Сила или расслабление

 

 

 

Итак... ошибки.

Как известно, не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Увы, жизненная необходимость, как правило, не принимает в расчет нашу природную лень и бьет по слабым нашим местам, заставляя куда-то двигаться. Она конечно же права. По праву сильного :). Это так, к слову, вместо вступления :)

 

Ошибок у меня много и последняя из них – считать правильным вчерашнее понимание и пытаться выполнить прием, за него цепляясь. Т.е. вчера, в меру своего вчерашнего понимания я что-то там сделала, почувствовала как, куда и зачем надо тянуть/толкать и пытаюсь сегодня сделать что-то чуть лучше, не чуть иначе, а повторить вчерашнее.

И на себе и на других я заметила приблизительно одно и то же: приобретая некоторое количество опыта человек начитает им злоупотреблять в том смысле, что пытается провести прием, думая при этом головой о расслаблении, но применяя физическую силу уже зная как и куда - точки ее приложения невозможно не почувствовать.

На себе это было легко заметить – моя физическая слабость на сей раз сыграла мне на пользу и я просто не в состоянии сделать что-то неправильно, хоть и с завидным упорством пытаюсь. Лучше всего это видно на двух приемах.

 

(Далее Аня даёт описание не приёма как такового, а теста на Ки, понимая который и выполняя, можно большинство приёмов делать не силой, а с помощью расслабления. Суть его проста - один стоит, другой рядом сидит на коленях и тянет руку стоящего вниз. Если это делать силой, то у стоящего срабатывает мышечный рефлекс и повалить на пол человека не просто. Можно вырвать её из сустава, сделав резко, но вряд ли это можно будет назвать айКИдо. Сложность в том, что само желание повалить на пол партнёра мешает выполнению, внимание прыгает на руку, твои собственные руки, плечи напрягаются, тянешь уже не вниз, как Природа бы сделала используя силу притяжения, а тянешь на себя. Итогом неправильного выполнения является то, что потом желание тянуть, давить вниз переходит в приёмы и как раз появляется "силовуха". Тут Ане, как она пишет, "повезло", её физической силы порой мало, чтобы дёрнуть руку с такой силой, чтобы партнёр упал. Хотя, партнёрам повезло больше - руки целы ;-) - А.В.)

Первый из них, увы, не помню, как он называется, это когда необходимо сидя в сейдза взять партнера за руку и просто опустить вниз. Сделать правильно очень сложно по той причине, что очень легко добиться требуемого результата при неверном исполнении, т.е. если ты достаточно здоровый, то соразмерный партнер роняется легко и непринужденно и, поначалу, даже и не понимаешь, а в чем собственно проблема то: ты дергаешь – он падает, стоит руки чуть-чуть поджать к себе, как партнер теряет равновесие. Однако на более здоровом партнере это не прокатит. Мне такую ошибку сделать очень тяжело по той простой причине, что соразмерных мне партнеров на все татами человека полтора в удачный день, а выполняя не правильно я настолько напрягаюсь, что неверность исполнения становится очевидной. 

 

(Ниже идёт описание тоже не совсем приёма,  а как его называют "упражнение на развитие Ки", хотя, тоже содержит элементы многих приёмов, и делая её отменно, можно с уверенностью сказать, что приёмы "пойдут". Кратко выполнение дано в статье Коичи Тохея")

Второй прием - это всеми любимая кокю-доса с той же проблемой. У нее несколько вариантов исполнения, в которых я уже давно запуталась, и самый распространенный из них это когда сначала надо податься чуть вперед, чтобы вывести партнера из равновесия, а потом одна рука идет вниз, другая вверх, и вот он уже лежит и делает тебе тестик. Сил тут особенных не требуется, и имея достаточно неопытного партнера, типа меня, очень легко эти самые силы применить, даже не заметив как. Ошибку легко совершить, просто потому, что человек автоматом подается назад, когда ты достаточно активно начинаешь движение в его сторону, а дальше и делать то особенно нечего. Поймать партнера на этом легко – стоит чуть-чуть потянуть его вперед, когда он еще не завершил движение, как он падает (тут я могу быть очень не права, т.к. человек вроде и должен падать, находясь в неустойчивом положении). Но на других вариантах, та же ошибка заведет в тупик. В том варианте, который дает Павел в пятницу, когда движение вперед, как таковое, почти отсутствует, я, со своим неверным пониманием, упираюсь в любого партнера, как в стену.

 

Тяжело не думать головой при исполнении приемов, пока не знаешь самого движения и не понимаешь его сути. Но, даже запомнив движение, все равно очень тяжело отключить мыслительный процесс, потому что «как это так, я еще ничего не поняла, а партнер уже лежит и говорит, что я хорошо его уронила!». Очень сложно уяснить, что тело может работать в наших интересах, не загружая при этом сознание. В тоже время любая мысль о действии приводит к возникновению физического напряжения в органе, призванном это действие реализовать, благодаря чему я втыкаюсь со своими весьма малыми силенками в чуть более сильного партнера.

В общем, как бы не было сложно поверить в то, что даже я могу что-то сделать с человеком, да еще и не применяя физических усилий, видимо все-таки придется :) Потому что попытки что-то сделать, исходя из знания только технического аспекта типа «вывел из равновесия -> чуть подтолкнул -> он упал» иногда успехом и могут увенчаться, но... далеко не всегда и не со всеми. Это, конечно, тоже работает, но в основном на соразмерных партнерах, какие мне встречаются крайне редко. А несоразмерным партнерам, как правило, тем тяжелее (конечно в зависимости от их опыта), чем больше я расслабляюсь. Правда пока что, я вижу верность этого принципа в основном за пределами татами в повседневных жизненных ситуациях (например, когда большие дяди начальники сильно бесятся из-за того, что меня почему-то не нервируют их претензии :)) но он, вероятно, должен работать и в применении к физике, надо это только почувствовать...

