Отакэ Рисукэ

Учение школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕНИЯ КАТОРИ СИНТО-РЮ. КОРНИ ИН И Ё (ИНЬ-ЯН)

1.Основы Онмё-гогё
(теории Инь и Ян и пяти первоэлементов)

Одной из эзотерических концепций школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю является теория Инь и Ян и пяти первоэлементов (онмё-гогё-сэцу). С ней связаны два других эзотерических учения: тонко и хо-дзюцу. Особая форма заклинания н волшебства (ё-дзюцу), способная сделать тело воина невидимым для врага, называется тонко. Что же касается хо-дзюцу, то это особый вид предсказания и врачевания, опирающийся на знания астрономии (астрологии) и географии.

Концепция Инь и Ян в форме особого способа гадания на основе Инь и Ян (онмё-дзюцу) использовалась с древнейших времен. Это искусство включает в себя предсказание будущего при помощи и на основе вселенских изменений, которые вызываются особыми комбинациями астрономического и географического порядка, ветра и земли, солнца и луны, звезд, десяти циклических знаков, двенадцати знаков зодиака и девяти священных звезд китайской астрологии, а также на основе теории взаимодействия и борьбы первоэлементов.

Таким образом эзотерическая практика, опирающаяся на многочисленные факты, почерпнутые из человеческого опыта, соединилась с военной стратегией и её проявлениями и высоко ценилась древними стратегами. До нашего времени дошел целый ряд книг, которые отражают такое соединение воинских искусств и мистических учений. Среди них "Хэйхо хидзюцу ее" ("Книга о тайных методах военной стратегии"), "Косэкико санряку-но маки" ("Свиток о трех стратегиях Косэкико") и другие.

В Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю подобные эзотерические практики в целом называются "тонко" или "хогото". Нужно отметить, что некоторые ученые считают, что "заклинания, искусство гадания и другие связанные с военной наукой мистические практики являются ничем иным как глупыми предрассудками". Думается, что такой взгляд на эту проблему слишком упрощен.

Китайская астрология зародилась около 3500 лет назад и, как мне кажется, что столь долгий срок ее существования является доказательством ее положений. В современном обществе существует тенденция отрицать все, что не потверждается наукой, теориями или анализом, как ненаучное и предрассудочное. Однако ничего не может быть ненаучное, чем отрицание реальных результатов и ценного опыта. Взгляните на вселенную. Действительно, в ней есть немало загадок - Земля по велению матери природы движется вокруг Солнца, вращаясь в то же время вокруг собственной оси, но при этом ужасный рев, несмотря на ту скорость, с которой несется земля в пространстве, отсутствует. Вес предметов регулируется при помощи безошибочной и могучей силы, известной как гравитация, которая являеться единой для всего мира. Вполне естественно, что Земля, на которой мы живем, испытывает влияния Солнца и других звезд. Довольно интересен тот факт, что даже Луна, мёртвая и беспомощная, являющаяся всего лишь спутником Земли, оказывает огромное влияние на последнюю. Марс, Юпитер, Сатурн, Меркурий и Венера, которые находятся в самом расцвете своего развития, просто вынуждены оказывать влияние на Землю и человечество. Это очень мистично.

В буддизме существует термин "фусигити" ("чудесное знание"). Вне зависимости от того, сколь бы ни стал окружающий нас мир материалистичен, чудеса сохраняются. Но вы никогда не сможете разгадать их, пока не будете осознавать их существование. Для тех же, кто отметают подобные чудеса как простые суеверия или договорные (конвенциональные) поверья, они будут казаться совершенно невероятными.

Все явления в природе могут быть в своей основе отнесены к Инь (негативное) или Ян (позитивное). Согласно науке, имеющей дело с этими двумя принципами, Великий предел (или Пустота) разделяется на сферы позитивного и негативного, из которых возникают четыре аспекта: Тайё ("Великое Ян, Великое солнце''), Сёё ("Малое Ян, Малое солнце"), Тайин ("Великое Инь") и Сёин ("Малое Инь''), из которых в свою очередь возникают восемь направлений (хои): "Кэн,Да,Ри,Син,Сон,Кан,Гон, и Кон". Позитивная и негативная сферы представляют собой соотвественно внешнее (омоте) и внутреннее (ура).

К категории Ян относятся: внешнее, небо, солнце, день, весна, лето, мужчина, рождение и т.д.

К категории Инь относятся: внутреннее, земля, луна, ночь, осень, зима, женщина, смерть и т. д.

2.Устройство лагеря в соответствии с теорией Пяти первоэлементов

Этот раздел воинской стратегии играет жизненную роль в постройке лагерей и замков и потому является важнейшим объектом изучения военных стратегов.

