Марк Форстейтер

Даосские притчи

 

Глава 2

СОВЕРШЕННОЕ СЧАСТЬЕ

 

СОВЕРШЕННОЕ СЧАСТЬЕ - В НЕДЕЯНИИ

 

Есть ли в Поднебесном мире высшее счастье? Можно ли сполна прожить свою жизнь? Что нужно делать, на что уповать? Чего избегать, чем заниматься? К чему стремиться, от чего отказываться? Что любить и что ненавидеть?

В Поднебесной ценят богатство, знатность, долголетие и добрую славу, любят покой, изысканные яства, роскошные одежды, красивые цветы и ласкающие слух звуки. Ненавидят же бедность и унижение, преждевременную смерть и дурную славу, страдают, когда нет ни покоя, ни изысканных яств, ни роскошных одежд, ни красивых цветов, ни ласкающих слух звуков.

Если люди лишены всего этого, они впадают в уныние и печаль. Но нет ничего глупее, чем угождать лишь прихотям плоти!

Богачи, изнуряя себя тяжкими трудами, накапливают столь сокровищ, что не успевают воспользоваться ими, да и к радостям плоти эти богатства ничего не прибавляют. Знатные мужи днями и ночами пекутся о своей добродетели, но их добродетель и подавно ничего не прибавляет к радостям тела.

Человек печалится с самого своего рождения, а прожив долгую жизнь, впадает в помрачение. Как горько столь долго страдать, не умирая! И все, что делает человек в жизни, так чуждо ему!

Не знаю, является ли на самом деле счастьем то, что люди нынче почитают за счастье. Вижу я, что счастье в мире — это то, о чем все мечтают, чего все добиваются и без чего жить не могут. А я и не знаю, счастье ли это, но также не знаю, есть ли это несчастье.

Так существует ли на свете счастье? Для меня настоящее счастье — недеяние, а толпа считает это мучением. Поэтому сказано: «Высшее счастье — отсутствие счастья. Высшая слава — отсутствие славы».

Хотя в мире в конце концов нельзя установить, где истина, а где ложь, в недеянии можно определить истинное и ложное. Высшее счастье — это сама жизнь, и только Недеяние позволяет достичь его.

Попробую сказать об этом.

Небо благодаря Недеянию становится чистым; Земля благодаря Недеянию становится покойной. Когда Недеяние Неба пребывает в согласии с Недеянием Земли, свершаются превращения всех вещей. Неразличимое, смутное — неведомо откуда исходит! Смутное, необозримое — лишенное образа! Все сущее в своем великом изобилии произрастает из Недеяния.

Поэтому сказано: «Небо и Земля ничего не делают, но не остается ничего несделанного». Кто же среди людей способен претворить Недеяние?

 

ВОСЕМЬ НАСЛАЖДЕНИЙ

 

В мире есть восемь наслаждений:

 

Наслаждение созерцать краски мира,

    означающее предаваться излишествам в цветах,

наслаждение напрягать свой слух,

    означающее предаваться излишествам в звуках,

наслаждение человеколюбием, губящее

    естественную добродетель,

наслаждение долгом, разрушающее всеобщий

        порядок в мире,

наслаждение обрядами, приучающее нас к

    неестественности, 

наслаждение музыкой, означающее поддаваться

    соблазнам,

наслаждение мудростью, означающее

    упражняться в никчемных искусствах,

наслаждение знанием, означающее привлекать

    к себе недоброжелателей.

Когда все живое в мире принимает свою природу и судьбу, не имеет значения, существует или не существует в нем восемь этих утех. Когда же нет возможности принять свою природу и судьбу, тогда эти восемь ложных добродетелей опутывают людские сердца и ввергают мир в смуту, так что люди начинают чтить их и не хотят с ними расставаться. О, как обманут мир! Кто скажет, что люди одолели эти соблазны и избавились от них?

Посему, если благородному мужу приходится взойти на престол, ему лучше всего следовать недеянию. Благодаря недеянию он обретет покой в своей природе и судьбе. Поэтому сказано: «Если ты ценишь себя больше всей Поднебесной, тебе можно доверить судьбу мира. Если ты любишь свою жизнь больше мира, то мир можно оставить на твое попечение».

