О желании придти в Айкидо. Зачем это надо и куда лучше?
Желание написать данную статейку появилось как-то спонтанно, в связи с тем, что народ задаёт похожие вопросы, на которые порой трудно отвечать, ввиду того, что часто задающие сами не знают, чего хотели бы спросить... Но вопросы есть... Ещё одна причина, что в связи с недостатком, или противоречивостью информации об Айкидо народ приходит на занятия, уходит, порой сам не зная, чего же он от них хотел. А хотелось бы, чтобы приходили и оставались, так что - лучше меньше, но лучше. Ща поясню...
Так уж получилось, что Айкидо было придумано в Японии Морихеем Уесибой, то есть оно опирается во многом на восточное, или японское понимание боевых искусств. С этим возникает ряд сложностей, в частности, с тем, что там привыкли во всё полагаться на Учителя, а у нас же народу хочется сразу, в уме, всё понять и чтобы нам объяснили для чего занимаемся, и какой будет в результате достигнут прогресс. Однако боевые искусства предполагают не только умение сломать руку, вырубить человека, но и некоторое духовное совершенствование, можно сказать философию, хотя слово мне не нравится, после того что в универе изучал на данной дисциплине.)))
Многие думают, что айкидо - это спорт. Однако сам О-Сенсей, создатель айкидо, да и наш Мастер Коичи Тохей, создавший Ки Айкидо, были противниками соревнований, считали, что это приведёт к ненужной агрессивности, стремлению не совершенствования внутри человека, а достижение внешних результатов. Они стремились к гармонии со Вселенной, в том числе и через занятия в БИ. Им важнее был сам ПУТЬ, та самая приставка "ДО", то есть процесс, ну а соревнования это всегда результат, часто в ущерб тому как же этот результат достигнут... Ну ладно, это слова... К сути.
Ситуация такова, что про айкидо ну очень мало информации. Соревнований нет (хотя, сейчас вот Айкикай российский ввёл по своей системе таковые, но что там судят и как, отдельная тема для разговора), показательных выступлений мало, различия в стилях не понятны. Каждый у себя формирует об Айкидо определённый образ и когда приходит заниматься ищет именно то, что у него в голове созрело. В этом кроется много подводных течений. Можно было бы назвать статью "слухи об Айкидо"....
Первый. "Айкидо - это самооборона". Можно и так сказать, но лучшая драка та, которая не случилась... То есть, если ты себя в Мире правильно ведёшь, то особо на тебя и нападать-то не будут... Ну это дебри, не полезу... Разучиваем мы и как надо нападать, потому как если на тренировках не умеют нападать, то от чего и как учиться обороняться? А понятие "оборона от нападения?". К тому же, вот в боксе есть финты, когда ты провоцируешь на действия нападающего, он нападает, а ты приём проводишь.. Не всё так просто. Другое - это та самая философия, где Айкидо как бы предполагает то, что ты не лезешь на рожон. Но то, что заученное на тренировках нельзя использовать при нападении, при наездах на кого-то - полная чушь. Посмотрите фильмы с Сигалом, а ведь это тоже Айкидо! Да и помешанность у нас на атэми (ударой технике) позволяет в нужный момент применить приёмы айкидо не только для самообороны. Многие рукопашники с успехом используют элементы приёмов айкидо.
В Айкидо теперь разные стили, направления. Многие инструктора переделали учение Уесибы под то, что лично им нравиться, многие тупо взяли техники, отбросив духовную подоплёку и создали нечто подобное рукопашному бою. Вот, сейчас в Айкикай веяние - создать соревнования, и, якобы, агрессивность - это как раз и есть суть айкидо и в России без соревнований никак. Ну и, зная приёмы айкидо, те же болевые, можно всегда пойти и попробовать их на улице, в баре. Навырубался, довёл до белого каления народ, они напали, ты их раскидал, поломал им руки. Это самооборона? А ведь есть такие последователи, которые считают драки в барах необходимым элементом тренировок.
