Марк Форстейтер
Даосские притчи
2
МОЯ ИСТОРИЯ
Я открыл для себя Чжуан-цзы еще в 1972 году, но его чудесные герои, ситуации и диалоги радуют и удивляют меня по сей день. Открывая его книгу, я всякий раз невольно улыбаюсь, будто встретил старого друга. И когда, благодаря успешной публикации моей книги «Духовное учение Марка Аврелия», у меня появилась возможность написать книгу о даосизме, я взял за основу именно этот трактат: отчасти из-за того, что просто очень люблю его, но в большей степени потому, что книга Чжуан-цзы дала мне жизненные ориентиры, поддерживающие меня вот уже почти тридцать лет. Я бесконечно обязан китайским мудрецам — Конфуцию, Мэн-цзы, Лао-цзы, Чжуан-цзы — и переводчикам, которые сделали их труды доступными для западного читателя.
Наследие конфуцианских и даосских мыслителей поистине неисчерпаемый источник мудрости. Я извлек оттуда множество уроков, касающихся самых разных жизненных сфер — от отношения к смерти до решения семейных проблем. Я научился иначе смотреть на деньги и славу, иначе воспринимать свое тело и разум.
Последние несколько лет я старался следовать принципам этого учения во всех областях жизни.
Моя личная практика включает занятия тай-цзи и цигун, медитацию и дыхательные упражнения. Кроме того, моя жена — инструктор по йоге и мне посчастливилось заниматься в ее группе. Сочетание этих техник, объединенное с активным образом жизни, невероятно эффективно. Мое тело приобрело удивительную гибкость. Я сбросил вес, не прибегая к диете, и укрепил мускулатуру, в особенности мышцы ног.
Кроме того, я убедился на личном опыте, что эти практики помогают изменить мировоззрение и подход к жизни. Последние несколько лет оказались самыми счастливыми в моей жизни. Не знаю, связано ли это исключительно с тем, что я следую учению даосизма, но могу засвидетельствовать, что обрел безмятежность и достиг неведомой мне до сих пор гармонии тела, разума и духа.
Методы даосизма свободно сочетаются с другими верованиями и практиками. Я вырос в еврейской семье и, хоть и не хожу в синагогу, могу смело утверждать: ничто из даосских принципов не вступает в противоречие с ценностями иудаизма. В частности, этические нормы даосизма согласуются с иудео-христианской этикой без труда.
Даос испытывает по отношению к Дао такое же благоговение, что и религиозный человек — к Богу. Он тоже ощущает Дао как сверхличную силу, пронизывающую мир; разница лишь в том, что для него это — не Бог, наделенный теми или иными личными качествами, а безличная сила природы.
Это благоговение расковывает душу и помогает высвободить творческий потенциал. Вот почему я восхищаюсь даосскими мудрецами, открывшими мне доступ к этому чувству. Многие из них были великими поэтами, и Чжуан-цзы не исключение. Когда-то его называли самым утонченным из всех китайских поэтов, и в стихах его глубокие чувства и сложные мысли выражаются на удивление легко. Его взгляд на мир неизменно глубок и проницателен.
В мире для каждого из нас есть два великих правила: одно из них — судьба, другое — долг.
Любовь детей к родителям — это судьба, ее невозможно вырвать из сердца. Служение подданного правителю — это долг, и, что бы ни случилось с подданным, он не может без государя. Правила, которые невозможно обойти в этом мире, я называю великими. Вот почему в служении родителям извечная вершина сыновней любви — покойно жить с отцом-матерью. В служении государю вершина преданности — хладнокровно выполнять поручения.
А в служении собственному сердцу вершина добродетели — покойно принимать судьбу, не давая волю огорчениям и радостям и зная, что иного пути нет.
В нашем служении как сына или подданного есть нечто такое, чего нельзя избежать. Если делать лишь то, что требуют обстоятельства, забывая о себе, то разве станете вы себя убеждать, что вам лучше сохранить свою жизнь, нежели умереть ?
Вот как тебе следует поступать.
Что меня восхищает в даосах до глубины души, так это то, что они умеют находить простые и приемлемые решения житейских проблем, не упуская при этом из виду всей сложности жизни. Следующая притча замечательно иллюстрирует такой подход.
Богатый купец пришел к мудрецу и попросил его сделать красивую каллиграфическую надпись.
— Напиши мне секрет счастья, — сказал купец, — а я повешу свиток на стену у себя дома.
— Приходи через неделю, — сказал мудрец.
Когда купец вернулся, мудрец показал ему свиток. Надпись гласила:
«Отец умрет.
Сын умрет». Купец пришел в ярость:
— Какой же это секрет счастья?!
Тогда мудрец взял кисть, обмакнул в тушь и начертал; «Сын умрет. Отец умрет».
— Может быть, такой порядок тебя устроит больше?
Даосская формула счастья — следовать Природе, не противопоставляя себя течению жизни, но оставаясь в гуще событий, и не только принимая этот поток, но и наслаждаясь им. «Но сможем ли мы вернуться к подобной простоте?» — спросят многие. Ведь мы привыкли воспринимать мир как комплекс сложных проблем, любая попытка решить которые обречена на провал.
Я надеюсь, что книга эта поможет моим современникам встать на путь даосской простоты, не отказываясь при этом от своих воззрений на религию, науку и философию. Хотя, скорее всего, некоторые привычные взгляды придется подвергнуть сомнению и даже
пересмотреть. В этой книге я постараюсь — подчас яснее, чем это пришлось бы по вкусу самому Чжуан-цзы, — ответить на вопросы, которыми наверняка уже задались большинство читателей:
* Что такое Дао?
* Откуда оно происходит?
* Как выражается действие Дао?
* Почему нужно стремиться к Дао?
Определить Дао ясно и просто — задача, пожалуй, неразрешимая, так как оно вообще не укладывается в рамки наших представлений и слов. Но в наших силах хоть отчасти рассеять тьму, окутывающую истоки и сущность этого таинственного «нечто», и очертить область поисков, в которой каждый читатель сможет найти собственный путь.
Марк Форстейтер"Даосские притчи" |
|||||
Общество изучения Ки - Москва , основатель - Мастер Коити Тохэй (10-й дан Айкидо) Син Син Тойцу сайт http://ki-moscow.narod.ru объединения души и тела Ки-Айкидо, Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия в Москве |
|||||