 

29.03.2004 г.

Анна

 

 

На мой взгляд, Аня поднимает очень и очень не простой вопрос - соотношение правильности выполнении с точки зрения векторов движений различных, наработанного с годами умения приложить силу в нужное место и нужное время, что приведёт к некоему результату - к примеру нападающий окажется на полу .  Но, если мы говорим не о лохах, а о тех, кто хоть что-то умеет, то всегда есть шанс нарваться на ещё большую силу, или, как это бывает чаще, на более умелого человека, который, "словив" твоё стремление, твоё усилие, вовремя спохватится и обломает все твои начинания. На другом же полюсе стоит умение "работать с Ки" как его дают по линии Коичи Тохея - то есть не за счёт техники, а за счёт возможности с Ки работать, как это понимается  в Ки Айкидо, когда нападающего как будто "втягивает", "обрушивает" за счёт расслабления айкидоки проводящего приём. Истина, поди, как всегда гденть посередине.

Большинство, кто занимается хотя бы годик, попадали в ситуацию, когда все твои старания в приёмах просчитываются нападающим, он как бы присоединяется уже к твоей силе и ты втыкаешься в нападающего как в стену. Опять таки, можно идти путём всё возрастающего технического мастерства, воплощая идеи хорошей борьбы, самбо, рукопашки и т.п. Можно нарабатывать силу, так что если что просто оторвать руку, можно всё сопровождать атеми - ударами в момент, когда не ждут. Но у нас в зале, к примеру, хорошая айкидошная техника мало проходит, поскольку народ уже вполне расслаблен, чувствует любое твоё усилие. Удары... Ну не знаю, не представляю себе вот Аню, с её 50 кг делающую атеми мужику пьяному весом килограмм под 100 ;-). Думаю, на ногах бы он всё же устоял, но разозлился бы сильно.

 Остаётся ещё волшебное Ки, работе с которым и учимся. Но из всего волшебства на тренировках только и есть, что расслабление и отсутствие желания сделать что-то, поскольку всё внимание сразу прыгает на объект. Так что, если сказать бредово, но наиболее верно - сила в слабости. Может тесты на Ки Коичи Тохея и не единственный способ добиться состояние той самой "пустоты" и "прозрачности" при воздействии как силы нападающего, так и для случаев, когда ты скатываешься к голой технике или силовому воздействию, но привлекает сама чётко структурированная система, построенная не по принципу "чуда", "скрытных техник", а вполне осязаема, доступна если и не на уровне супермастеров боевых искусств, но уж точно в целях познания себя и своих возможностей. 

Лично мне нравится способность Ани подмечать тонкости, которые многие и через годы занятий пропускают мимо себя, улавливая лишь внешние атрибуты искусства, увлекаясь формой и забывая о содержании. Есть такие понятия - "мастер" и "ремесленник", на это захотелось вспомнить дзенскую притчу:

 

Золотая середина

 

Император Китая сидел на помосте под навесом и читал книгу.

Внизу мастер-колесник ремонтировал его карету. Император отложил книгу и стал наблюдать за действиями старого мастера, а потом спросил его:

- Почему ты такой старый и сам ремонтируешь карету? Неужели у тебя нет помощника?

Мастер ответил:

- Твоя правда, государь. Ремеслу то я научил своих сыновей, а вот искусство свое передать им не могу. А здесь работа ответственная, требуется особое искусство.

Император сказал:

— Что-то ты мудрено рассуждаешь! Поясни-ка попроще свою мысль.

Старый мастер сказал:

— Могу я тебя спросить, что ты читаешь? И жив ли человек, который написал эту книгу?

Император начал сердиться. Старик, видя это, сказал:

- Не сердись, пожалуйста, я сейчас поясню свою мысль. Видишь ли, мои сыновья делают хорошие колеса, но они не достигли совершенства в этом деле. Я достиг его, но как им передать мой опыт? Истина посередине...

Если сделать колесо крепким, то оно будет тяжелым и некрасивым. Если постараться сделать его изящным, то оно будет ненадежным. Где та грань, та мера, которой я руководствуюсь? Она внутри меня, я постиг ее. Это и есть искусство, но как его передать? В твоей карете колеса должны быть изящными и крепкими одновременно. Вот и приходится мне, старику, самому делать их.

Так и трактат, который ты читаешь. Человек, написавший его много веков назад, достиг высокого понимания, но передать это понимание нет никакой возможности.

 

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Стиль Син Син Тойцу Айкидо

Син Син Тойцу Айкидо (КИ-Айкидо) в Москве

Видеоролики, фото, творчество 

Фотоальбом  

Впечатления от семинаров и тренировок.

Додзё Син Син Тойцу Айкидо в Москве. Расписание занятий.

FAQ.Часто задаваемые ВОПРОСЫ по Айкидо и ОТВЕТЫ на них

ФОРУМ

ЛИТЕРАТУРА

Интересные сайты

Вопросы? Пишите


HotLog Rambler's Top100 Рейтинг эзотерических сайтов

Hosted by uCoz