И если благородный муж способен хранить свою энергию Ци, никогда не показывать силу и не похваляться ею, то, даже сидя в медитации недвижно, как труп, он будет иметь драконий облик, и, даже храня глубокое безмолвие, он возымеет громоподобный глас. Он будет воздействовать духовной силой и соединяться с Небесным в самом себе. Он будет как бы бездеятелен, а все сущее предстанет ему паром, возносящимся ввысь. К чему тогда думать о том, как лучше управлять Поднебесной?

 

ДОСТИЖЕНИЕ УСПЕХА

 

Считается, что человек получает совершенное удовольствие, когда достигает успеха. Древние не разумели под этим стяжание благ или власти. Они довольствовались своей долей и наслаждались своей природой. Древние называли успехом не обладание колесницей и шапкой знатного вельможи, а всего лишь невозможность добавить что-нибудь к своему счастью. Нынче же успехом считается обладание шапкой и колесницей знатного вельможи. Но шапка и колесница могут радовать только тело, а внутренней сущности они ни к чему.

Мирские блага мы можем обрести лишь на время. Потому не стоит полагать своей целью достижение мирских благ, а если их достичь невозможно, не стоит печалиться. Будь счастлив всегда и везде и не позволяй житейским волнениям завладеть тобой. Если печалишься ты от потери временных благ, значит, не умеешь дорожить удовольствием, которое они приносили. Поэтому говорят: «Те, кто отрекается от себя ради вещей и пренебрегает своей природой в угоду свету, ставят мир с ног на голову».

 

РАЗУМ НАСТОЯЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

 

Не отягощай себя ментами о славе, но делай

            лишь необходимое.

Не строй корыстных расчетов, но положись на Дао.

Не бери на себя бремя ничтожных дел,

        но будь открыт миру.

Не пытайся владеть тем, что знаешь.

Соединись до конца с Беспредельным и обрети свой

        дом в бездонном покое.

Исчерпай то, что даровано тебе Небом, и не желай

        приобретений:

будь пуст — и не более того.

 

Разум Настоящего человека подобен зеркалу. Он не влечется за вещами, не стремится к ним навстречу. Он вмещает все в себя — и ничего не удерживает. Вот почему такой человек способен превзойти все вещи и не потерпеть от них урона.

 

НЕБЕСНАЯ РАДОСТЬ

 

Некоторые люди становятся мудрецами, потому что пребывают в покое, и становятся царями по делам иш

Они окружены почетом, они просты и безыскусны, но никто в целом свете не сравнится с ними красотой.

Прозреть воистину творящую силу Неба и Земли — это называется «Великим Корнем» и «Великим Истоком». Кто наделен этим, приводит к равновесию мир и достигает согласия среди людей. Согласие с людьми зовется человеческой радостью. Согласие с Небом зовется Небесной радостью.

Чжуан-цзы говорил:

 

О, мой учитель! Мой учитель!

Ты сокрушаешь все вещи, а не жесток,

одариваешь милостью десять тысяч поколений,

    а не милосерден.

Ты старше самой седой древности, а не стар,

ты покрываешь Небо и держишь Землю,

высекаешь все формы, а не искусен.

 

Вот что называется Небесной радостью. А потому и сказано, что тот, кто познал радость Небес, —

 

В жизни идет вместе с Небом,

в смерти превращается вместе с вещами.

и в покое сливается с силой Инь,

в движении сливается с действием Ян.

 

А потому для того, кто познал радость Небес, —

 

Нет проклятья Небес.

Нет упреков людей.

Нет бремени вещей.

Нет возмездия духов.

 

Сказано: «В движении он подобен Небу, в покое — Земле. Сердце его спокойно, и мир подвластен ему. Дух его непреклонен, душа его вечно бодрствует. Слова его, исходя из пустоты, достигают Неба и Земли, и все сущее внемлет им». Вот что такое Небесная радость, благодаря чему сердце мудрого вмещает в себя всю Поднебесную.

