Марк Форстейтер
Даосские притчи
12
ИНЬ И ЯН
В «Дао Дэ Цзин» описано, как Дао спонтанно преображается из ничего в нечто и как та же спонтанность непрерывно творит видимый мир:
Дао порождает Одно.
Одно порождает Два.
Два порождают Три —
а Три порождают все сущее.
Дао — хаотическое, несуществующее, бесформенное — преображается в «Одно», самую первую «вещь», заключающую в себе всю энергию, необходимую для сотворения Вселенной. «Одно» во многом сходно с тем, что физик Стивен Хокинг назвал «сингулярностью», — с «космическим яйцом» размером с горошину, которое в результате Большого взрыва породило нашу Вселенную 15 миллиардов лет назад. «Одно» — это семя, из которого вырастает все остальное.
«Одно» содержит в себе созидательную силу (Дэ), благодаря которой появляются вещи и происходят события.
Так Дэ пишется по-китайски:
«Одно» получает от Дао энергию, порядок, структуру и потенциал, и все это заключается в Дэ, которое передает их всему порожденному миру. Поздние даосы изображали «Одно» так:
Одно
«Одно» совершенно открыто и целостно, бесформенно и хаотично, как и Дао. Оно отличается от Дао лишь тем, что существует во времени и пространстве. Перейдя от Небытия к Бытию, Дао проявляется как «Одно». Затем «Одно» разделяется на «Два», и эти «Два» именуются «Тай-цзи» — «Великим пределом». Символ Великого предела — Инь и Ян — хорошо известен:
По представлениям даосов, все сущее в мире возникло благодаря взаимодействию Инь и Ян. Ян представляет активное жизненное начало, агрессию и расширение, а Инь соответствует пассивному началу восприятия и сжатия.
Ян олицетворяет положительные и активные проявления силы (движение, Солнце, свет, твердость, Небо, мужское начало, огонь, жар), а Инь — отрицательные и пассивные (покой, Луну, темноту, мягкость, Землю, женское начало, воду, холод). В китайской традиции различные животные, продукты и даже части тела классифицируются в зависимости от преобладания того или иного начала, к примеру: печень, сердце и глаза соотносятся с Ян, а легкие, почки и рот — с Инь. Инь и Ян обозначаются следующими иероглифами:
Инь и Ян находятся в динамическом равновесии, порождающем все многообразие мира. Задача человека не в том, чтобы стремиться к одному из полюсов, а в том, чтобы обрести то же самое динамическое равновесие в себе самом. Инь и Ян противоборствуют, но одно не может существовать без другого.
Символ Тай-цзи показывает, что Вселенная не статична, но находится в постоянном движении и подвержена циклическим переменам. Инь и Ян постоянно взаимодействуют, то уступая друг другу, то наступая, и тем самым обеспечивают это движение.
Набрав слишком большую силу и дойдя до предела, Ян превращается в Инь и наоборот. Такой порядок вещей не позволяет двум началам подавить друг друга и поддерживает естественную гармонию, своего рода космическую справедливость.
В белом поле Ян заключена черная точка Инь, а в черном поле Инь — точка Ян. Это означает, что две противоположные силы возникают и развиваются друг в друге, благодаря чему между ними и сохраняется равновесие. В каждом из начал содержится элемент противоположного: так, мужское начало обладает некоторыми свойствами женского и наоборот. В мировосприятии даоса противоположности не противопоставлены друг другу, а пребывают в единстве и взаимосвязи.
Для Чжуан-цзы самым важным воплощением взаимодействия Инь и Ян была пара «Небо (Великий Ян) — Земля (Великий Инь)». Человек формируется активным началом Неба, воздействующим на пассивное начало Земли. Таким образом, мы сами состоим из Земли и Неба, и для обретения гармонии нам нужно найти в себе баланс небесного и земного. Идущий путем Дао должен подражать действию Неба и Земли, чтобы стать мудрецом, или, как называли самого Чжуан-цзы, «Настоящим Человеком».
В комментариях к «И Цзин», классической китайской «Книге Перемен», император Вэнь так описал воздействие Неба и Земли:
Небо и Земля питают все сущее. Когда Небо движется, а Земля остается в покое, все растет и преображается.
Велика и необъятна животворная сила Неба! В ней начало всего. Бегут облака по небу, идет дождь, и люди, и звери рождаются на земле.
Совершенна и могущественна животворная сила Земли! Обширна и совершенна, Земля дает, поддерживает и вмещает все вещи. О, как она необъятна и как мудра! Все сущее рождается на ней и растет, достигая зрелости. Покорно принимает Земля то, что посылает ей Небо.
Путь Неба — двигаться, вершить перемены и преображать, дабы все живое следовало своей природе. Небо уменьшает полное и увеличивает пустое. Путь Земли — лежать в необъятной полноте. Земля ниспровергает полное и восполняет пустое. Союзом Неба и Земли поддерживается гармония.
Небо с легкостью являет свою силу, а неподвижность Земли принимает ее в простоте.
Того, кто достиг легкости Неба, легко поймут, а за тем, кто достиг простоты и ясности, последуют. У того, кого легко понимают, появятся последователи, а тот, за кем идут, добьется успеха. Тот, у кого есть последователи, будет царствовать долго, а тот, кто добился успеха, может стать великим. Долгое царствие свидетельствует о мудрости и радении. Такой человек достигает заслуженного величия.
Тот, кто следует легкости Неба и свободной простоте Земли, владеет всеми началами творения. Мудрец, овладевший этим, находит наилучшее место — посреди, между Небом и Землей.
Марк Форстейтер"Даосские притчи" |
|||||
Общество изучения Ки - Москва , основатель - Мастер Коити Тохэй (10-й дан Айкидо) Син Син Тойцу сайт http://ki-moscow.narod.ru объединения души и тела Ки-Айкидо, Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия в Москве |
|||||