Коичи Тохей

Айкидо. Координация  ума и тела для самозащиты

 

Глава. 6. АЙКИДО КАК ИСКУССТВО САМООБОРОНЫ

Вырабатывайте спокойное состояние ума, слейтесь с природой.

Сосредоточьте свое внимание на одной точке.

Я уже упоминал что Айкидо это путь координации тела и ума и того, как слиться с природой. И тем не менее Айкидо общеизвестно, как одно из самых лучших искусств самообороны. Поэтому я буду объяснять Айкидо с этой точки зрения.

 

УМСТВЕННАЯ СТОРОНА

1. Шестое чувство

 

В мире всегда существует огромное количество различных колебаний различной интенсивности которые накладываются друг на друга в воздухе. Вы можете повернуть выключатель радио и таким образом сразу сделать слышимыми некоторые колебания. Хороший приемник может всегда поймать звуковые волны некоторого типа. Так же как звук представляет собой звуковые волны, мысль может воспроизводить свои волны и эти волны так же могут наполнять воздух вокруг нас. Единственная причина по которой мы не можем их видеть, слышать и чувствовать является то, что наши приемники, наш мозг не настолько эффективен как радио, менее чувствителен.

У каждого животного есть 5 чувств, такие как зрение, слух, осязание, обоняние, тактильная чувствительность. Если хотя бы одно из них отсутствует, это вызывает неудобство и такое чувство может привести к несчастью. Способность воспринимать мысленные волны может быть названа 6 чувством. Я слышал, что многие ученые в западных странах начали изучать его.

Мы знаем, что во многих случаях четвероногие животные превосходят человека в остроте своих 5 чувств. Первобытный человек должно быть обладал более острыми чувствами, чем мы. Человек организовал сообщество совместной помощи в соответствии с развивающейся цивилизацией, изобрел различную утварь и инструменты, и постепенно достиг уровня, когда исчезла необходимость полагаться исключительно на свои 5 чувств для своей защиты. Как результат они дегенерировали и стали менее острыми.

То же самое я могу сказать и о шестом чувстве. Я думаю, что многие животные имеют более развитое 6 чувство, чем люди. Лошадь может читать мысли наездника, собака распознает злой характер человека. Птица взлетает в тот момент, когда кто-то хочет застрелить ее. Без сомнения, у человека тоже было 6 чувство однажды, и если это так, он почти потерял его и не может им больше пользоваться.

Если мы не обладаем одним из пяти чувств, то это несчастье. Но если мы научимся использовать дополнительное чувство, то мы можем считать себя счастливым.

В искусстве самозащиты если ты можешь понимать намерения своего соперника до начала его атаки, предвосхищать его движения и управлять им ты будешь в силах победить его с такой же легкостью, как если бы зрячий побеждает слепого. Ты будешь на один шаг впереди в подготовке защитных действий от его атаки еще до того, как атака произойдет.

Если наши предки обладали этим шестым чувством, то мы могли бы научиться использовать это чувство вновь с помощью тренировки. Как же эффективней развить шестое чувство?

Вот ответ: это координация тела и духа.

Если кто-нибудь верит в бога всем сердцем и душой — иногда он может получить откровение от него; также если кто-нибудь вкладывает все сердце и душу в поиски, то он может совершить значительное открытие с вдохновением; как если бы кто-то является искусным фехтовальщиком — он может угадать уловку врага, если всегда координирует тело и дух, его ум сливается с природой и в силах достичь значительной эффективности.

Храни свой ум спокойным и координируй тело и дух, и твой ум будет как чистая спокойная поверхность воды и только сильный ветер может нарушить его. Когда ты хранишь свой ум спокойным, ты будешь в силах заметить даже мельчайшее изменение в мире, окружающем тебя.

Однажды, когда учитель Уешиба, основатель Айкидо спал, несколько учеников постарались проникнуть в его спальню один за другим, они думали: «Даже учитель Уешиба не сможет ничего сделать с ними когда он спит. Давайте проверим это».

