Тоcиcиро Обата
"Самурайское айкидзюцу"
Хотя название этого приема показывает возможность ее выполнения в любом из четырех разных направлений ("Си" по-японски - четыре, "Хо" - направление, "Нагэ" - бросок), в действительности он может быть выполнен в любом направлении и его возможности почти не ограничены. Это исключительно эффективный бросок, в котором противника с силой кидают на пол спиной вниз. Поэтому, чтобы избежать ненужных травм, при его отработке следует соблюдать осторожность.
В варианте Сихо-нагэ Кудзуси противника бросают вперед или в сторону с разворотом наружу или внутрь.
Сихо-нагэ - это эффективный боевой прием, известный с древних времен. Он был разработан для вооруженных самураев и предусматривал применение на поле боя, поэтому движения должны быть сильными и не походить на балетные шаги. Для успешного выполнения этого приема необходимы скорость, сила и точность.
Этот прием, название которого буквально означает "горный вихрь", с развитием современного дзюдо фактически перестал использоваться и был "утерян". Однако наши поиски показали, что он должен был выполняться так, как описано в этом разделе. Славу технике Яма-араси принем Миро Сайго, когда боролся за репутацию школы Кодокан Дзюдо против других школ Дзю-дзюцу. После него ни один дзюдока не мог выполнить этот бросок, и похоже что он никогда не включался в учебные программы школы Кодокан.
Для выполнения Яма-араси, когда вас захватит противник, сбейте блоком или сдвиньте внутрь его руку, наклоните и бросьте его одним быстрым движением. В качестве варианта при исполнении этого приема можно использовать ногу для облегчения броска, бросать противника на голову, а не от себя, и обращать большее внимание на захват кисти.
Этот прием, разработанный на основе техники работы коротким мечом, особенно эффективно может использоваться малорослым человеком против крупного противника. Он четко показывает эффективность Айки-дзюцу.
Какой бы атаке спереди или сзади вы не подверглись, захватите руку противника и, сконцентрировав на ней свою силу, бросьте его или примените замок, пройдя под его рукой. Этот прием очень эффективен как метод задержания без травмирования подозреваемого.
ПРИМЕЧАНИЕ: пять первых движений Санкадзё могут быть завершены двумя разными способами - броском (6), или альтернативным приемом удержания (7-10). Иными словами, тот, кто выполняет прием, дойдя до пятого движения, может как бросить, так и удержать противника.
Как показывает само название, Коси-нагэ - это прием, в котором вы бросаете противника через бедро. Точнее, вы используете силу противника чтобы вывести его из равновесия, затем, поставив свою ногу между его ног, поднимаете его на бедра и бросаете вниз. Важно все время крепко держать противника, не допуская ослабления замка его плеча или локтя.
Ключ к успешному применению Коси-нагэ - это устойчивость и равновесие ваших голеней, коленей, бедер и верхней части корпуса. Варианты, облегчающие и усиливающие прием, включают раскачивание и цепляющие движения ногами.
Это сложный, но очень эффективный прием, овладение которым требует многолетней тренировки. Он основан на принципе, предусматривающем при встрече атаки противника шаг по диагонали для выведения его из равновесия. Если этот шаг делается перед противником, то движение называется "дзюцу" - "вход", если за спину противника, то "кё" - "уход". Существует много вариантов базовых движений.
Ирими-нагэ - это очень важный прием, успех применения которого зависит от понимания намерений противника и времени реакции. Именно поэтому нужно так много времени, чтобы довести исполнение до такого уровня, когда возможно применение для защиты в реальной ситуации.
Когда противник проводит атаку, войдите в его "слепое пятно" движением входа Ирими. Потом, держа его, ведите его меч и с ним все его тело к своему центру тяжести (в этот момент он теряет равновесие) и, как можно сильнее выкручивая его запястье. бросьте его вниз. Этот прием может использоваться и для удержания противника после броска и дает возможность спокойно отобрать у него оружие.
Этот прием эффективен против превосходящего вас физически или вооруженного противника, поскольку позволяет сохранять дистанцию, не жертвуя эффективностью. При его выполнении захваченная кисть противника сильно выкручивается наружу, что позволяет бросить его на землю.
Пальцы (юби) - одна из наиболее слабых частей человека, и поэтому они очень удобны для применения сильных болевых приемов с целью подавления и/или контроля сильного и агрессивного противника. Три рассматриваемых ниже приема идеальны как для самозащиты лояльного гражданина в острой ситуации, так и для практики представителей закона, которым необходимы приемы, дающие максимальный эффект при минимальном риске серьезной травмы.
Независимо о того, применяется ли замок внутрь снаружи или наружу снизу, наиболее эффективный контроль обычно дает захват двух пальцев противника. Один палец легко ломается, три дают меньшую степень контроля, особенно если ваш противник имеет опыт в области боевых искусств, а если вы захватите четыре пальца, то сильный противник вполне способен оказать серьезное сопротивление.
Этот прием эффективен при таких атаках, когда вас хватают за рукав, плечо или грудь. Он включает замок запястья противника в форме буквы L, с последующим стягивающим движением вниз, которое вызывает боль, давая возможность контроля. Он может быть выполнен как за счет резкого опускания рук вниз, похожего на рубящее движение мечом, так и надавливанием на кисть схватившего вас противника с использованием плеча для увеличения силы воздействия и эффективности техники. Последний вариант очень эффективен, поскольку болевой эффект возрастает десятикратно.
Прием Санкадзё-дори выдержал проверку временем. Основанный на Айки-дзюцу самураев, сейчас он перешел в арсенал служителей закона многих стран, в том числе и Японии. Он прост как для изучения, так и в применении, и дает возможность даже малорослому человеку полностью контролировать более крупного противника, при этом приводя его в нужное положение (чтобы надеть наручники), или безопасно удерживать в течении времени, необходимого для прихода помощи.
