Стивенс Джон
Мисоги : очищение тела и сознания
Морихэй утверждал, что мисоги, "очищение тела и сознания", - это сердце Айкидо; чтобы правильно практиковать Путь Гармонии, человек должен:
Успокоить дух и вернуться к Божественному (тинконкисин).
Очистить тело и дух, устранив всю озлобленность, эгоизм и страсть (мисоги).
Быть вечно благодарным за дары, полученные от Вселенной, Матери-Природы, своей семьи и окружающих тебя людей (канся).
Тинкон, еще произносится как тама-сидзумэ, означает "успокоить дух и собрать мысли". Кисин, "возврат к Божественному", означает "гармония/успокоение в святости жизни".
В последние годы своей жизни Морихей каждое утро и каждый вечер практиковал часовые варианты тинкон-кисин (по возможности под открытым небом) и укороченные варианты перед каждой тренировкой в додзё. Морихэй поощрял своих учеников практиковать какой-либо вид тинкон-кисин с тем, чтобы понять Айкидо как телом, так и духом. Он учил:
Вам необходим тинкон-кисин для того, чтобы увидеть свет мудрости. Сядьте удобно и вначале начните созерцать явную сторону жизни. Эта сторона имеет отношение к внешней, физической форме вещей. Наполните свое тело ки и почувствуйте, как функционирует Вселенная - ее форму, ее цвет и ее вибрации. Вдыхайте и уноситесь к самому краю Вселенной; выдыхайте и снова возвращайте космос внутрь себя. Затем вдохните всю щедрость и вибрацию земли. После этого смешайте Дыхание Неба и Дыхание Земли со своим собственным, которое и станет собственно Дыханием Жизни. Успокаиваясь, позвольте себе естественным образом погрузиться в царство бесформенного, вернуться к самому сердцу вещей. Найдите свой центр, котодаму СУ, источник Вселенной. Наполнитесь светом и теплом. И, таким образом, пусть ваше сознание всегда будет светлым и ясным, как безбрежное голубое небо, великий океан и самый высокий горный пик, пусть оно будет пустым и свободным.
Практика тинкон-кисин также задействует мисоги, очищение тела и сознания. Внешнее мисоги - это омовение тела водой для того, чтобы смыть грязь; внутреннее мисоги - детоксикация внутренних органов посредством глубокого дыхания; духовное мисоги - это очищение сердца, очищение себя от злости. Морихей таким образом объяснял значение мисоги:
Единственное лекарство от материализма - это очищение шести чувств (глаза, уши, нос, язык, тело и сознание). Если чувства засоряются, то восприятие человека заглушается. И чем больше оно заглушается, тем более засоренными становятся чувства. Это создает беспорядок в жизни и, следовательно, во всем мире, а это - величайшее зло из всех. Для того чтобы защитить мир, мы должны вначале сами избавиться от загрязнений.
Действительно, очищение водой является еще одним универсальным
религиозным обрядом. Индусы смывали свои грехи в священной реке Индии с начала
истории. Евреи практиковали ритуальное погружение, мусульмане совершали
омовение, а христиане и буддисты используют воду в церемониях инициации:
крещения и абхишеки. Однако, смывание с тела грязи было всего лишь одним видом
мисоги. Было также мисоги поста и правильной диеты для очищения тела от
токсинов. Было мисоги сердца, практиковавшееся для избавления от злых мыслей,
недобрых слов и плохих поступков. Было мисоги окружающей среды - содержание
всех вещей вокруг в чистоте и порядке. После достижения совершенства во всех
этих практиках мисоги становится ритуалом позитивных изменений и обновлений.