Каждый из них старался открыть дверь и он слышал от них кто здесь, затем каждый возвращался, хотя никто ничего не делал.

На следующее утро они подошли к учителю чтобы извиниться и спросили его: «Учитель, вы не спали всю ночь?» Но он спокойно ответил: «Да нет же, у меня был отличный сон, как всегда.»

Да, у него был спокойный сон и он просыпался только тогда, когда ученики хотели проникнуть к нему в спальню. В другом случае несколько хулиганов внезапно атаковали Учителя. Все они мгновенно были опрокинуты на землю. Он объяснил — еще до того, как хоть кто-нибудь атакует меня, его Ки приходит ко мне. Если я уклоняюсь от атаки и его тело следует его Ки, мне нужно только слегка до него дотронуться, чтобы заставить его упасть на землю. Как убирая стул из-под кого-нибудь, кто собирается сесть. Когда ты атакуешь кого-нибудь, то противник естественно не хочет получить твой удар, поэтому не исключено, что ты можешь быть опрокинутым яростью своей атаки.

Очень трудно учить одними словами как чувствовать намерения противника до того, как он сделает что-нибудь или знать как работает его ум. Понимание не может быть дано тебе. Ты сможешь узнать это и выучить только благодаря своему собственному усилию. Ты можешь вести лошадь к воде, но ты не заставишь ее пить.

Если ты тренируешься добросовестно, чтобы достичь координации тела и духа с помощью практики Айкидо, в этом случае ты сможешь достичь понимания сам естественным путем. Тебе будет легко использовать искусство самозащиты когда ты уже готов к этому. Но только с помощью тренировки Ки ты будешь в силах защитить себя от внезапной атаки.

 

2. Невозмутимый ум

 

В Айкидо ты должен тренироваться, чтобы постоянно удерживать свое внимание на одной точке. Если твой ум невозмутим, ты сможешь долгое время сохранять оптимальную готовность. Боязнь твоего противника или злость будут уводить твое внимание от одной точки. Не будет пользы от огромной силы, если ты боишься противника и прячешь свою Ки внутрь и если твой ум становится неподвижным и твои ноги дрожат при виде ножа или пистолета в его руке.

Если ты концентрируешь свое внимание на одной точке и расслабляешь все тело, ты сможешь достичь такой огромной храбрости, что никогда не будешь знать страха, хоть горы вокруг тебя будут крошиться и осыпаться и ты сможешь хранить свои мускулы мягкими, но проворными, готовыми двигаться быстро и спокойно.

Ты должен понять, что если твой ум отклоняется от одной точки в уличной драке, это означает, что твоя Ки постепенно истощается.

Невозмутимый ум не означает, что ум неподвижен. Фактически если твой ум постоянно держит одну точку, только тогда когда ты думаешь только о ней, и не сможешь думать ни о чем другом, то это будет огромной ошибкой. Невозмутимый ум — это то, что он не отвлекается когда другие что-то делают или говорят. Когда ты сосредоточен спокойно на одной точке, нет нужды беспокоиться о чем-то еще. Ты можешь направлять свой ум на любой объект, который ты выбрал, конкретно и мгновенно. Это ощущение того, как совершать это правильно, должно быть достигнуто и усилено многократной тренировкой.

После того как ты достигнешь эту чувствительность в высокой степени, ты будешь способен отражать атаку не только одного, «о и многих, и твой ум будет таким острым, что ты можешь направлять его индивидуально и мгновенно.

 

ФИЗИЧЕСКАЯ СТОРОНА

1. Практика, максимально приближенная к жизни

 

В любых видах спорта, в которых предметом тренировки является желание выиграть состязание существуют определенные правила: каждый должен держать противника за пояс или отворот куртки, не ударять ниже пояса, не бить, не пинать и так далее.

Без этих правил виды спорта могут быть опасны. Но это всё спортивные правила. Если же ты желаешь использовать то, что ты выучил в настоящем бою, то спортивные ограничения тебе будут невыгодны.

