Тоcиcиро Обата

"Самурайское айкидзюцу"
 

Глава 9

Заключение

Как я уже говорил в начале этой книги, мы должны изучать старое, чтобы понять новое, и это в особенности относится к Айкидо. Мы должны изучить методы Сокаку Такэда, понять как и зачем они были изменены его учениками, особенно Морихэи Уэсиба, и какие последствия имели эти изменения. Если мы не сделаем этого, а будем просто слепо идти туда, куда нас ведут, то мы никогда не узнаем насколько эффективно то, чем мы занимаемся. Айкидо очень сильно изменилось за прошедшие 80 лет, и мы должны постараться не допустить его изменения до такой степени, когда оно станет просто собственной тенью.

Техника Дайто-рю Айки-дзюдзюцу была передана от Сокаку Такэда Морихэи Уэсиба, когда оба они были в идеальном для этого возрасте. Сокаку Такэда был на вершине своих возможностей. Его ученик был молод, силен и обладал огромной жаждой знаний. Значение этого трудно переоценить - именно таким путем должна передаваться истинная техника любой школы боевого искусства, чтобы сохраниться: от лучшего учителя на вершине его жизни к самому сильному и способному молодому ученику.

Это можно представить себе так. Камни в верхней части ручья крепки и неотшлифованы, подобно характеру и технике молодого учителя. В месте же падения ручья в океан даже самые крупные и крепкие камни становятся мелкой галькой. В середине же пути от истока до йстья ручья камни крупные, но отшлифованные, подобно мастерству Учителя боевых искусств в расцвете сил. В жизни это так же верно, как в Айкидо, и я советую вам искать лучшего Учителя с тем, чтобы учиться у него в тот период, когда он находится на вершине своих возможностей - когда сильная и эффективная техника регулируется устойчивым характером, анализом и опытом.

Еще один момент, который я хотел бы отметить - это характерная для всех нас склонность к эгоцентризму и узости мышления. Многие современные боевые искусства легко превзойти, поскольку они изучаются в изоляции, и в результате становятся слабыми и неэффективными. Рю самураев было сложным искусством, развивавшим бойца в различных направлениях. Знание самого разного оружия давало уверенность в том, что техника останется эффективной в поединке. Современный энтузиаст, однако, в основном стремится заниматься лишь одним боевым искусством, и в результате не может понять ни того, с чем он может столкнуться в реальной схватке, ни того, как этому противостоять. Применение Айкидо против Айкидо порождает слабость и самодеградацию.

Как работающий с мечом профессионал, я могу заверить вас, что современное Айкидо не способно противостоять повторным атакам опытного мастера работы с мечом. Но Айки-дзюцу, или, точнее, Айки-будзюцу, могло и делало это, поскольку глубокое понимание техники работы с мечом давало возможность самураю эффективно защищаться и без оружия. Каждому, кто хочет серьезно заниматься Айкидо, я усиленно рекомендую изучать технику работы с мечом, работу с ножом (Танто-дзюцу) и другими видами оружия. Знание этого не только значительно улучшит вашу технику и повысит ее эффективность, но и позволит выйти на новый, значительно боле высокий уровень мастерства.

Иногда я посещаю показательные выступления по Айкидо, и мне становится стыдно за некоторых инструкторов. Неужели они действительно ждут, что люди поверят в возможность победы над тремя крепкими вооруженными мечами противниками за счет энергии Ки, или в то, что едва владея основной техникой, можно отбросить противника на шесть метров? Неужели они сами в это верят? Эта профанация меня крайне раздражает, поскольку наносит ущерб памяти Сокаку Такэда и Морихэи Уэсиба. Конечно, Ки - это важно, но столь же важны время реакции, сила и технические навыки. В систему Айкидо входят многие компоненты, и Ки - не самый важный из них.

Мы должны вернуться назад к периоду перед последней войной, когда активно работали Сокаку Такэда и Морихэй Уэсиба, и изучать ту технику, которой учили они оба. Уэсиба до того, как состарился, был известен как очень жестокий учитель, и серьезные травмы были нередки в его "дзигоку" ("дьявольском") додзё. И мы должны всеми силами противостоять вполне понятному желанию копировать ту технику, которую учитель практиковал на склоне лет, теряя свою силу - независимо от того, насколько он был любим и уважаем. Тупо копируя технику своего старого учителя, вы не проявляете уважения, а вредите ему. Если же вы хотите увековечить его память, изучайте технику, которой он владел будучи в расцвете сил.

Мы утратили корни тех искусств, которые изучаем. У самураев существовали большие (Дай-но-Будо) и малые (Сё-но-Будо) боевые искусства. Большие искусства предназначались для применения на поле боя, и включали работу с мечом, копьем и другими видами оружия, стратегию и т.д., а дополняющие их малые искусства, например Дзю-дзюцу, использовались в случаях, когда воин оказывался безоружным. Они успешно сосуществовали и преподавались как единая система. После разделения и те, и другие в значительной степени утратили свой потенциал, хотя большие искусства - работа с оружием - по-прежнему преобладали над малыми - работой без оружия.

