Шэн-янь

Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров

Электронная библиотека - литература по Дзэн на сайте "Ки Айкидо в Москве".

 

Ши Ван-мин (ок. VI в.н.э.)

Успокоение сознания

 

Мы не знаем точно, что такое Ван-мин — настоящее имя автора или просто псевдоним. На самом деле термин "ван-мин" часто используется в значении «анонимный». Нам известно, что его мирская фамилия была Сун и что он жил в конце правления династии Лян (502—556). Сун был известен своим умом и талантом. Он был чиновником на государственной службе, но после завершения правления Лян стал монахом. Поскольку он покинул дом (принял обеты) согласно наставлениям чаньского монаха, в своей практике он был последователем школы Чань. Возможно, из-за своего интеллектуального и ученого прошлого он также изучал теорию буддизма у многочисленных наставников Дхармы.

Мысли Ван-мина, выраженные в его стихотворении «Успокоение сознания», сильно отличаются от идей шестого патриарха Хуэй-нэна, являющегося представителем основного течения Чань и Китае. На самом деле, это стихотворение свидетельствует о том, что большое влияние на его мышление оказывали даосские философы Лао-цзы и Чжуан-цзы. Например, призыв не внимать звукам и не взирать на формы принадлежит Лао-цзы. Также он обнаруживает свою склонность к даосской философии, или натуралистическому подходу, в строках:

Чрезмерность мыслей волю ослабляет.

Чем больше знаешь, тем мутней сознанье.

В практике он подчеркивает важность объединения сознания (буквально: приверженности к единому). Это не типично для последующего развития Чань, но восходит к индийской «Сутре о последнем завете Будды» (кит. «И шяо изин»). в которой говорится о сведении сознания в одну точку (кит. чжи синь и чу).

«Успокоение сознания» — это превосходное стихотворение в помощь начинающему последователю. Во-первых, оно демонстрирует основной метод практики. Во-вторых, оно рассказывает о том. как практиковать этот метод. В-третьих, оно советует нам быть естественными в повседневной жизни и расстаться со всеми заботами и помрачениями.

 

Избыток знания ведет к избытку действий;

Сознанье ус покоить лучше.

Чем больше думать, тем потери больше:

Объединить сознанье лучше.

 

Чрезмерность мыслей полю ослабляет.

Чем больше знаешь, тем мутней сознанье.

А мрак сознанья порождает помраченья.

И слабость ноли нарушает Дао.

 

Что в этом нет вреда, не говори;

Такая боль способна, питься вечно.

Не думай, что причин для страха нет;

Бурлят лишенья. как кипящая вода.

 

Вода, что капает без передышки малой,

Собой четыре моря напитает.

Не стертые мельчайшие пылинки

Пятью вершинами способны стать,

 

О, ветви береги, чтоб уцелели корни;

Хотя и мелочь, это не пустяк.

Закрой все семь отверстий

И отключи шесть чувств.

 

Не обращай внимания на формы;

И звукам не внимай.

Внимая звукам, можешь ты оглохнуть.

Взирая на цвета, ослепнуть можешь.

 

Литература и искусство —

Лишь  воздухе кружащиеся мошки;

Но метод и способность —

Единственный светильник, что под солнцем.

 

Кто наделен талантом и уменьем,

На самом деле глуп вполне.

И простоту, и чистоту отвергнув.

Они в чрезмерной красоте погрязли.

 

Сознанье — необъезженная лошадь,

А ум — неугомонная мартышка.

И если дух активен чрезвычайно,

То тело ослабеет и погибнет.

 

Деянья, что дурны, приводят к заблужденью;

Кто встал на этот путь, в трясине увязает.

Способность драгоценностью назвать —

То значит заблуждению поддаться.

 

Ругать неловкость и к умению стремиться —

Не то же, что великие заслуги обрести.

Пусть слава велика, но вклад не так велик,

И быстро их известность испарится.

 

Простое чтенье книг

Не много пользы принести способно.

А внутренняя гордость

Враждебность возбудит в других.

 

Использовать слова

Иль письмена.

Чтоб похвалы чужой добиться —

Нет хуже ничего.

 

Что люди признают благим обычно,

Мудрец дурным считает.

Достигнутая радость скоротечна,

Но постоянно горе.

 

Не забывай про тени и следы;

Чем дальше их оставишь, тем надежней.

Когда под сенью дерева сидишь,

Не остается ни следов, ни тени.

 

Рожденья боль и старости страданье

Суть порожденье наших мыслей.

И если мысль в сознанье уничтожить.

Рождение и смерть исчезнут навсегда.

 

Без смерти, без рожденья,

Без имени и очертаний,

Обитель Дао — пустота, покой.

Явлений мириады — все одно и тоже.

 

Что дешево? Что ценно?

Где слава и где стыд?

Что лучше и что хуже?

Как может что-то легким быть, а что-то — тяжелее?

 

Пустые небеса — что может чище быть?

И никакая яркость с солнцем не сравнится.

Устойчиво, как будто Тай-гора;

Незыблемо, златой стене подобно,

 

С почтеньем в дар я подношу стихи

всем добродетельным,

Чтобы навеки Дао сохранить.

 

 

 

назад

Шэн-янь. "Поэзия просветления. Поэмы древних чаньских мастеров"

вперёд

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) объединения души и тела

 Общество изучения Ки - Москва: Ки-Айкидо,  Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия

Основатель общества - Мастер Коити Тохэй (10-й дан Айкидо)

ДЗЕН, ДАО

БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ

ЭЗОТЕРИКА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЗДОРОВЬЕ, ПРАКТИКИ

Rambler's Top100

HotLog

 

Hosted by uCoz