Искусство самозащиты должно практиковать приемы, используемые в настоящем бою. Тебе не нужно использовать данное искусство против того, кто ударяет тебя в шутку. Но если твой противник непременно хочет драки и реально тебя атакует, ты не должен относиться к его действиям несерьезно. В этом случае ты не сможешь сказать; «Я тренировался, держа отворот куртки противника, поэтому ты должен держать мой. Не бей меня, потому что это бесчестно делать.» Или: «Я учился драться только с грушей, поэтому не души меня.» Не имеет значения как он атакует тебя, ты должен сам приспособиться как встретить его атаку и заставить его покориться. Если ты тренируешься в соответствии с определенными правилами, скоро это становится привычкой и в настоящей борьбе ты будешь сражаться в соответствии с этим правилами.

Есть примеры, когда мастера спорта, который держал атакующего за одежду, чтобы бросить его на землю, просто зарезал Без знания, что держит твой противник в руке, глупо хватать его за одежду сверху. Однако человек, не опасаясь быть зарезанным следует привычке, выработанной в ходе ежедневных тренировок, делает так как он тренировался.

Следовательно должно существовать разделение между спортом и любым искусством самозащиты. Трудно использовать искусство как спорт и самозащиту тренируясь только с одним противником и если он не вооружен. Когда атакуют несколько человек одновременно или они держат в руках оружие тактика любо спорта будет бессильна.

В Айкидо ты должен тренироваться всегда в условиях, максимально приближенных к боевым. Ты уделяешь внимание движению твоего тела и Ма-ай между тобой и твоим противником, рассчитываешь время так, чтобы успеть ответить на его атаку когда бы он не собирался это сделать.

Хотя твой противник только один, ты должен быть готовым к! атаке, с какой бы стороны она не последовала, следовательно, ты должен сохранять движение своей позиции куда бы ты не бросал противника. Если же ты будешь оставаться всегда на одном месте ты не сможешь защитить себя от атаки нескольких человек. Искусство Айкидо построено так, что ты можешь менять свою позицию все время, когда бросаешь кого-нибудь, давая возможность тебе! бороться с несколькими противниками, когда они сталкиваются друг с другом, не в силах использовать их совместную силу против тебя.

 

2. Не иди против силы твоего противника

 

В искусстве самозащиты ты понимаешь насколько важно не сражаться против силы твоего противника, иначе говоря не принимать его силу.

Хотя у тебя может быть сила, если у твоего противника сила больше, то у тебя возникнут трудности в борьбе с ним.

Если же ты не сражаешься против его силы и не воспринимаешь ее, как он предполагает, он может быть гораздо сильнее, но это ничего не значит.

Ты можешь быть силен настолько, что можешь поднять 130 кг, но что пользы от этой силы, если ты раздавлен весом 200 кг. Если ты отказываешься воспринимать вес, а это может быть и 130, и 200 кг, тебе это будет все равно.

Не воспринимай также любое значение ограниченной силы.

Если ты стараешься своей силой остановить поезд, который идет на тебя, то не трать зря время. Тебе лучше ехать на поезде, и когда он остановится, сделать шаг и сойти.

Хотя твой противник может быть силен, и если ты не борешься против его силы, а следуешь ей и когда она останавливается — делай один шаг вперед и ты сможешь управлять им, чтобы победить.

Сильный толчок бесполезен твоему противнику, если он бьёт в место, с которого ты уже ушел. Его сила тогда только возвратится к нему самому. В Айкидо ты должен тренироваться как избежать борьбы и не воспринимать силу твоего противника до того, как твоя практика увеличит твою силу: другими словами тебе нужно изучать неагрессивность, следуя принципам Айкидо, тренируясь в получении абсолютной силы вместо относительной.

Это может совершенствоваться тщательной тренировкой твоей Ки, учись предугадывать твоего противника до того, как он делает движение, тренируя упражнение Ирими и Тэнкан, тренируя тело, чтобы оно двигалось в направлении движений противника.