Давайте решим так, я больше буду напирать на Ки Айкидо (Син Син Тойцу Айкидо), о других стилях знаю не так и много, но некоторые особенности буду отражать, в частности, куда и как идти.....
У Уесибы было много учеников. Прожил он долгую , плодотворную жизнь. Только в Айкидо лет 50 преподавал, и, естественно, его понимание об этом БИ менялось, достигая совершенства он видоизменял техники, подходы. Это очень хорошо видно на видео, чем он старше был, тем более мягкие, расслабленные движения, а в конце вообще практически не дотрагивался до нападающих, а они всё одно отлетали от него в разные стороны, ощущение - что все ему поддавались.
Поэтому, каждый ученик, исходя из времени проведенного с Мастером, кто-то в молодые, кто-то в средние, а кто-то и в последние годы О-Сенсея, личных наклонностей - понял что-то своё, взял из этого многогранного боевого искусства Айкидо какую-то частичку. Тем более, что Уесиба больше делал, чем на словах объяснял, наверное, не всё можно перевести в слова. Может внутри что-то ощущал, а вот вложить в голову каждого ученика не мог же... Не только от Учителя зависит. Айкидо оказалось настолько эффективно, что позволяет делать многие приёмы просто исходя из технической стороны, поскольку с точки зрения всяких векторов, физиологии, работает отлично. Но, называя своё БИ словом айКИдо - путь единения с КИ, Основатель явно предполагал не только техники, да и будучи совсем не большого роста. он раскидывал тех, кто на порядок был и сильнее и выше, и влекло-то других именно то загадочное, неуловимое Ки... Говорят, что когда у него спрашивали, как же он выполняет так легко приёмы. он отвечал "в меня входит Бог и приём выполняется".
Но это самое КИ настолько не понятно, не уловимо, что те, кто его так и не уловил, решили, что это всё "фантастика сынок", взяли то, что сами из айкидо поняли и, наорганизовывав свои школы, успешно завлекли народ и преподают. Работает? У многих да, только остаётся вопрос, похоже или нет это на то, чего же под словом "айкидо" понимал сам О-Сенсей. Но нам то с вами что делать? Мы уже не можем прикоснуться к великому Мастеру, да и придя на первое занятие, а то и просто глазея на сайты, не можем понять, настоящее это айкидо, или жалкая пародия. Неуловимость Ки, отсутствие соревнований, привело к тому, что мастеров трудно сравнить между собой, понять, научат тебя чему-то или нет в конкретном додзё. Поэтому, принцип, как и во всём - интуиция и чувство именно своего Пути, который может совпасть с занятиями в данном додзё, а может и не совпасть, но многие ли слушают своё Сердце? Не знаю....
Чего-то я назадавал больше вопросов, чем ответов...
Всё же, давайте так - у вас появилась мысль заняться чем-то, для здоровья, самообороны, поддержания тонуса, духовного совершенствования. Вы услышали от кого-то, или где-то, увидали в кино об Айкидо. Вот от этого и оттолкнёмся. К примеру, вы увидели, как ловко Стивен Сигал разбрасывает всех и вся - это тоже Айкидо, и сам Сигал чёрный пояс получал у Мастера Тохея, да да, того самого, что потом создал Ки Айкидо..... ;-). Я же говорил, что каждый берёт что-то своё и под себя видоизменяет. Но вам захотелось уметь и делать того же самого, что делает Сигал в кино. Почему бы и нет? Но, наверное, надо тогда у него учиться, или у его учеников, если вам хочется прямо всё тоже самое. Научитесь ли вы тому же самому? Не факт, всё зависит от вашего таланта, таланта учителя, потраченного времени и т.п. Формально, Сигал относится к Айкикаай, которая вовсе не стиль, а нечто вроде федерации, возглавляет сейчас внук Основателя - Моритеру Уесиба, но на практике, Сигал делает всё не так, как делают в основных додзё Айкикай, которые, следуя завету сыны Уесибы, пытаются сохранить техники Айкидо в неизменном виде, то есть так, как их понял сам Кессимару Уесиба, сын О-Сенсея. А вот понял ли он что-то ещё, акромя техник..... В общем, не факт, что вы, придя учиться в додзё Айкикай постигнете то, что демонстрирует Сигал, даже по их линии искусство мастеров и подходы поразительно разняться.
