго-рю, Дайто-рю — вот названия тех школ, которые дали ему наиболее ценный материал. Параллельно он занимался классическим фехтованием на мечах (кэн-дзюцу) и упражнениями с копьем (содзюцу), достигнув замечательных результатов. В поисках лучших учителей он обошел всю Японию. С усердием он брался за изучение Джиу-Джитсу и современной гимнастики, порой выполняя в доме учителя различную работу и приготовление пищи. Начав тренироваться, он быстро выполнял свою задачу. Его ослабленное тело стало сильным и твердым как железо, и вскоре он стал практически непобедим.
Во время русско-японской войны он был призван в армию. Сражаясь на фронте он продолжал тренироваться, достигая совершенства. Затем он поехал в Хоккайдо и работал мастером среди эмигрантов. Даже испытывая нужду, он продолжал упорные тренировки.
С деревянным мечом он обошел всю Японию в поисках того, кто бы научил его хорошо владеть им. Становясь учеником, он тренировался до тех пор, пока не узнавал все, что мог узнать от учителя, затем шел дальше. Он стал самым профессиональным человеком в военном искусстве. В то же время он был очень скромен.
Тем не менее он должен был совершенствовать свой ум для достижения наивысшего результата, не только для самого себя, но и для совершенствования самого военного искусства. Сражаться, бросать и получать преимущество — вот что необходимо, в этом ценность военного искусства.
Выиграв сегодня, когда-нибудь мы проиграем. Сегодняшний победитель будет завтра побежден. Вы физически сильны в юности, но ваша сила теряется с годами и люди помоложе будут сильнее вас. Сегодня вы в расцвете жизненных сил и вы можете наслаждаться тем, что чувствуете, что вы превосходите по силе других, но придет время, когда вы почувствуете превосходство других. Пока другие проигрывают, вы выигрываете. Такие победы естественны. Что же такое абсолютная победа? Если вы победили что это означает для вас?
С точки зрения могучей и вечной Природы, все победы и поражения в мире людей всегда значили не более, чем приливы и отливы на морском берегу. Стоит ли всю жизнь тратить на это энергию безо всякой пользы?
Вы можете подчинить других, не умея контролировать свой ум. Если вы не сможете контролировать свой ум и волю, победа над другими не будет приносить вам радость. Ваше тщеславие может быть удовлетворено, но что это дает человечеству в целом?
Однажды будет расти сомнение, оно будет увеличиваться и в конце концов вы будете сомневаться во всем. Профессор Уешиба начав делать что-нибудь однажды, отдав этому делу всю душу будет делать его до конца. Добиваясь в военном искусстве результата, он тратил всю свою энергию, чтобы победить сомнение.
Он стучался в двери знаменитостей и учился у них философии. Он становился под водопад, чтобы открыть глаза своей души. Чтобы разрешить все свои проблемы, он вел аскетический образ жизни. Один в горах, имея с собой только деревянный меч он хотел решить вопрос, «что такое военное искусство». ]
Через несколько лет странствий, тренировок, медитации под водопадом, он спустился с горы в селение Аябэ, посреди двора окатил себя водой и посмотрел на небо. В этот момент он почувствовал вдохновение, даже слезы потекли по его щекам в знак большой благодарности небесам и земле, как вспышка светила его озарила правда. Он почувствовал, что стал одним из приближенных во вселенной. Он услышал голос и нашел ответ на свой вопрос. Наконец умом и телом он ощутил правду природы. Он открыл для себя божественную истину, абсолютную в понятии буддизма.
Позже профессор Уешиба часто вспомнил этот день просветления:
«Однажды, прогуливаясь во дворе, я вдруг испытал странное ощущение, словно подо мной задрожала земля. Какой-то золотистый туман начал подниматься от земли, обволакивая меня. В ту же секунду я разумом и телом ощутил свет, и мне показалось, что я понимаю язык щебечущих вокруг птиц. Внезапно я ощутил присутствие великого Творца и на меня снизошло просветление: «Основой всех воинских искусств должна быть всеобщая, вселенская любовь». С того мгновения и на всю жизнь я понял, что весь мир отныне — мой дом, что мне принадлежат Солнце и звезды. Высокое положение в обществе, слава, почести, богатство — все это навсегда утратило для меня значение.
Подлинное воинское искусство не должно иметь ничего обще-то ни с грубой физической силой, потребной лишь для того, чтобы свалить противника, ни тем более с любым смертоносным оружием, приводящим мир к разрушению. Подлинное воинское искусство призвано, избегая жестокой борьбы, регулировать всеобщее Ки, сохраняя мир, позволяя расти и развиваться всему живому. Следовательно, упражнения в любом виде воинских искусств не должны быть самоцелью для уничтожения противника, но, наоборот, должны вырабатывать в вас чувство любви и уважения к окружающим».
Испытав это, учитель Уешиба перенес огромное страдание, остро и возвышенно приняв их. Он говорил, что невозможны такие чувства в боевых искусствах и других, методах, существовавших в то время. Затем он попытался раскрыть божественный дух Неба и Земли, который явился бы новым искусством, воплощающим в себе волю Природы. День ото дня учитель Уешиба практиковался в боевом мастерстве и в итоге явил миру то, что есть Айкидо.
После войны учитель Уешиба оставался в горах, посвящая себя неспешным тренировкам. Он говорил, что война привела к упадку нравственности среди людей и очень много молодежи было этим развращено; учитель был очень опечален такой тенденцией. Множество самоуверенных японцев перестали быть такими после поражения и никто не верил в возрождение национального духа. Учитель Уешиба был убежден, что настало время открыть Айкидо, чтобы каждый использовал его для души и тела, чтобы каждый понял суть Природы и снова обрел уверенность Духа. Объявив себя основателем, он начал распространять Айкидо.
Сегодня в Японии множество молодых людей и стариков посвящают дни и ночи тренировке Айкидо. Айкидо также стали изучать в Америке, Франции, Индии, Бирме, и очень многие приходили в Дожо в Токио с просьбой стать учениками учителя Уешибы. Главный институт (Дожо) Айкидо расположен по адресу: Но. 102 Вакамачи-хо, Шиндзуки-ки, Токио, Япония, главным инструктором является сын Уешибы Кисшомар Уешиба, имеющий 8 дан Айкидо. Учитель Уешиба появлялся несколько раз в Дожо и тренировал учеников.
Я получил разрешение учителя Уешибы распространять Айкидо в Америке. Начал на Гавайях, организовав Гавайскую Ассоциацию Айкидо. Около 2000 человек брали уроки Айкидо и около 100 человек стали обладателями черного пояса, затем это искусство распространилось в США. Во Франции имеется инструктор, обладающий 6-м даном по Айкидо. Он занимается обучением своих учеников в последние 6 лет. Некоторые из них специально приезжают в Японию, для практики в Дожо Уешибы.
Дух всеобщей любви и принцип несопротивления становится все более притягательным для людей всего мира. Можно сказать что завещание Учителя всеобщего мира и любви исполняется.
Было неслучайным присуждение ему медали «Чести с розово лентой» в 1960 году. Медаль присуждается тем, кто постоянно способствует дальнейшему изучению, совершенствованию и творческой работе.
В следующем году он, пользуясь приглашением Гавайской Ассоциации, посетил Гавайи, где выполнял роль судьи, помимо обязанностей инструктора.
Коичи Тохей "Айкидо" |
|||||
Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) объединения души и тела Общество изучения Ки - Москва: Ки-Айкидо, Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия Основатель общества - Мастер Коичи Тохей (10-й дан Айкидо) |
|||||
|