 

3. Примеры обезоруживания пистолета

 

Я объясню как можно обезоружить противника, как очередной пример, когда не надо бороться с силой противника,

Не имеет значения как хорошо может быть тренировано тело, оно не может противостоять пуле. Тело не сможет и отскочить от пули, и не сможет отклониться от лезвия ножа. И лучше всего не сражаться против такого неравенства. Если ты не находишься на пути пули, ты не получишь ее. Однако единственная трудность — это уйти с линии выстрела в момент когда пуля будет пролетать мимо.

Никто не сможет двигать свое тело быстрее пули, независимо от тренировки. Каждый думает, что не существует защиты против противника, который держит пистолет, направленный на тебя, пока он не будет схвачен. Естественно, это в корне другая проблема, когда твой противник намеревается убить тебя с самого начала. В этом случае ты должен понять его намерения до того, как он выстрелит и предпринять предупредительные действия.

(книга отсканирована для сайта http://ki-moscow.narod.ru - неПУТЬёвый сайт Вишнякова Андрея, неофициальный сайт Ки Айкидо Москвы)

Здесь содержится план действий, которым ты должен следовать когда противник держит тебя на прицеле, приказывает поднять руки и угрожает выстрелить в тебя если ты будешь двигаться.

Возможно, он говорит правду. Легкое движение руки или ноги, и он может спустить курок. Когда ты совершаешь легкое движение, ты должен сместиться с линии прицеливания, потому что любая часть, которая находится под прицелом будет повреждена.

И если только он недостаточно бдителен, ты будешь способен уйти с линии прицеливания и выбить пистолет до того, как он сумеет выстрелить. Если он внимательно держит тебя на прицеле, он будет способен выстрелить в любую часть твоего тела того как ты сможешь сместиться.

В то время, когда ты будешь рукой выбивать пистолет, oн может застрелить тебя, и даже когда ты бросаешь в него чем-то, скорость пули быстрее. Это гораздо опаснее, когда он держит тебя на прицеле и ты кидаешь в него чем-нибудь.

В Айкидо ты тренируешься как уйти с линии прицеливания момент твоего перемещения.

Уке: Стоит на небольшой дистанции от Наге, указывает пистолетом на него и готовится выстрелить, если Наге двинется. Уке может держать пистолет ближе к телу Наге, если он собирается стрелять.

Наге: Находится в стойке Левая Ханми. Держит вверху руки, но не напрягается. Он должен сосредоточиться на одной точке и расслабить руки. Рис. 173.

В одном быстром движении Наге поворачивает голову и корпус вправо и протягивает левую руку по направлению к оружию (рис. 174). В это время его тело должно быть в стороне от направленного выстрела вне опасности. Если он старается двигаться гораздо дальше, его движения становятся медленнее. Когда он захватывает руку с оружием Уке приемом Котэ-Гейши (№ 31) и затем поворачивает его запястье, он выбивает оружие прочь и опрокидывает противника на землю (рис. 175).

Рис. 173 -  Коичи Тохей "Айкидо. Координация  ума и тела для самозащиты" - Глава. 6. АЙКИДО КАК ИСКУССТВО САМООБОРОНЫ  - электронная библиотека на неофициальном сайте Ки Айкидо МосквыРис. 173. Наге должен находиться в позиции Ханми. Верхняя часть тела должна быть развернута в направлении Уке, а ноги в позиции Ханми. Если Наге использует правый Ханми, он должен обратиться к технике Никуе, своей правой рукой, поворачивая тебя влево. Очень важно расслабить руки, если его тело закрепощено, он не сможет быстро поворачиваться.