Но, если вас привлекло именно умение ломать руки, проводить болевые и удушающие, показать класс на улице, при этом вам не хочется осваивать данное умение годами, тратя "ненужное" усилие на какую-то философию восточную, то есть масса стилей, которые тоже называют себя айкидо, правда о КИ там говорить не принято, зато принято говорить об эффективности на улице и при реальном нападении, так что есть и такой стиль как "Реальное айкидо", господина Врачаревича, который открыто заявил, что всё японское для Японии, а нам все эти ритуалы, философии не надо, а нам надо уметь себя защищать, поэтому он учит только техникам, которые понадобятся на улице. Типа, лучше один приём, отработанный до совершенства. чем 100, но не работающих. Ну что ж достойный выбор, многим именно это и надо. Есть и похожие варианты, типа Ёсинкан, Томики айкидо, наверное что-то ещё... Суть в них одна - эффективность с точки зрения того, как вырубить нападающего, часто такие тренировки весьма физически насыщенные, то есть больше похожи либо на спорт, либо на рукопашку, из вас будут делать бойцов. Для молодых и честолюбивых весьма хороший вариант и, ради Бога. если вам хочется быстро научиться драться, то идите именно туда, не идите туда. где долго и упорно вас будут убеждать в необходимости умения со своим и партнёра Ки работать, где вас будут пичкать ритуалами, типа поклонов, чтения хитрых высказываний японских мастеров... Тем более, если вам надо быстро стать крутым, а тут вообще не понятно, достигнешь ли ты умения хоть один приём показать на улице или нет...
Может оказаться и так, что ваш наставник, или тренер с трудом сами делают приёмы, либо не способны вас научить тому чего сами могут делать, а может это просто НЕ ваше, и вы так никогда и не освоите такой вот способ руки ломать, может внутри вас что-то данному стилю противится, всё бывает. Именно к данным "учителям" наибольшее количество претензий по поводу работоспособности айкидо, именно они виной тому, что айкидо часто называют "балетом", "гимнастикой" и сразу говорят, что любой боксёр или каратист вырубит такого айкидоку. Не волнуйтесь, боксёры и каратисты тоже бывают разные, и между их школами грызня не меньше, типа у кого эффективнее и кто настоящий мастер, а кто полный лох. Им проще, они идут в бои без правил и себя показывают. Особо много историй, что вот в автобусе где-то прижали мастера айкидо 6-го дана и наваляли ему тумаков. Верю, потому как в некоторых стилях так сильно гонятся за поясами, что пара лет - у тя чёрный пояс, ещё пара и ты 2-й дан, ещё пара... В общем, за заслуги по распространению в мире айкидо тебе могут нарисовать красивую бумажку. Но соревнований приближенных к боевым нет, кто проверит, что стоит за бумажкой. К тому же, может быть целью присвоения данов является вовсе не проверить эффективность айкидо на улице, а проверить умение выполнять определённые техники, там красиво, плавно, быстро и т.п? )))
Тем, кто живёт в маленьком городе. посёлке проще, там есть один учитель, один стиль, приходишь и занимаешься тем, что есть под боком. Не особо устраивает, пробуй мотаться на семинары в другие города и страны, накопи денег и поедь в Японию, поживи в роли домашнего ученика у великого Мастера... Да. есть такое вот слово УЧИ-ДЭСИ - домашний ученик, тот, который делает у Мастера всякую черновую работу по хозяйству, при этом имеет возможность учиться. Хотя,мож у богатых и не надо делать черновую работу, платишь много денег и живёшь в доме Мастера, не силён в данном вопросе, езжайте сами, расскажете ;-)