Сильное Айкидо не может существовать в изоляции. В качестве малого искусства оно должно быть дополнено большим искусством, таким, как, например, работа с мечом. Это даст возможность ученику, получившему комплексные знания, противостоять вооруженному противнику и победить его. У всех боевых искусств есть свои сильные и слабые стороны. Мы должны честно принимать и учитывать это. Невежество - самая большая слабость человека.

Я также решительно против точки зрения многих инструкторов, утверждающих, что сила не должна использоваться в Айкидо - якобы в соответствии с установкой Морихэи Уэсиба. Когда Уэсиба был в расцвете сил, люди боялись его жесткой техники Дайто-рю. Его учитель - Сокаку Такэда - двадцать лет путешествовал по Японии, бросая вызов величайшим мастерам боевых искусств и побеждая их. Тот, кто избегает жесткой и сильной техники, никогда не достигнет вершин знания Айки, навсегда оставшись в сетях самоудовлетворенного невежества, столь характерного сейчас для изучающих Айкидо.

Если два противника одинакового подготовлены, победит тот, кто сильнее. Если у сильного человека слабая техническая подготовка, то тот, кто слабее, но технически выше, может победить его. Это факты, а не теория. Но когда вам говорят, что Ки выше и силы, и техники - не верьте, это обман. Я хочу, чтобы все поняли истинное Айкидо, я не критик, но тот, кто хотел бы способствовать наилучшему пути развития Искусства.

Некоторые из тех, кто не хочет сталкиваться лицом к лицу с правдой, могут оспорить мое право высказывать свое мнение по этому вопросу в надежде, что на мои замечания можно будет не обращать внимания, и все останется как есть. Я с удовольствием поделюсь своим опытом в области боевых искусств. Я начал заниматься в 18 лет, и в течение 6 лет был Ути-Дэси у Годзо Сиода. Я продолжал изучать искусство владения мечом под руководством Тайдзабуро Накамура, Нобухару Ягю и Тессинсаи Утида, а также работу с другими видами оружия под руководством Мотокацу Иноуе. В качестве иллюстрации практических возможностей своей техники я приведу два примера - не с целью похвастаться своими возможностями, но просто чтобы показать эффективность техники, которой меня учили.

Живя в Токио, я предотвратил убийство соседа, к которому забрался грабитель, за что получил благодарность шефа городской полиции. Не так давно в центре Лос-Анджелеса на меня напал вооруженный ножом бандит. Я отобрал у него нож и удерживал его в течении часа до прибытия полиции. Я хотел бы, чтобы занимались именно таким Айкидо, а не таким, в эффективности которого сомневаются даже те, кто почти или совсем ничего не понимает в боевых искусствах.

Около 1580 года Ямамото Кансукэ написал книгу "Хэйхо Окуги Сё" ("Внутренние секреты военной стратегии"). В то время Ямамото Кансукэ был ведущим военным стратегом клана Такэда. Он помог разработать стратегию, настолько сильно поразившую Токугава Иэясу (оказавшегося одной из ее жертв), что, став сёгуном, он официально признал эту систему военной системой правительства Токугава. Руководство, в котором рассматривались как общие вопросы стратегии, так и практические методы ведения боевых действий, использовались самураями клана Такэда, от которых и дошла до нас современная техника Айкидо.

Четыре века назад было написано следующее:

"Самураев-учителей стратегии (Хэйхо) можно разделить на три отдельные группы.

Хэйхо-ся - это самурай, который долго учился у многих мастеров, а затем добавил результаты собственного анализа, сформировав собственную боевую систему. Это дает возможность быть непобедимым - виртуозом в искусстве войны.

Хэйхо-дзин - это человек, изучавший боевые искусства не столь глубоко, но уловивший ряд важных моментов и отработавший определенную технику, которую может в необходимый момент применять для победы (он чувствует необходимое время действия). Он будет побеждать в отдельных случаях, но не всегда.

Хэйхо-цукаи просто копирует своего учителя, передавая технику дальше без изменений. В результате техника со временем деградирует".

Я надеюсь, что у вас хватит желания и сил, чтобы стремиться к уровню Хэйхо-ся, чтобы летать с орлами, а не пастись с овцами. Нельзя допускать, чтобы Айкидо утратило практичность и эффективность. Боевое искусство должно развиваться и в мирное время, ибо давно уже сказано:

Qui desiderat pacem, praeparet bellum
(Кто хочет мира - пусть готовится к войне)

Тосисиро Обата

назад

содержание

вперёд

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве.

Основатель стиля - Коичи Тохей (10-й дан)

ДЗЕН БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯРЕЛИГИЯ ЭЗОТЕРИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕЧЕНИЕ
 


HotLog

 
Hosted by uCoz