Рис. 174 -  Коичи Тохей "Айкидо. Координация  ума и тела для самозащиты" - Глава. 6. АЙКИДО КАК ИСКУССТВО САМООБОРОНЫ  - электронная библиотека на неофициальном сайте Ки Айкидо МосквыРис. 174. Когда Наге поворачивает свое тело его корпус уйдет с линии прицеливания и выстрел не заденет его. Если Наге старается прыгнуть в сторону или передвинуть свои ноги в другое положение, его движение будет медленным, и Уке успеет застрелить Наге.

Значение поворота лица следующее: направление мыслей изменится в необходимом направлении, как путь пули. Потому что поворачивая свой ум, он сможет двигать свое тело быстрее. С л ругой стороны если он старается устранить пистолет с лицом, обращенным к Уке, он может выдать свои намерения и помочь Уке застрелить самого себя.

Рис. 175 -  Коичи Тохей "Айкидо. Координация  ума и тела для самозащиты" - Глава. 6. АЙКИДО КАК ИСКУССТВО САМООБОРОНЫ  - электронная библиотека на неофициальном сайте Ки Айкидо МосквыРис: 175. Когда Наге прибегает к Котэ-Гейши, он должен всегда изливать свое Ки вперед и поворачивать запястье Уке обратно, по направлению к нему. Если Наге забирает свое Ки внутрь и поворачивает запястье Уке обратно к нему самому, то это будет очень опасно, потому что ствол оружия будет направлен к Наге. Наге должен выполнять прием так, что если Уке выстрелит, пуля никогда не должна попасть в Наге.

А сейчас уделим внимание одной из наиболее важных сторон. Когда твое лицо оказывается перед дулом пистолета, твой ум прекращает работать, тебя одолевают сомнения и твое тело не подчиняется командам. Ты должен тренироваться так, чтобы можно было оставаться спокойным, с уверенностью, что ты можешь устранить оружие противника в любое время.

То, что он будет стрелять, если заметит малейшее движение означает, что пока ты остаешься стоять спокойно — он не выстрелит. Когда ты совершаешь движение, он увидит, что ты сдвинулся и этот факт будет осознан его умом. Ум прикажет ему выстрелить. Приказание будет перенесено на его пальцы, пальцы нажмут курок и пуля вылетит в твоём направлении. Скорость пули велика, но вылетит она только после того как спущен курок. Каждый боится оружия, потому что думает только о скорости пули.

Если ты хорошо тренируешься, тебе не составит трудности легко повернуть твое тело в момент между твоим движением спуском курка.

Как только ты будешь в силах убрать пистолет, это доставит тебе удовлетворение, ты сможешь спокойно расслабить свое тело так, что когда бы не захотел совершить движение телом —это будет совершено одним быстрым движением.

Когда он направляет ствол оружия на тебя — твое движение будет точно таким же. Ты поворачиваешь свое лицо и тело в одном движении и уклоняешься от пули, а затем поворачиваешься и можешь использовать Котэ-Гейши.

Когда два противника целятся в тебя из пистолета, ты можешь устранить одно оружие и другой будет не в силах выстрелить в тебя, потому что ты можешь использовать оружие первого как защиту. Ты можешь застрелить второго из пистолета первого.

Может встретиться много ситуаций, аналогичных упомянутой, но если ты поймешь принцип действия и будешь честно тренироваться — ты будешь способен приспособиться к ним и применить свою технику естественно.

Рис. 176 -  Коичи Тохей "Айкидо. Координация  ума и тела для самозащиты" - Глава. 6. АЙКИДО КАК ИСКУССТВО САМООБОРОНЫ  - электронная библиотека на неофициальном сайте Ки Айкидо Москвы Рис. 177 -  Коичи Тохей "Айкидо. Координация  ума и тела для самозащиты" - Глава. 6. АЙКИДО КАК ИСКУССТВО САМООБОРОНЫ  - электронная библиотека на неофициальном сайте Ки Айкидо Москвы

 

Самозащита в ее глубоком понимании

 

Я уже описал искусство самозащиты, как искусство защиты себя.

А сейчас позвольте нам рассказать о самозащите в ее глубоком понимании, который может быть назван первым принципом Айкидо.