А вот взять Москву. Огромный город, практически все стили айкидо, куча мастеров, куча рекламы, сайтов, мнений занимающихся. При этом в каждом додзё, стиле, говорят что именно они и есть приемники всего того, что имел ввиду Морихей Уесиба. Волноваться не надо, наоборот, радуйтесь! У вас есть возможность найти что-то для себя. Что нужно сразу отбросить? Желание заниматься там, где ближе и там где удобнее по времени. Хотя может вы в рубашке родились, и додзё вашей мечты в двух шагах от вашего дома или работы, и занятия проходят в самое удобное для вас время. Да ещё и по карману сами занятия... Сказка, мне бы такого ))). Ещё - ну не спешите покупаться на звания и степени!. Наличие огромного дана ещё не говорит о том, что вас данный товарищ будет учить тому, о чём вы мечтали, или тому, что вам надо по жизни. Более того, данный товарищ мог сам придумать себе федерацию, стиль, и присвоить себе широким жестом от имени этой федерации 8-й дан. Не свидетельствует ещё об уровне мастерства приближенность (на словах и бумагах) вашего будущего Инструктора к истокам, то есть к Японии или к европейскому (американскому и т.п) великому мастеру. В России единицы тех, кто учился реально в Японии, или хотя бы несколько месяцев (о годах даже не заикнусь, нет таких) у великого Мастера, будучи в ранге того самого УЧИ-ДЭСИ. Основная форма обучения - это приезды на день-три к нам мастеров, часто не высоких данов, пара поездок на семинар в Японию, себя показать и других посмотреть, ну и просмотры видеокассет. Естественно, годы занятий даже в такой форме, да ещё и при таланте, дадут свои плоды, но вот как быть с тем самым непосредственным перенятием опыта у Мастера. духа боевого искусства, обучения тет-а-тет, как это принято на Востоке? По себе скажу, пока не подержишься за руку Мастера. на себе не попробуешь, пока он тебе на тебе самом не покажет твои ошибки, пока ты, не умом, а как бы всем своим существом, не воспримешь того, что Мастер тебе пытается показать, то говорить что ты "понял" что-то, поверьте, преждевременно.
И что делать? Да опять таки, слушайте своё Сердце, интуицию, сходите в зал, посмотрите, можете попробовать. Дух додзё сразу ощущается. Если вы не агрессивны, а тут все прутся от того, как трещат кости, если вам поют о том, что не умея терпеть невыносимую боль не станешь настоящим бойцом, а у вас нет совсем цели стать киллером или телохранителем, то может поискать чего-то другого?
Или, вам хочется докопаться до Сути, вы приходите в зал, но за несколько занятий к вам никто не подошёл, не поправил ваши ошибки, вам ничего не понятно, либо вам что-то объясняют, говорят что их исполнение приёма - это совершенство, к этому надо стремиться, а сами не могут сделать, что говорят, вы оглядываетесь, а вокруг только ГОВОРЯТ, о том как надо делать, но не делают, может тоже поискать другое место? Вот, вы пришли заниматься айКИдо, а вдруг узнаёте, что о КИ говорить не принято, либо что всё это фантастика, фокусы, и вам надо делать 15 лет кувырки, чтобы хоть чему-то научиться, остальное само придёт, может вам надо пойти туда, где вам если и не расскажут о КИ, то хоть продемонстрируют что-то, чего вы не можете сделать, не зная как работать с тем самым Ки? Или вы пришли заниматься айкиДО, то есть искать свой ПУТЬ через БИ, через определённую восточную философию, вы прётесь от даосизма, дзен-буддизма, помешаны на самурайстве, а вам говорят, что всё дело в миллионах повторений приёмов, что нужно учиться делать сразу так, чтобы работало через пару тренек на улице, причём от настоящего ножа, дубины и т.п., что всё зависит от того, как правильно вести руку, уходить от нападения, а о самом духовном совершенствовании ни слова? Может тоже поискать другое место?