Карта, основывающаяся на теории пяти первоэлементов и предназначенная для выбора боевого построения:

 

Гогё или Гоки Дерево Огонь Земля Металл Вода
Пять направлений восток юг центр запад север
Пять цветов голубой красный желтый белый чёрный
Пять времён года весна лето центр осень зима
Четыре божества Голубой дракон Красная ласточка центр Белый тигр Черепаха-Змея

В нашей повседневной жизни почти ничто не обходится без предварительного планирования. При этом мы в основном используем календарь и часы. Но военные стратеги использовали иные приспособления.

Среди древних поверий, касающихся семидневной недели, Солнце считается символом воскресенья, а Луна - понедельника, причем эти два небесных тела являются важнейшими элементами теории Онмё. С другими днями недели соотносятся пять первоэлеменетов: Огонь, Вода, Дерево, Металл и Земля. Эти пять первоэлементов называются "Гогё" или "Гоки". На основе учения о пяти первоэлементах развилась теория гармоничных отношений между ними (гогё-сосэй), подобная отношениям родителя и ребенка. Эта теория основывается на пяти порождениях:

  1. Дерево порождает Огонь. Бумага, которая изготавливается из дерева, легко горит. Иногда лесные пожары возникают из-за трения деревьев. Поэтому древние верили, что дерево порождая огонь.
  2. Огонь порождает Землю. Когда огонь возгорается, он приобретает форму, но когда же он затухает, форма исчезает, и остается лишь зола, которая соединяется с землей. Поэтому древние верили, что огонь порождая землю.
  3. Земля порождает Металл. В нашей повседневной жизни мы широко используем металл, который всегда добываяся из земли. Поэтому считаяся, что земля порождая металл.
  4. Металл порождая Воду. Там, где проходят рудные жилы, всегда находят воду. Из всех природных веществ ничто не притягивает сырость так легко, как металл. По этой причине древние считали, что металл порождает воду.
  5. Вода порождая Дерево. Существует две основные категории живых организмов на земле: животные и растения. И обе эти категории не могут существовать без воды. Животное умрет, если отделить какую-либо важную часть его от него, но растение, даже если его вырвать, будет продолжать цвести, если его поставить в воду. Поэтому считается, что вода порождает дерево.

Поскольку среди первоэлементов существует не только гармония и взаимопорождение, но и вражда, существует и теория взаимной борьбы и уничтожения первоэлементов (гогё-сококу).

  1. Дерево побеждает Землю. Чтобы дерево могло расти, оно взламывает почву, чтобы запустить в нее свои корни. С другой стороны, почва позволяет дереву пустить свои корни. Поэтому древние считали, что дерево побеждает землю.
  2. Земля побеждает Воду. Вода текуча и бесформенна. В зависимости от топографических особенностей, она принимает форму моря, пруда или реки. Поэтому древние считали, что земля побеждает воду.
  3. Вода побеждает Огонь. Это древнее поверье имеет под собой вполне очевидное основание.
  4. Огонь побеждает Металл. Любой металл представляет собой довольно твердую субстанцию, но огонь делает его текучим, благодаря чему становится возожным изготовление предметов из него. Поэтому древние верили, что огонь побеждает металл.
  5. Металл побеждает Дерево. При помощи специальных действий, варьирующихся от простой рубки деревьев до строительства деревянных построек, деревья легко трансформируются металлическими инструментами. Поэтому считаеться, что металл побеждает дерево.

Таким образом, гармония и взаимпорождение (сосэй), с одной стороны, и борьба и взаимоуничтожение (сококу) первоэлементов являются неотьемлимыми принципами концепции Ин-ё. Никто в целом мире даже при помощи любой известной научной технологии не может изменить этого во Вселенной.

КИГАКУ
(предсказание судьбы)

Система гадания по топографии местности, линиям руки или строению черепа, определения удачного расположения дома, физиогномики в целом называется "согаку". Что же касается "кигаку", то это особый раздел определения благоприятного времени для поступков человека, основывающаяся, главным образом, на дате его рождения и двенадцати знаках зодиака. Кигаку иногда еще называют "Кюсэйгаку" - "Наукой девяти звезд".

Схема основных положений девяти звезд:
 

Иппаку Суйсэй     Юг    
Дзикоку Досэй Юго- 4 9 2 Юго-
Санпэки Мокусэй восток       запад
Сироку Мокусэй          
Гоо Досэй Восток 3 5 7 Запад
Роппаку Кинсэй          
Ситисэки Кинсэй Северо- 8 1 6 Северо-
Хаппаку Досэй восток       восток
Кюси Касэй          

Судьба человека, рождённого в год, указанный в центральной секции этой схемы, управляется соответствующей звездой и вращением двенадцати знаков зодиака. В этой схеме, разбитой на девять секций с цифрами от 1 до 9, суммарный счёт в любом направлении - по вертикали ,по горизонтали или по диагонали - неизменно даёт число 15.

Эта основная схема изменяется с каждым днём, каждым месяцем и каждым годом следующим образом (приводиться рисунок).

