Впечатления от семинара Ки Айкидо в Москве в 2004 г.

 

Прошлый приезд в Москву нашего японского сенсея Котози Сигеру (6-й дан Ки Айкидо) не был отражён в моих впечатлениях на сайте по некоторым причинам, но держать народ в неведении второй год подряд - это уже свинство! ;-) Поэтому, я решил написать эту статью, хотя понимаю, что она может не всех устроить по содержанию и некоторые вещи, на мой взгляд, могут быть восприняты людьми, не знающему всех обстоятельств, совсем не так, как мне хотелось бы. Если перевести на русский, то часто проблемы и вообще ситуации видны только изнутри и прочтение их человеком со стороны может пониматься совсем иначе чем участнику событий. Хотя, что это я разу всё усложнил? Буду упрощать ;-).

 

Краткая предыстория

 

На прошлый год мною не было получено много ответов по животрепещущим, для меня, вопросам относительно айкидо, работы с Ки, и вообще системе обучения по линии Тохея. Это было вызвано многими причинами, в основном субъективными. Сенсей был в Москве первый раз, организаторы семинара пытались сформировать у него определённое впечатление о нас самих, делали сильный упор на то, чтобы проявить максимум уважения и учесть особенности японского менталитета. отличающегося своей иерархичностью и уважением к старшим. Написано сложно, но просто сказать трудно. Скажем так, не все вопросы переводились, не всё разрешили попробовать на себе, к примеру, чтобы сенсей выполнил на мне ряд тестов на Ки или как будет работать айкидо сенсея если я буду нападать так, как я это представляю будет происходить на улице.

Во многом мои вопросы были наивны, но были примерно похожи на те, что задают большинство приходящих к нам занимать. Со временем понимаешь, что если ты просишь показать приём от одной атаки, но при этом нападаешь совсем другой атакой, то и делать уже нужно другой приём. Что не всегда приём нужно выполнять "дружелюбно", а можно и болевой сделать так, чтобы искры из глаз посыпались и атеми провести в подходящий момент. Но в любом случае, хотелось посмотреть ССТ Айкидо в действии, потрогать его с разных сторон, ощутить то, к чему бы ты мог со временем сам придти, если не бросишь заниматься.

Кроме того, как я писал на сайте, после прошлого семинара у меня произошёл конфликт с рядом хабаровских айкидок, обвинивших меня в том, что я тот самый семинар в Москве "сделал под себя". С чем я был в корне не согласен, не было такого мнения и среди занимающихся в Москве. Но всё равно, это породило конфликт, со взаимными обвинениями. Мне пришлось переделать свой сайт совсем в неофициальный, во избежании дальнейшего нарастания напряжения  я свои впечатления так и оставил в голове.  Этот же семинар прошёл на удивление открыто и показательно, в общем-то практически ничего не мешало событиям развиваться в самом непредсказуемом варианте.

 

Сам семинар

 

Перед семинаром у меня получился конкретный недосып, поскольку пришлось из похода ехать рано утром, поспалось всего несколько часов и видон у меня был ещё тот. ;-).  Думаю, даже он был похож на злой и недовольный, потому что когда я первые разы подходил к сенсею, то он поди это воспринял как угрозу своей жизни и САНКЁ (болевой такой) сделал мне так, что я прыгал от удовольствия ещё долго ;-).

От всяких организационных моментов я самоустранился, так что целиком отдался тому, что происходило на семинаре. Хотя, было бы интересно пообщаться с сенсеем за пределами татами, помнится, когда я был в Хабаровске на семинаре, то мы душевно пообщались, в меру переводимого, в ресторане. Но зато тут татами и всё что мы на нём можем и умеем можно было показать.

Народу, как и предполагалось из за не самой маленькой цены, попадания на рабочие дни, собралось не очень много, около 30 человек. Мне показалось, даже было меньше, чем в прошлом году. Многие видели сенсея первый раз. Удивительно то, что именно из обычно сенсей выцеплял из зала, когда демонстрировал какой-то тест или элемент приёма. При этом, как и в прошлом году спрашивал сколько человек занимается, до сих пор интересно, зачем ему это было нужно.

Занятия начались с теоретических объяснений особенностей состояния ССТ, тестов Тохея, 4-х правил, всяки объяснения переноса внимания в точку внизу живота, расслабления и т.п. На всё это давались тесты, к которым большинство из нас давно привыкло и можно сказать поднатарели в них. Ввиду того, что на нашем Ки Классе времени обычно для тестов побольше чем на занятиях Айкидо, то тесты мы эти переделывали во стольких вариантах, что просто надавливание на грудь, к примеру, уже никого не удивляло. Удивляло многих то, что не допускалось надавить к примеру на голову, чтобы сделать тест. Хотя, большинство из нас, имеющих не правильную осанку, остеохондроз и т.п часто замечали, что именно тест с давлением на голову позволяет найти ту самую ось, о которой постоянно говорят, позволяет расслабить не только мышцы шей и верхнего плечевого пояса, но, как это ни удивительно, даже поясницу. В общем, народу было настоятельно рекомендовано делать только то, что показывает сенсей, не отступая от этого ни на йоту.