А может вам хочется, чтобы Учитель вас тоже уважал, чтобы между вами были доверительные отношения, чтобы он вам помог другими глазами взглянуть на Мир, чтобы в нём был некий стержень, чтобы его власть, деньги, почёт и награды не испортили, чтобы он мог опускаться до вас с вашими проблемами, а тот, кто вас обучает ходит выпятив грудь, кроет вас матюгами если хоть что-то не так, постоянно подчёркивает, какое вы ничтожество, если он весь светится Гордыней, если вам не хотелось бы через десяток лет стать таким же? Может плюнуть на техники, пусть и доведённые до совершенства, а пойти туда, где вы будете ЖИТЬ, быть в здесь и сейчас, а не в своей беспомощности и злости на него и на самого себя?
Я так думаю, что если есть внутри протест, если ноги не хотят идти в зал, если вас там "не греет", то плюньте. Иначе потом вы присоединитесь к тем, кто недоволен жизнью, что Айкидо - это полная лажа, что там пудрят всем мозги и тупо с вас бабла трясут. А надо быть недовольным не жизнью, а прежде всего собою, что вам лень ехать на другой конец города, лень оторваться от бутылки пива, или вы просто живёте не в здесь и сейчас, наслаждаясь своим Путём, а истязаете себя на тренировках, надеясь что ЗАВТРА (а наступит ли оно) вы точно достигнете чего хотели.
Я заметил, что увидев тренировку айкидо, многие сразу загораются желанием придти, потренироваться, себя попробовать. Все красиво падают, проводят приём, довольные лица и т.п. Но ВАШЕ ли это? Не перевозбуждайтесь, не подбегайте сразу к инструктору с тем, чтобы заплатить за месяц занятий! Пойдите домой, проспитесь, примите решение в спокойном состоянии.;-) Обычно остаются те, кто мало что понял головой, но кто почувствовал где-то глубоко внутри отклик. У нас так вообще, те, у кого больше всего появилось сомнений, кто вообще ничего не понял, тот ходит, работает и чего-то добивается. А тот, кто решил закидать всё шапками, тот первым и сваливает... Собственно это и послужило причиной того, что я всю эту белеберду тут пишу. Сайт даёт плоды, народ приходит, с разными желаниями, порой уж слишком смутными, но получает что-то, о чём и не подозревал и не находит того, ради чего пришёл. Я максималист, хочу чтобы приходили именно те, кто внутри себя воспримет Ки Айкидо как СВОЁ, то, что он искал. С новичками очень трудно, приходится словами объяснять вещи, которые трудны для понимания. которые надо просто отрабатывать на практике. Но и бросить новичков на произвол судьбы не правильно, им тоже надо дать почувствовать что же такое происходит, какие есть возможности у них для развития и постижения СЕБЯ. Поверьте, уловить ту самую КИ весьма не просто, тем более, это нечто даже и не схожее с "энергиями" в биоэнергетике, и не похоже на те энергетические шары, как в фильмах пускают. Но если бы со мной вот Павел не возился бы, когда я пришёл, может я и не остался бы... Хотите верьте,. хотите нет, но я был настолько туп к тому, что показывали в Айкикай, что те, кто в паре со мной стояли, проклинали всё на свете. У меня начисто отсутствует способность запоминать движения посмотрев на Инструктора и для меня выучить хоть пару приёмов было сущим наказанием, работал я в паре с Лёхой, и мы назывались "тупой и ещё тупее" ;-). То есть, меня постоянно надо было поправлять, работать со мной, учить моё тело, а не ум... Да и во всём я всегда сомневаюсь, если мне говорят, что айкидо - это круто, это работает, это построено не на физической силе, так я хочу чтобы мне это доказали, чтобы НА МНЕ показали. Я максималист, на мне проходит, значит этому нужно учиться, мне вообще хочется добраться до истоков... Думаю и другие, им хочется почувствовать на себе необходимость в занятиях, ведь айкидо малопонятно, когда им не занимался, и мало понятно, нужно тебе в нём оставаться. тратить на него своё время, деньги, или нет.