Этот прием - один из наиболее сложных для освоения. Он основан на силовом воздействии на слабую точку с наружной или внутренней стороны запястья противника. Ошибка многих начинающих в том, что они используют просто силу рук, не вкладывая в движение всей концентрируемой в руках силы корпуса, и поэтому считают эффективное использование этого приема очень сложным или вообще невозможным. Для опытного исполнителя это очень полезный прием для использования в толпе и дающий очень мощное воздействие на противника.
Именно это продемонстрировал Сокаку Такэда, когда провел этот прием на руке несчастного мистера Пэрри, попросившего высадить его из поезда, в котором они вместе ехали. Ее же использовал и Годзо Сиода для своей убедительной победы над мощным телохранителем из секретной службы Роберта Кеннеди.
Этот прием предусматривает выведение противника из равновесия и перевод под контроль за счет выкручивания кисти наружу. Однако против специалиста в области боевых искусств или физически очень сильного человека его сложно эффективно использовать в базовой форме. В этом случае, просунув свою руку под руку противника, можно получить дополнительный рычаг, который сделает возможной победу даже над могучим противником.
Когда противник пытается схватить вас за руку, оттолкните его руку, а потом захватите и сильно закрутите ее. Для успешного применения этого приема необходимы точное время реагирования и правильное вращение корпуса, кроме того, нужно точно определить намерения противника. Это в той или иной степени относится ко всем подобным приемам.
В большинстве приемов Айки-дзюцу замки основаны на сгибании суставов в естественном направлении. Однако в Хидзи-дори замок локтевого сустава, выполняемый с полной концентрацией силы, основан на разгибании локтя изнутри или снаружи.
Следует сказать, что этот прием очень эффективен, поскольку позволяет сломать локоть даже до броска противника, и является фундаментальным способом борьбы с вооруженным противником. Для успешного применения Хидзи-дори необходимы правильные движения корпуса и техника входа Ирими, а также точное время реагирования.
Это вариант Хидзи-атэ, включающий применение замка локтя в положении стоя с последующим броском противника назад или укладыванием его лицом вниз и удержанием. Для броска замок выполняется изнутри, а для удержания - снаружи. Этот популярный прием нашел свое применение не только в Айки-дзюцу, но и в других боевых искусствах.
В феодальные времена для положения сидя, особенно в присутствии старших, была принята форма Сэйдза. В этой позе сидя носки ног скрещены под корпусом, спина выпрямлена, а таз опирается на лодыжки. Будучи профессиональными бойцами, самураи быстро разработали эффективные методы защиты из этого положения, дававшие возможность остановить нападающего противника, не поднимаясь на ноги и, следовательно, не навлекая на себя гнев своего Повелителя. Длинные мечи не разрешалось носитьв помещениях, поэтому для нападения обычно использовали нож или короткий меч. Технику Айки-дзюцу изучали только самураи высшего ранга, что давало им преимущество над представителями более низких уровней, обычно бывшими у них в подчинении. Наиболее опытные самураи могли победить вооруженного человека, не травмируя его, и столь высокая степень технического совершенства вызывала восхищение окружающих.
Два самурая сидят лицом к своему Повелителю, когда начинается ссора и один из них хватается за свой короткий меч. В момент его атаки потенциальная жертва блокирует руку с мечом и за счет давления на локоть укладывает задиру и заставляет сдаться. Важно подойти близко к нападающему с наружной стороны его руки, тогда вы сможете контролировать его, даже если он будет толкать вас вперед или тянуть назад.
Этот прием очень эффективен для защиты в положении сидя, поскольку вас скорее всего будут атаковать прямым ударом, а не круговым рубящим движением. В момент нападения корпус уводится с линии, по которой движется нож, и захватывается запястье противника. Далее с разворотом назад кисть нападающего с силой опускают вниз движением, похожим на рубящее движение мечом, и переводят его на удержание.
В эпоху феодализма церемониальным приветствием был поклон в положении сидя, при котором на колено ставили сначала левую, а затем и правую ногу, после чего склоняли корпус вперед. На пол опускали сначала левую руку - для того, чтобы максимально уменьшить время удаления правой руки от оружия, которое носили за поясом. Вообще говоря, левая рука должна была использоваться для блокирования атаки, в то время как правая работала с коротким мечом или ножом. Однако в показанном здесь положении для блока и захвата руки противника перед выполнением замка используется правая рука.
Ягю Мунэнори, наставник по владению мечом второго и третьего сёгунов Токугава, разработал несколько эффективных приемов "Муто-дори" - для невооруженного самурая, столкнувшегося с вооруженным противником. Однако следует заметить, что невооруженный боец в схватке находится в значительно менее выгодном положении, и поэтому эти приемы эффективын только в случае, когда его опыт в области боевых искусств намного выше, чем у вооруженного противника. В этом примере Хидзи-атэ используется в соответствии с принципом "Муто-дори" для победы над нападающим противником, вооруженным длинным мечом. Ясно, что действие происходит на улице. так как внутри помещений разрешалось носить только короткие мечи.
Этот прием был разработан для ближнего боя между самураями в полном боевом облачении. Он основан на том, что самураю в доспехах очень сложно встать после броска на спину. Этот прием обычно применяется после удара в голову, он очень эффективен и обладает сильным болевым действием.
Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве. Основатель стиля - Коичи Тохей (10-й дан) |
|||||
ДЗЕН | БОЕВЫЕ ИСКУССТВА | ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ | ЭЗОТЕРИКА | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ | ЛЕЧЕНИЕ |