Прикольное же началось тогда, когда сенсей стал показывать как правильно делать укеми (кувырки) где он фактически сам держал голову выполняющего в том положении, в котором она бы была так сказать в правильном единстве с телом. Чётко было видно, что когда человек напрягается при кувырке, напрягается и шея, голова выдвигается вперёд. Сенсей, можно сказать, "ловил" голову выполнявшего кувырок и принудительно заставлял его не качать головой. На мой взгляд, в данной ситуации тест с давлением на голову сразу бы дал почувствовать человеку где у него напрягается, в каком состоянии мышцы и вообще, находится ли он в ССТ. При этом, тест на спину вполне возможно ничему бы и не научил выполняющего кувырок, потому что не у всех такая хорошая чувствительность, чтобы сразу заглянуть во все напряжённые места тела. Лано, это я опять мудрю, просто хотел сказать, что сенсей, сам того не замечая, практически делал тоже самое, что делаем мы, проводя тест не только на грудь, но и на любое другое, выводящее человека из равновесия место тела. Но, безусловно, есть то, что "положено" делать потому что так установили "сверху" и надо значит это делать. Традиции, нормы... инициатива наказума. Однако, всё же замечу, что занимаемся в "Обществе изучения Ки", но с таким подходом получается, что мы изучаем только так, как это рекомендовано изучать "сверху".  Лично мне, с моей интуицией, опытом в биоэнергетике, это вообще противоестественно и на сегодняшний день я нашёл подтверждение, что иногда полезно оставаться самим собой. О чём пойдёт рассказ ниже.

Чтобы оговориться, поскольку вопросы пошли и на форуме, скажу, что Ки Класс в Москве создавался лично Павлом Нигей, и я ни разу не слышал, чтобы ему как-то чётко установили, что он там может делать, что не может, более того, у самого Котодзи-сенсея в Японии нет Ки Классов и он нам даже не показывал динамических тестов, которые Степанов Ю.Б. и Павел осваивали на семинарах в Хомбу додзё у Тохея.   Так что, занятия ССТ Айкидо у нас идут вполне в русле рекомендованного, в том виде как это и в Хабаровске и в Японии, ну а Ки Класс, как это лично я понял, полностью в распоряжении Павла, поэтому мы там с удовольствием осваиваем те же оздоровительные даосские методики, суставную гимнастику и т.п.  Лично мне, с моей больной спиной, этого сильно не хватало, да и вообще, приятно посмотреть на отличия в подходах айкидо и того же цигуна на работу с Ки или Ци, освоить некоторые упражнения, которые можно выполнять за пределами татами. Ведь на мой вопрос к Котодзи-сенсею о том, "есть ли в ССТ Айкидо упражнения для НЕпарной" работы он порекомендовал тока кокю-хо (Ки дыхание). Думаю, что не густо, учитывая, что порой и в командировки сваливаешь и здоровья заниматься не хватает и в походы уходишь, а тело просит каких то движений, работы на суставы, мышцы, сухожилия.  Ну это так, чтобы было понятно, что подходы к освоению гармонии со Вселенной у нас не всегда замыкаются тем, что спускается "сверху". Лично я вот, ещё и на психотерапевта учусь ;-). Ну а сам народ, я надеюсь, может выбрать, либо осваивать только то, что принято в рамках ССТ Айкидо, либо пожелает посещать Ки Класс, где познание не замыкается рамками какого-то одного подхода.

Опять вот удалился от семинара, жуть, всё не могу с мыслями собраться.

Продолжая про тесты, хочу сказать, что даже те, кто отзанимался несколько месяцев, выглядели достойно, когда их вызывал сенсей. Правда иногда были приколы с переводом, потому что сперва переводчица не могла въехать в специфические слова, которые у нас уже давно на слуху и сенсей пытался даже на английском как-то изъясняться, что, как выяснилось, понимало где-то половина зала. Но, ещё более удивительно, что даже когда не переводилось, каким-то чутьём большинству удавалось понять, о чём сенсей пытается сказать и многие даже пытались подсказать переводчице что означает то или иное слово, даже не изучая японского. ;-). В общем, вовлечены в процесс были все и давались уже не готовые варианты перевода и понятий, а каждому пришлось потрудиться, чтобы вникнуть в сущность тех или иных понятий. Думаю, что тоже способ обучения и народ вполне спокойно воспринимал   уже любой перевод, тем более, что переводчица была симпатичной и ей можно было простить незначительные огрехи ;-). В общем, всё равно делали что говорил и показывал сенсей, тем более, повторюсь, сами тесты нами были обкатаны многократно, пожалуй, отмечу, что если раньше называли один из принципов "подайте Ки", то теперь применяют другое понятие, в переводе что-то близкое к "позвольте Ки истекать".  Видимо подчёркивается теперь больше в Хомбу, что всё должно быть более естественным и не только на уровне физики, но и на уровне работы в энергетике. Лично мне всегда не нравился образ пожарного шланга в тесте "несгибаемая рука", потому как всё равно внимание сосредотачивалось на принудительном направлении Ки, или внимания, или намерения. кому как нравится, но в одну сторону, что в общем-то нарушает целостность, потому что есть ещё 359 градусов, куда бы тоже не плохо расширяться. если мы ведём речь о гармонии со Вселенной и озвучиваем позицию, что в Айкидо мы как бы становимся её Центром. Но трудно представить себя Центром, если ты всё внимание запулил тока в одном направлении, ну несгибаем в нём, а в других направлениях? Так что, мне новое понимание, или объяснение ближе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

Стиль Син Син Тойцу Айкидо

Син Син Тойцу Айкидо (КИ-Айкидо) в Москве

Видеоролики, фото, творчество 

Фотоальбом  

Впечатления от семинаров и тренировок.

Додзё Син Син Тойцу Айкидо в Москве. Расписание занятий.

FAQ.Часто задаваемые ВОПРОСЫ по Айкидо и ОТВЕТЫ на них

ФОРУМ

ЛИТЕРАТУРА

Интересные сайты

Вопросы? Пишите


HotLog Rambler's Top100 Рейтинг эзотерических сайтов

Hosted by uCoz