Но можно понять и Наставника, который ведь не столько за деньги работает, сколько хочет сам чему-то научиться и внутри него потребность других учить. В нашей ситуации проблема такова, что мы не можем в Японии тренироваться, нам нужен клуб, единомышленники, нужно как-то развиваться. Татами стоит дорого, залов мало и очень редко, когда айкидо даёт прибыль. Наверное и такое есть, раз индивидуальные тренировки даются по 100 - 300 баксов. Кому чего. В нашем случае вообще долго от спонсоров жили, которые за зал доплачивали. Поэтому, хочется передавать свои знания тем, кому ЭТО надо, тем, кто завтра, сам поняв что-то, сможет и тебе на что-то указать, чему-то тебя научить. У кого будет искра в глазах, кто как и ты захочет заплатить за семинар сенсея, приглашённого из Японии. Кто как и ты ищет себя, свой Путь. Если вот я чему-то пытаюсь научить, то мне хочется. чтобы хотя бы меня слушали, вслушивались, пытались понять то, о чём я говорю и показываю, а не витали в облаках. Если у кого-то что-то получается. то я вместе с ними хочу радоваться, как ребёнок.))) Мне самому даётся всё с трудом, и когда что-то получается у другого, мне это в кайф... А если вы находитесь не на своём месте, то это чувствуется, на вас тратится время, силы, которые могли быть потрачены на того, кому это действительно нужно. Поверьте, давно вот в Москве нет цели набрать кучу народу, мы уже на самоокупаемости, разве что вот на приезды Японских мастеров, свои поездки в Японию перенять опыт мастеров нет возможности заработать. Но всему своё время, ситуацию за уши притянуть нельзя и никому не хочется тупо превращать всё в зарабатывание денег, обучая всех и вся, даже если внутри гложет совесть... По мне, так чем меньше народу, тем лучше, шутю...))) Просто хочется отдачи, чтобы были и занимались те, кто нашёл чего искал, а не потому что модно и т.п.
Вроде про боевой аспект я немножко сказал...
Другой миф, это то, что "работая с КИ вообще не надо техник отрабатывать, ткнул пальцем и все отлетают от тебя". Уверяю, в Ки Айкидо пахать надо как и везде. Само ничего не бывает. Другое дело, что пахать приходится не только телом, а учиться осознавать своё состояние, учиться расслабляться. Мастеров. кто умеет делать не физикой, а именно за счёт расслабления, за счёт того, что ты "присоединяешься к КИ партнёра" не так и много. В стилях, где о КИ разговаривать считается знаком дурного тона вообще не понятно, как данный миф хоть в приближении применить. Ну да, совершенные техники. вовлечение партнёра в своё вращение, умение вывести нападающего из равновесия, направить его в нужном направлении - всё это есть. Но вы посмотрите на видео с участием Морихея Уесибы, Коичи Тохея!!! Сравните их с тем, что увидите в любом додзё Москвы. Даже если вы не знаток боевых искусств, всё равно почувствуете что-то, что их отличает, нет, не скорость выполнения техник, их отточенность, а что-то ещё, неуловимое, но завораживающее, то, что первым делом заставит вас подумать - "поддаются", этого не может быть, потому что не может быть. Если вот Мастер работает с Ки, ощущения неповторимые. Никто тебя не дёргает, не тянет, не ломает. Тебя засасывает в водоворот, ты падешь сам не понимая почему, но у тебя жуткий кайф даже от того, что ты упал... Кайф от того, что не фига не понял, что есть то самое нечто, которое тебе не доступно. Оно не связано с техниками, я всю жизнь занимался спортом, да , кайф, но всё это можно понять головой, натренировать телом, ощутить и потрогать. А тут засада, колбасит, а почему не понимаешь.