 

ОТШЕЛЬНИК ОТВЕРГАЕТ ВЛАСТЬ

 

Император Яо захотел передать трон отшельнику Сюй Ю и спросил его:

— Когда светят солнце и луна, зачем разжигать светильник? Когда идет дождь, зачем поливать поле? Если ты, учитель, станешь править Поднебесной, в стране воцарится покой. Если же я продолжу царствовать, не будет ничего хорошего, ибо у меня столько недостатков. Прощу тебя, прими от меня трон».

Отшельник ответил:

— Господин, при твоем правлении государство процветает. Для чего же мне принимать от тебя трон? Не скажут ли люди, что я поступаю так лишь ради власти и громкого имени? Но имя — лишь тень перед сутью вещей. А хорошо ли стать тенью? Птица, вьющая гнездо в густом лесу, довольствуется одной веткой. Полевая мышь пьет воду из реки, но ровно столько, чтобы утолить жажду Вернись к себе во дворец. Я не могу принять то, что мне не принадлежит.

 

ЧТО ТАКОЕ НЕСЧАСТЬЕ

 

Юань Сянь, бывший ученик Конфуция, жил в про-винции Лу. Крыша его хижины была покрыта соломой.

Все кругом заросло кустарником и тутовыми деревьями. Окном в доме служило горлышко кувшина, и Юань Сянь затыкал его рогожей, когда дул ветер. Пола в хижине не было, а крыша протекала, отчего стояла вечная сырость. Однако же Юань Сянь сидел в своем доме совершенно довольный, играл на лютне и пел.

Цзы-Гун, другой ученик Конфуция, носил халат из пурпурного шелка, а белая накидка его сияла, как снег. И вот приехал он в гости к Юань Сяню в колеснице, запряженной холеными конями в прекрасной сбруе. Юань Сянь же вышел встретить друга в шапке из бересты и соломенных сандалиях, опираясь на посох.

— Печально мне видеть тебя в таком несчастье! — воскликнул Цзы-Гун вместо приветствия.

Но Юань Сянь ответил ему так:

— Я слышал, что бедным называют того, у кого нет богатства, а несчастным — того, кто, много учившись, не может применить выученное на деле. Верно: я и впрямь беден, но уж несчастным меня назвать нельзя.

Цзы-Гун устыдился и промолчал. Тогда Юань Сянь рассмеялся и молвил:

— Жить ради славы и похвалы, подчиняться кому-то и делать вид, что свободен, учиться, чтобы блеснуть перед другими, учить ради выгоды, скрывать свои истинные намерения под личиной добродетели и выставлять напоказ свою колесницу и лошадей — вот чего я терпеть не могу!

 

СОВЕТ СТРАЖА ГРАНИЦЫ

 

Император Яо держал путь в царство Хуа, когда его заметил страж границы. Страж хотел поприветствовать императора.

— Долгих лет жизни, господин! — крикнул он. Императору не понравилось, что его отвлекают от

I размышлений, и он велел стражу замолчать. Но тот не

унимался:

— Да станет мудрец богатейшим!

Император опять приказал стражу умолкнуть, но

тот не повиновался и на сей раз.

— Да будет у мудреца много детей!

Император вновь попытался унять стража, но тот

сказал:

— Долгая жизнь, богатство, много детей — вот чего

желает большинство людей. Но почему ты не хочешь

этого?

Яо ответил так:

— Чем больше детей, тем больше волнений. Чем больше богатства, тем больше тревог. Чем дольше живешь, тем больше унижений. Все это не помогает взращивать в себе жизненную силу Ци, потому я отвергаю это.

Тогда страж сказал:

— Сначала мне показалось, что ты мудрец, но теперь я вижу, что ты просто знатный человек. Когда Небо дает человеку жизнь, оно также готовит для него некоторые дела. Если бы у тебя было много детей, каждому нашлось бы занятие, так о чем тебе волноваться? Если бы ты был богат и делился с другими, разве настигли бы тебя тревоги?