Морихей выполнял все эти традиционные ритуалы мисоги, но, в конце концов,
сделал вывод, что Айкидо само по себе является всеобъемлющей формой мисоги:
"Сущность Айкидо в том, чтобы очиститься от злобы, стать гармоничным со своим
окружением и очистить свой путь от всех препятствий и барьеров". Морихей часто
цитировал строфу из стихотворения, которое он выучил, когда занимался
искусством владения копьем Ходзоин: "Кроме всего прочего, Путь состоит в
исправлении своего собственного сердца; после этого вы можете встречаться
лицом к лицу с любым врагом, уверенным в победе". И в самом деле, для Морихея
Мисоги и Айкидо стали синонимами, "очищением тела и души, лучезарным
состоянием неприкрашенной чистоты, достижением истинной гармонии, исполненной
жизни и энергии". Есть легенда: буддийский монах Монгаку совершал мисоги под
водопадом Нати. Согласно Хэйкэ Моногатари, Монгаку дал обед оставаться в
мисоги под водопадом в течение тридцати семи дней. Через неделю, однако,
Монгаку потерял сознание и был смыт потоком. Два юных бога-помощника, мужчина
и женщина, спасли его, оживив аскета своими теплыми, благоухающими руками.
После этого, придя в себя, Монгаку вернулся к водопаду, чтобы завершить мисоги.
Водопад Нати в Кумано является, вероятно, лучшим местом в Японии для мисоги, и
в юности Морихей часто тренировался именно здесь. Мисоги можно совершать огнем
- так же, как и водой. Грязные желания и нездоровые мысли должны быть преданы
пламени. Алхимический огонь призван помочь нам в переплавке всего низменного в
золото. Морихей заявлял: "Освободите шесть чувств от помех, и все ваше тело и
душа засияют". Морихей постоянно в своих практиках использовал различные виды
мисоги. Даже находясь в центре суматошного, шумного, переполненного людьми
Токио, Морихей каждый день на рассвете взбирался на крышу Хомбу Додзё и
приветствовал солнце. Морихей говорил, что мисоги необходимо для того, чтобы
упорядочить вещи:
МИ представляет как тело, так и сознание, внешний и внутренний аспект
человека; СО - это СУ в телесной оболочке, Божественная искра; ГИ (КИ)
означает белизну, ясную и чистую. Короче говоря, мисоги - это вымывание всех
загрязнений, удаление всех препятствий, отмежевание от беспорядка, воздержание
от негативных мыслей, лучезарное состояние неукрашенной чистоты, завершенность
всех вещей, состояние высокой добродетели и незапятнанное окружение. В мисоги
человек возвращается к самому началу, где нет разграничения между человеком и
Вселенной.
Для Морихея практика Айкидо и выполнение его техник было тождественно мисоги:
Искренне тренируйтесь в Айкидо - и злые мысли и поступки естественным образом
исчезнут. Каждодневная тренировка позволяет вашей внутренней божественности
сиять все ярче и ярче. Не заботьтесь о том, правы или не правы другие. Не
будьте расчетливыми и не поступайте неестественно. Пусть ваше сердце будет
привязано к Айкидо, и не критикуйте других учителей и другие традиции. Айкидо
охватывает и очищает все.
Тинкон-кисин и мисоги вскармливают канся, безграничное чувство благодарности и
почтения к жизни: мудрецы и пророки всегда почитали священность неба и земли,
гор, рек, деревьев и трав. Они всегда помнили о великом благословении природы.
Они осознавали, что божественная цель жизни в том, чтобы непрестанно творить
мир, каждый день создавать заново. Если вы поймете принципы Айкидо, то начнете
ощущать радость жизни и каждый день будете приветствовать с великой радостью.
Материалы взяты из книг:
"Секреты айкидо" - Джона Стивенса изд. София 2001
"Сущность Айкидо" - Джона Стивенса изд. София 2001
назад |
вперёд |
||||
Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве. Основатель стиля - Коичи Тохей (10-й дан) |
|||||
ДЗЕН | БОЕВЫЕ ИСКУССТВА | ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ | ЭЗОТЕРИКА | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ | ЛЕЧЕНИЕ |