Но, как оказывается, нет тут никакой мистики, никакого волшебства, секретных техник, а есть тупая, из года в год работа над собой, своими страхами и сомнениями, Есть методика, которая работает, но которая не отвечает на все вопросы нашего пытливого ума. Начал с того, что японцам это понятно, что они просто доверяются Мастеру, а нам нужно, чтобы сперва мы головой поняли. а потом уже заниматься согласились. Многие вообще думают, что раз я плачу, то все меня обязаны учить. На Востоке же наоборот, ты платишь, чтобы иметь возможность учиться у Мастера, то есть ты как бы в роли просящего, даже и если платишь за это. Так что другой миф, что "японцы прячут от нас сущность техник Айкидо, его суть, и нам дают остатки того что сами умеют" не имеет под собой почвы. Просто многие из нас не готовы потратить годы на непонятно что, не готовы к тому, что надо верить Мастеру, надо впитывать не только техники, но и Дух боевого искусства. Почитайте про великих мастеров, многие начинали учиться тем. что долго подметали и мыли полы, посуду и т.п. То есть, прежде чем начать постигать техники, постигали методы борьбы со своей Гордыней. Ну вот, открыли Западу доступ к БИ, Айкидо и что? Мы норовим всё приспособить к нашему мышлению, отбросить всё с нашей точки зрения ненужное, в итоге получается суррогат, который продолжает называться Айкидо. Потом находятся те, кому кажется что надо собрать из разных стилей Айкидо всё лучшее и вернуться к тому самому, единственному, первоисточному Айкидо Морихея Уесибы... Они создают что-то такое, что им кажется тем самым, поскольку всё одно нет О-Сенсея, и он не подтвердит, то ли он имел ввиду под словом Айкидо или нет... Может это не японцы от нас прячут истинное айкидо, а мы не готовы к тому, чтобы перенять его Дух? Может сами Мастера не хотят, чтобы под словом Айкидо распространялось всё что угодно, кроме того, за что им не стыдно ?
Приведу сравнение, может и глупое. Вот, художник Левитан открыл свою школу, набрал учеников, обучил своему великому умению рисовать. Ученики были разные, кто-то мечтал рисовать портреты, поскольку это было выгодно, кто-то тяготел к акварели, кто-то ещё к чему-то, но у Левитана было престижно учиться. Он им дал дипломы, поскольку все они более менее поняли что он им показывал. Стали они Левитанами? Висят их картины в Третьяковке? Не факт... Но, после смерти Учителя, который стал всемирноизвестен, они решили открыть каждый свою школу, и каждый из них стал говорить, что именно он постиг сущность работы Мастера художника, что именно он может всех научить этому. При чём среди них был и сын Левитана, достаточно молодой, он может и не гений, очень трудолюбивый, ему отец завещал свою мастерскую, продолжать его дело в Школе художеств Левитана, организовывать процесс занятий, то есть быть администратором. И был ещё один Ученик, наиболее способный, который, когда перед смертью Левитан долго болел, вёл занятия в Школе, которого Мастер хвалил, и у которого свои картины высоко ценились в Мире. Но оказалось, что сын вдруг посчитал, что в его жилах течёт кровь отца, и что именно он способен передавать мастерство своего отца, что он не только должен организовывать работу в школе, но и вести мастер классы, отсеивать тех, кто соблюдает линию отца, а кто нет... Но другие ученики Левитана тоже считали себя великими художниками, и они даже были таковыми, их работы весели в разных галереях. Но каждый внёс в подходы учителя что-то своё, ему близкое.... Вопрос, кто из них правильно понял Учителя? Кто из них способен научить рисовать так же как Левитан? Кто из них даст вам гарантию, что посмотрев на вашу работу профессионалы критики скажут - ДА - это великое искусство Левитана, воплощённое в тебе!