 

Мудрец стоит, как перепел, а ест, как цыпленок,

на своем птичьем пути не оставляет следов.

Когда в Поднебесной есть порядок,

он радуется жизни вместе со всеми.

Когда в Поднебесной нет порядка,

он пестует силу в уединении.

За тысячу лет он пресытится миром,

и уйдет из него, и вознесется на небо.

Он сядет в ту облачную колесницу

и умчится в обитель царственных предков.

 

Тяготы мира его не коснутся. Несчастья жизни минуют его стороной. Откуда же тогда взяться унижениям?

И с этими словами страж повернулся и пошел прочь. Яо бросился вслед за ним со словами:

— Позвольте вас спросить!..

Но страж только махнул рукой, словно отгоняя муху:

— Отойди!

 

БЕЗ ЖЕЛАНИЙ

 

Хуэй Ши спросил Чжуан-цзы:

— Может ли человек совсем ничего не чувствовать, не испытывать никаких желаний?

— Может, — ответил Чжуан-цзы.

— Но можно ли тогда назвать его человеком? — спросил Хуэй Ши.

— Ты не понимаешь, что такое чувства, — ответил Чжуан-цзы. — Я говорю о человеке, который не вредит своему телу, потакая страстям. Он принимает жизнь как есть и позволяет ей протекать своим чередом.

— Но если он не улучшает того, что дано жизнью, как он может проявить себя в этом мире?

— Дао сделало его таким, каков он есть, Небо дало ему тело, а сам он, не потакая страстям, не причиняет вреда своему телу. Вот и все! А ты привязываешь свой дух к внешним вещам, не имеющим к тебе отношения, а внутри истощаешь жизненную силу Ци. Прислонись к дереву и пой! Облокотись о столик и спи! Небо дало тебе тело и наполнило его жизнью, а ты утомляешь свое тело в бесконечных ненужных спорах и беседах.

 

РАДОСТЬ РЫБ

 

Чжуан-цзы и Хуэй Ши шли по мосту через реку Сяо, и Чжуан-цзы сказал:

— Смотри, как весело резвятся рыбки в воде! Вот радость рыб!

— Ты ведь не рыба, — возразил Хуэй Ши. — Откуда тебе знать, в чем радость рыб?

— Но и ты ведь — не я! — воскликнул Чжуан-цзы. — Так откуда тебе знать, что я не знаю, в чем радость рыб?

— Я, конечно, не ты и не могу знать того, что ты знаешь. Но ведь и ты не рыба, а значит, все равно не можешь знать, в чем радость рыб.

— Давай вернемся к началу, — предложил Чжуан-цзы. — Ты спросил, откуда мне знать, в чем радость рыб. Но раз ты задал этот вопрос, ты уже знал, что я это знаю. А знаю я это оттого, что нам с тобой эта прогулка по мосту доставляет радость.

 

НЕПОДХОДЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

Однажды Чжуан-цзы повстречался с правителем царства Вэй. Увидев, что на мудреце — лишь залатанный полотняный халат и сандалии, подвязанные веревочками, государь воскликнул с сочувствием:

— Как же плохо тебе живется, почтенный!

— Я живу бедно, но не плохо, — возразил Чжуан-цзы. — Вот если человек нашел Дао и Дэ, но не может воплотить их в своей жизни — это и впрямь плохо. А носить залатанный халат и дырявые сандалии — это значит жить бедно, но не плохо. Можно сказать, что мы встретились в неподходящее время.

Не случалось ли тебе видеть, как лазает по деревьям обезьяна? Она без труда забирается на самую верхушку дерева, где побольше листьев, и так ловко прыгает с ветки на ветку, что даже самый лучший лучник не успеет прицелиться в нее.

Но когда она пробирается сквозь терновник, то двигается неуклюже и озирается по сторонам. Куда девалась ее ловкость, почему она не резвится, не скачет? Да просто она попала в неподходящую обстановку и не может показать своей ловкости и прыти.

Так и человек: когда страной правит недальновидный государь, а чиновники погрязли в воровстве, как же человеку добиться желаемого?