Часто путешествуя по безграничному морю на пассажирском лайнере как пассажиры, мы видим, как наше физическое существование бессильно против обстоятельств.

Или стоя на вершине высокой горы и глядя на сцену внизу, ты думаешь как ничтожны люди, такие маленькие, еле видные невооруженным глазом, обижая друг друга, обманывая друг друга и делающие огромные усилия, чтобы защитить себя друг от друга. Насколько тщетны их усилия и как неуверенно их существование.

Физическое существование каждого маленького индивидуума никогда не будет возможно только благодаря усилиям его самого. Вы вынуждены допустить, что вы являетесь должником своего существования на земле, благодаря покровительству природы. Настолько, сколько позволяет природа, вы будете жить, но каждая секунда, прожитая вами приближает вашу смерть.

Что из того, если ваше сердце остановится когда вы спите? На следующее утро вы не увидите себя в зеркало, чтобы поприветствовать себя, когда вы будете бриться.

Какое счастье это для вас, если вы спите ночью, забыв обо всем,— это милостливая, защищающая сила над тобой в том, что твое сердце продолжает регулярно биться, в том, что утром ты проснешься снова. Но нет ни каких благодарностей в адрес твоим собственным усилиям.

Вы не защищали себя сознательно ночью. Так же не защищали и в своей дневной жизни, когда проснулись. Помните всегда, что вы живете под защитой какой-то загадочной силы.

Эта сила — природа. Поэтому истина самозащиты не в защите себя против других, а желание сделать себя достойным защиты самой природы. Это предполагают принципы природы. Истина самозащиты заключается в единении с желаниями природы. Когда человек наблюдает принципы природы, он помогает делать эти принципы принципами гуманности, потому что они направлены на добро человечества. Истина самозащиты должна соответствовать абсолюту. Каждый, кто всем сердцем верит в это и тренируется, то познает истину самозащиты.

Если вы знаете самую малость об искусстве самозащиты и хвастаете о своем знании или используете его, чтобы питать свое тщеславие, ваш ум будет отделен от ума природы и будет работать в противоречии принципам искренности. Поэтому вы можете совершенствовать искусство самозащиты, что не означает, что вы обладаете эффективной защитой против всего. Если твой ум неправ, через несколько дней ты должен потерпеть неудачу. 'Не думай о превосходстве над своим противником. Думай о превосходстве над самим собой. Делай лучше то, что ты должен делать. Другими словами ты должен тренировать себя, следуя принципам природы и улучшать свою индивидуальность.

Когда твой ум и твои действия сольются воедино с природой, тогда природа будет защищать тебя. Не бойся врага. Бойся только быть отделенным от законов природы. Если ты на правильно» пути, природа будет защищать тебя и тебе нет нужды бояться чего-нибудь. Когда твой враг хочет атаковать тебя когда спишь — природа разбудит тебя. Когда самолет терпит катастрофу, ты волею судьбы не окажешься в этом самолете.

Доверяй природе и не беспокойся. Доверь свой ум и тело природе. Не признавай друга или врага умом. Позволь существовать в твоем сердце благородству такому большому, как море, которое содержит и чистую и грязную воду. Позволь своему уму быть милосердным как природа, которая любит самый маленький кустик или былинку. Позволь твоему уму быть сильным искренностью, что сможет пробить железо и камень. Отдай долг благосклонности природы, что работает во имя добра человечества и делает тебя самого человеком, которому природа позволяет жить. Это и есть истина самозащиты и главная цель тренировки в Айкидо.

 

назад

Коичи Тохей "Айкидо"

вперёд

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) объединения души и тела

 Общество изучения Ки - Москва: Ки-Айкидо,  Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия

Основатель общества - Мастер Коичи Тохей (10-й дан Айкидо)

ДЗЕН, ДАО

БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ

ЭЗОТЕРИКА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЗДОРОВЬЕ, ПРАКТИКИ

Rambler's Top100

HotLog

 

Hosted by uCoz