Так и в Айкидо, каждый ученик понял что-то своё, что-то своё привнёс, а вы будете учиться уже у учениках учеников учеников О-Сенсея... Поэтому, может не нужно стремиться всё объединить? После соревнования по айкидо по линии Айкикай, я понял, что не нужно создавать нечто универсального, что мир хорош разнообразием и каждое направление соберёт тех последователей. которых прёт именно от такого айкидо. Ну не придут они к нам в ки-айкидо, потому что это НЕ их метода, а мы к ним не пойдём. Но и они и мы испытываем кайф от того что делаем. А то, что их организаторы великие берут на "гнилуху", типа, что кто с ними не желает соревноваться, по ИХ правилам, тот полный лох, пусть будет на совести этих организаторов, это не имеет ничего общего с сами боевым искусством, а только с их Гордыней, либо просто им нужно для того, чтобы на айкидо денег заработать, к примеру, получить эти деньги от Госкомспорта.
Ну а вообще, чем же привлекает народ Айкидо и для чего можно было бы заниматься усреднённому человеку, не грезящему стать супербойцом и для чего же в него окунаться?
Тут сугубо мой взгляд, который может быть поможет кому-то определиться.
Судя по занимающимся у нас, контингент довольно взрослый, детские группы не беру в расчёт, там чаще родители за детей решают где и чем заниматься. Тут несколько факторов. Есть те, кто себя уже пробовал где-то в чём-то боевом, либо активно физическом, типа качалок, карате борьбы и т.п. С годами появляется некоторая ленца, не очень хочется сильных физических нагрузок на износ, не хочется лишних травм, так часто бывающих в спорте на результат... Мне к примеру не особо с фингалами по судам ходить охото, работая юристом. К тому же, по себе знаю, что восстановление после нагрузок уже не то что в 20 лет, да и сами нагрузки уже не так переносятся. К тому же, активные виды требуют активных занятий, как можно чаще, чтобы был постоянный результат. С годами же полно забот, работа, семья интересы и т.п. В Айкидо (наш стиль) нагрузки вполне умеренные, только от твоего желания зависит, работать на износ или делать вид (что обычно я делаю ;-) ). Не хрустят кости (если правильно работать), не рвутся мышцы, хотя травмы бывают, в основном по-глупости... Кроме того, от занятий раза 2-3 в неделю вполне наступает удовлетворение от того, что делаешь, хотя, порой так и хочется стать похожим на Тохея в исполнении техник...)) Да и само исполнение техник в состоянии расслабления. умение держать спину прямой, правильно падать, перемещаться красиво - доставляет огромное удовольствие. Я вот в "качалку" ходил, ну да, кайфово, мышцы ощущаются, играешь ими везде, но вот состояния некоего "полёта" тела не было. Руки в раскаряку, походка как у медведя....чума. Постоянно чего-то не хватало.
Кроме того, в Айкидо провозглашается некая философия, вот у нас в додзё - что сломать руки и ноги - не самоцель, а важна именно гармония с Ки Вселенной. При этом, и про прикладной аспект - самооборона, тоже не забывается. По крайней мере большинство надеется, что лет через несколько в критической ситуации может и помочь. Ну а вообще, те кто видел айкидо в исполнении хороших мастеров, западают на ту лёгкость, с которой работают мастера, завораживающие действия, умение отправить нападающего в нужном направлении, даже если нападающий на порядок шире в плечах. Учитывая. что ща все помешались на таинственном, самопознании, Гарри Поттере и Пауло Коэльо, то не мудрено, что народ ищет что-то такое. что можно назвать сверхъестественным. Кому же не хочется научиться чему-то запредельному... не важно, из каких соображений. Потом уже понимают, что пахать надо, тогда и будет результат.
В общем, кому физкультура, кому самооборона, кому двигательная медитация. кому хорошая компания, кому ещё чего... На все вкусы боевое искусство, важно попасть в то додзё. которое греть будет.... ;-)
14.04.2003 г. Вишняков Андрей.
Син Син Тойцу Айкидо (КИ-Айкидо) в Москве
Впечатления от семинаров и тренировок.
Додзё Син Син Тойцу Айкидо в Москве. Расписание занятий.