 

ПОБЕДА МУДРЕЦА

 

Однажды Конфуций оказался в осажденном городе, на границе враждующих царств — Чэнь и Дай. Целую неделю у него не было горячей пищи и ел он только отвар из лебеды, не приправленный рисом. За эти дни он сильно исхудал, однако и не думал отчаиваться: он сидел в своей комнате, играл на лютне и пел песни.

Янь Хой собирал овощи во дворе, а Цзы-Лу и Цзы-Гун разговаривали между собой. Потом они обратились к Янь Хою:

— Учителя уже дважды изгоняли из Лу, из Вэй ему пришлось бежать, в Сун на него повалили дерево, а в

Чжоу он совершенно лишился средств к существованию. И вот теперь он сидит здесь, в этой проклятой крепости, и любой, кто первым захватит ее, волен убить учителя или взять его в плен, хотя он не сделал ничего дурного. А он сидит себе, играет на своей лютне целыми днями. Разве может мудрец так себя вести? Янь Хой не знал, что ответить, поэтому решил рассказать об этом разговоре Конфуцию. Учитель отложил лютню и сказал:

— Цзы-Лу и Цзы-Гун — ничтожные люди. Приведи их, я хочу поговорить с ними.

Когда ученики явились, первым заговорил Цзы-Лу:

— Учитель, посмотри на себя! Ты попал в беду.

— Что это значит?! — возмутился Конфуций. — Когда мудрец следует Дао, для него это победа. Если у него нет такой возможности, значит, он не свободен, и это поражение. Я следую Дао человеколюбия и долга, и тревоги мира меня не касаются. Так отчего же ты говоришь, что я попал в беду? Я долго думал, заглянул в себя и не нашел противоречий с внутренним Дао. И пусть путь мой труден и тернист, я не отрекусь от него. Посмотрите на вечнозеленые кипарисы и сосны. Не зимой ли они являют нам свою истинную природу? Крепость осаждена, но для меня это — не беда, а счастье.

С этими словами он взял свою лютню и продолжал играть и петь. А Цзы-Лу вдруг словно ожил и пустился в пляс. И тогда Цзы-Гун сказал, пораженный услышанным:

— Раньше я не понимал ни божественной высоты Неба, ни глубины Земли. Мужи древности, познавшие Дао, были счастливы и в тяжелые времена, когда им угрожала смертельная опасность, и в мирное время.

Счастье никак не зависит от того, в какое время ты живешь. Где есть Дао и Дэ, там победа и поражение, радость и горе неотделимы от круговорота жары и холода, ветров и дождей.

 

ОТВЕРГНУТЬ ВЛАСТЬ

 

Чжуан-цзы удил рыбу в реке Пушуй, когда к нему подошли два гонца от правителя Чу.

— Господин послал нас к тебе с важным известием, — сказали они. — Он хочет, чтобы ты стал начальником над всеми его владениями.

Но Чжуан-цзы даже удочки из рук не выпустил и головы не повернул, а только сказал в ответ:

— В Чу есть панцирь священной черепахи, которая умерла три тысячи лет тому назад. Правитель очень дорожит этим панцирем и хранит его в храме своих предков. Панцирь надежно охраняется, он завернут в тонкий шелк и лежит в драгоценном ларце. Но, как по-вашему, что предпочла бы сама черепаха — умереть и удостоиться таких почестей или быть живой, пусть даже ползая в грязи?

— Конечно, быть живой, — ответили гонцы.

— Так ступайте обратно, а я буду дальше ползать в грязи.

 

назад

Марк Форстейтер

"Даосские притчи"

вперёд

 Общество изучения Ки - Москва , основатель - Мастер Коити Тохэй (10-й дан Айкидо)

Син Син Тойцу сайт http://ki-moscow.narod.ru объединения души и тела

Ки-Айкидо,  Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия в Москве

ДЗЕН, ДАО

БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ

ЭЗОТЕРИКА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЗДОРОВЬЕ,

ПСИХОЛОГИЯ

HotLog Rambler's Top100 Рейтинг эзотерических сайтов

Hosted by uCoz