Марк Форстейтер

Даосские притчи

13

ДЭ — ВНУТРЕННИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Итак, человек создан благодаря взаимодействию Неба и Земли и обладает качествами Дао, воплощенными в Дэ — нашей внутренней силе, проявленной в форме энергии Ци, то есть как упорядоченность и структурированность наших тела и разума и как потенциал, заложенный в наших генах.

Дао проявляется посредством Дэ — силы, благодаря которой заложенные в нас качества реализуются и воплощаются в жизненном опыте. Как говорит Чжуан-цзы, Дао не действует, но все же действует: действие Дао осуществляется посредством Дэ.

Чтобы понять, что такое Дэ, вернемся к дереву в парке. Подобно Вселенной, дерево рождается из крошечного семени, содержащего в себе Дэ — внутренний потенциал. Когда под действием природных сил развития и роста этот потенциал проявляется, дерево растет, расцветает и плодоносит. Именно об этом говорит поэт Дилан Томас:

Та сила, что соцветья взрыв мчит по зеленому запалу,

Мчит молодость мою, а та, что вырвет корни из земли,

Меня разрушит.

Но где слова, чтоб объяснить осенним ветром смятой розе,

Что тот же вихрь младые годы заставит

                        гнуться пред зимой.

Та сила, что стремглав ручей проносит дикими скалами,

Проносит в жилах кровь, а та, что сушит устья горных рек,

Ее иссушит.

Но где слова, чтоб объяснить устам, к ручью припавшим жадно,

Что неподвластно их усильям вот так же в жилы

жизнь вдохнуть.

Дао и Дэ пребывают во всем — и в живой и в неживой природе. Дэ — та сила, благодаря которой человек развивается из оплодотворенной яйцеклетки, растет и достигает зрелости.

Вспомним в качестве примера знаменитый фильм «Билли Эллиот». В начале фильма одиннадцатилетний мальчик Билли мечтает стать танцором. В нем заложены стремление к танцу и талант танцора. На протяжении всей картины мы видим, как этот дар развивается и растет. А в финале талант героя — его Дэ — достигает расцвета: заключительным кадром фильма становится прекрасный прыжок, исполненный жизни и страсти. Реализовать свой потенциал удается далеко не всегда, но Билли Эллиоту повезло: он сумел осознать и развить свою Дэ.

Реализованный потенциал Дэ придает человеку особое обаяние, особую привлекательность, неизъяснимый магнетизм, позволяющий влиять на других одним своим присутствием. Именно такого рода внутренний свет отсвет отличает мудрецов и всех, кто обладает способностью вести за собой других людей.

В Дэ содержится также начало, которое в индийской традиции связывается с понятием кармы: каждое действие влечет за собой определенные последствия, наступающие иногда немедленно, а иногда не сразу и опосредовано, но, так или иначе, формирующие наше будущее. «Дао Дэ Цзин» предупреждает: для того, чтобы избежать последствий необдуманных действий, необходимо следовать примеру древних мудрецов.

 

Они были робкими, как будто переходили

                                зимой поток;

они были нерешительными, как будто боялись

                                своих соседей;

они были важными, как гости;

они были осторожными, как будто переходили

                                по тающему льду;

они были простыми, подобно неотделанному дереву;

они были необъятными, подобно долине;

они были непроницаемыми, подобно мутной воде.

Это были те, которые, соблюдая спокойствие,

                    умели грязное сделать чистым.

Это были те, которые своим умением сделать

долговечное движение спокойным содействовали жизни.

Они соблюдали Дао и не желали многого.

Не желая многого, они ограничивались тем,

            что существует, и не создавали нового.

 

Смысл жизни в даосском понимании заключается в полном осознании собственной Дэ — своего потенциала — и в развитии ее на протяжении всей жизни. Вот как об этом пишет Чжуан-цзы:

 

Вещь, осуществившая в себе свой жизненный принцип, зовется Формой. Форма хранит в себе Дух. Каждая Форма имеет свои правила, и вместе они зовутся Природой.

 

Кто печется о своей природе, возвращается к жизненной Силе. А кто достиг предела Силы, становится единым с Началом.

 

 В детстве наша внутренняя природа совершенна, однако с годами нам приходится приспосабливаться к жизни в мире условностей, и мы теряем этот бесценный дар. «Настоящим Человеком» Чжуан-цзы называет того, кто способен вернуться к этому изначальному совершенству, того, чья единственная цель состоит в сохранении и реализации изначально заложенного потенциала.

«Настоящий Человек» достигает этого благодаря пониманию того, в чем состоит истинное знание:

 

Знать действие Небесного и действие человеческого — вот вершина знания.

Тот, кому ведомо действие Небесного, берет жизнь от Неба. Тот, кому ведомо действие человеческого, употребляет знание познанного для того, чтобы пестовать непознанное в известном.

Прожить до конца срок, уготованный Небом, и не погибнуть на полпути — вот торжество знания.

 

Даосская философия не обещает спасения или просветления: ведь что такое «спасение», просто неизвестно, а индивидуальное просветление рассматривается в даосской традиции как эгоистическая цель. Вместо этого Чжуан-цзы проповедовал полнокровную и яркую жизнь, от которой человек получает удовольствие. Поначалу такая цель может показаться даже примитивной и совсем не достойной истинного философа. Но кто из нас может похвастаться тем, что действительно получает удовольствие от жизни? Поэтому в книге «Дао Дэ Цзин» сказано:

 

Мои слова легко понять

и так легко им следовать,

но никто в мире не понимает их,

и никто им не следует.

 

Что же позволяет мудрецу, «Настоящему Человеку», следовать этой на первый взгляд такой несложной заповеди? Каким образом ему удается найти Дао?

 

назад

Марк Форстейтер

"Даосские притчи"

вперёд

 Общество изучения Ки - Москва , основатель - Мастер Коити Тохэй (10-й дан Айкидо)

Син Син Тойцу сайт http://ki-moscow.narod.ru объединения души и тела

Ки-Айкидо,  Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия в Москве

ДЗЕН, ДАО

БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ

ЭЗОТЕРИКА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЗДОРОВЬЕ,

ПСИХОЛОГИЯ

HotLog Rambler's Top100 Рейтинг эзотерических сайтов

Hosted by uCoz