Сюнрю
Судзуки
СОЗНАНИЕ ДЗЭН, СОЗНАНИЕ НАЧИНАЮЩЕГО
Два Судзуки.
Полвека назад произошло событие, сравнимое по исторической значимости с переводом
Аристотеля на латынь в тринадцатом веке и переводом Платона в пятнадцатом,
— когда Дайсэцу Судзуки в одиночку открыл Западу дзэн. Через пятьдесят
лет Сюнрю Судзуки сделал нечто не менее важное. В этой своей единственной книге
он взял именно ту ноту последовательного изложения, которую американцам,
интересующимся дзэн, необходимо было услышать.
Если дзэн
Дайсэцу Судзуки волнующе ярок, то дзэн Сюнрю Судзуки обычен. Сатори было
главным для Дайсэцу, и именно обаяние этого необычного состояния во многом
делает его работы столь неотразимыми. В книге Сюнрю Судзуки слова сатори и
кэнсё, его ближайший эквивалент, не появляются ни разу.
Когда за
четыре месяца до его кончины мне представилась возможность спросить его, почему
в книге не встречается слово сатори, его жена наклонилась ко мне и ехидно
прошептала: «Это потому, что у него никогда не было его», и тогда
роси, подыгрывая ей, изобразил поддельный испуг на лице и, приложив палец к губам,
прошептал: «Тс-с-с! Он не должен этого слышать!» Когда наш смех
стих, он сказал просто: «Не в том дело, что сатори не важно, но это не та
сторона дзэн, на которую следует делать упор».
Судзуки-роси
пробыл с нами, в Америке, только двенадцать лет — всего один цикл по
восточно-азиатскому летосчислению, но этого оказалось достаточно. Благодаря
деятельности этого небольшого спокойного человека, на нашем материке сегодня
существует процветающая организация Сото-дзэн[3].
Его жизнь представляет Путь Сото настолько совершенно, насколько возможно
слияние человека и Пути. «В его отношении ко всему настолько
отсутствовало «я», что мы лишены возможности рассказать о каких-то
необычных или оригинальных проявлениях его характера. Хотя он не привлекал к
себе всеобщего внимания и не оставил следа как личность в мирском понимании,
следы его шагов в незримом мире истории ведут прямо вперёд».[4]
Его памятники — это первый монастырь Сото-дзэн на Западе, Горный центр
дзэн в Тассаджаре; его городской филиал, Центр дзэн в Сан-Франциско; и, для
большинства людей, эта книга.
Не упуская
ничего из виду, он подготовил своих учеников к самому трудному; к моменту,
когда его ощутимое присутствие превратится в пустоту:
«Когда
я стану умирать, в самый миг моей смерти, если я буду страдать —
знайте, значит всё в порядке; это страдает Будда. Не надо смущаться этим.
Может быть, и всем нам придётся бороться с мучительной физической или душевной
болью. Однако всё в порядке, это не проблема. Мы должны быть очень
благодарны, что наша жизнь в теле... таком как моё или ваше, ограничена. Если
бы наша жизнь была неограниченной, вот тогда бы мы столкнулись с настоящей
проблемой».
И он
обеспечил преемственность. В церемонии Горного Престола 21 ноября 1971 года он
произвёл Ричарда Бейкера в преемники Дхармы. Его раковое заболевание было уже в
такой стадии, что во время этой церемонии он мог передвигаться лишь с помощью
сына. И даже тогда, при каждом его шаге, палка, на которую он опирался, ударяла
в пол со стальной волей дзэн, которая проступала в его мягкой наружности...
Две недели
спустя Учитель ушёл от нас, и на его похоронах 4 декабря Р. Вейкер, обращаясь
ко множеству людей, которые собрались, чтобы отдать дань почтения Учителю,
сказал:
«Нелёгкий
путь — быть учителем или учеником, хотя это, должно быть, самая большая
радость в этой жизни. Нелёгкий путь — приехать в страну, где нет
буддизма, и покинуть её, продвинув учеников, монахов и мирян на Пути и
изменив жизнь многих тысяч людей по всей стране; нелёгкий путь — основать
и взрастить монастырь, городскую общину и центры практических занятий в Калифорнии
и во многих других местах Соединённых Штатов. Но этот «нелёгкий
путь», это необычайное достижение, не был для него тяжёлой ношей, ибо он
одаривал нас своей подлинной природой, — нашей подлинной природой. Он оставил
нам столько, сколько вообще может оставить человек, всё самое необходимое
— сознание и сердце Будды,
Хьюстон
Смит,
профессор
философии
Массачусетского технологического института
[2] * Публикуется с
незначительными сокращениями. — Пер.
[3] Предисловие и
введение к этой книге отражают ситуацию начала 70-х гг. Однако в
дальнейшем события в организациях, основанных Судзуки-роси, развивались
таким образом, что руководивший ими Р. Бейкер в 1983 г. был публично обвинён в
неподобающем поведении и в использовании своего положения в личных целях,
после чего ему с группой сторонников пришлось уйти из этих организаций. (Подробнее см.: Rick Fields. How the Swans Came to the Lake. A Narrative History of
Buddhism in America. 3rd ed., rev. & updated. Shambhala. Bost. & L, 1992).— Пер.
[4] Mary Farkas. Zen Notes. The First Zen Institute of America, January, 1972
Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве. Основатель стиля - Коити Тохэй (10-й дан) |
|||||
|
|