Новый год, согласно японскому календарю, начинается не 1 января, а в 1-й день весны в Феврале месяце и продолжайся до дня накануне календарного начала весны следующего года. Год разделяется на 24 сезона по 15 дней каждый, и каждые два сезона общей продолжительностью 30 дней составляют 1 месяц. С этим сочетаются также подъем и спад Ин и Ё, а также теория гармонии и борьбы пяти первоэлементов. Общий анализ этих факторов позволяет делать суждения относительно различных феноменов, связанных с деятельностью людей и природой.

ХО-ДЗЮЦУ
(система гадания)

Из центра в виде лучей исходят 24 аспекта, которые состоят из 12 знаков зодиака, 8 стволов, а такжр Кэн (Ину-и), Сон (Тацу-ми), Гон (Уси-тора) и Кон (Хицудзи-сару).

12 знаков зодиака состоят из Нэ (Мышь), Уси (Вол), Тора (Тигр), У (Кролик), Тацу (Дракон), Ми (Змея), Ума (Лошадь), Хицудзи (Овца), Сару (Обезьяна), Тори (Петух), Ину (Собака) и И (Дикий кабан).

8 стволов состоят из Ки-но-э, Ки-но-то, Хи-но-э, Хи-но-то, Ка-но-э, Ка-но-то, Мидзу-но-э и Мидзу-но-то.

Следующая схема показывает 24 аспекта, которые используется при осмотре местности. После наложения этой схемы на центр будущего замка или дома, производится осмотр местности для составления карты в масштабе 1:100 В цепом замки могут быть разделены на три категории: хирасиро (замки на равнине), хираямасиро (замки на небольшом холме) и ямасиро (замки на горе или скале). Представленная выше карта используется для определения подходящих мест для внешних (омотэ-но мон) ворот, задних ворот (ура-но мон), казарм, туалетов и других построек. Отмеченные таким образом места называются "навабари" - "обтянутые веревкой". Военные стратеги разделяли процесс постройки замка на две фазы: инженерные работы и собственно строительство, причем основное внимание уделялось первой фазе.

При определении места для будущего дома все особенности рельефа должны быть тщательнейшим образом изучены. В этом смысле большое значение имеет следующий отрывок мз книги "Тири фусуй-но кото" (букв. "О географии, ветре и воде"):

"Выбирая место, тщательно изучи условия рельефа и выбери место, наделенное природными преимуществами (достоинствами). В тех местах, где есть высокая остроконечная вершина, растут в изобилии деревья и травы, холмы выглядят великодушными и словно держат окружающую местность в своих руках. Если построишь замок в таком в географическом смысле превосходном месте, без сомнения станешь богатым и обеспечишь процветание потомков. Но, если построишь дом в месте лишенном растительности, с холмами в беспорядке, где вершина горы конфликтует с окружающей местностью, будешь страдать от нищеты, и твои потомки не проживут долго".

Смысл этого отрывка заключается в том, что никакое производство или предприятие не сможит выжить, если оно не расположено на плодородной и богатой раститепьностью земле. А вот еще один отрывок:

"Если на севере есть высокая гора, ее охраняет Черепаха-Змея,
Если на востоке есть ручей, его охраняет Голубой Дракон,
Если на юге есть обработанные поля, их охраняет Красная Ласточка,
Если на западе есть большой тракт, его охраняет Белый Тигр.
Такое место является священным, и его называют "местом, охраняемым 4 богами - ками" ("ёнсин-сюго")
".

Интересно, что Токио, Киото, Осака и другие процветающие города и деревни расположены с непогрешимой точностью в местах, которые считаются подходящими с точки зрения покровительства четырех божеств. И это не просто совпадение. Пища имеет решающее значение для человеческой жизни, чье благосостояние опирается на богатые урожаи, получаемые с земли. Первым и важнейшим условием получения хорошего урожая зерновых является, естественна, вода. В наши дни для нахождения подземных рек буравят землю, но существует и иной метод, или "хохо", который, хотя и довольно примитивен, но все же вполне научен и точен. Слово "хохо" происходит от слов "хо-дзюцу" ("искусство гадания") и "хорики" ("могущество учения Будды"). Сущность этого метода такова:

"Выбор хорошего места является основным для колодца. При бурении нового колодца нужно определить глубину нахождения воды. Вечером, когда небо будет чистым, положите на место намечаемого колодца лакированную коробочку или вазу горлышком вниз. Переверните ее на следующее утро и, если в ней будет много росы, значит вода поблизости. Если росы мало, вода находится глубоко. Если внутри вообще нет росы, значит в этом месте воду не найдешь. Водные реки проходят на разных уровнях и найти их непросто. Поэтому, не сдаваясь, продолжай искать подходящее место, поблизости и вдали, в местах, где есть много воды и которые расположены в благоприятном направлении".

Этот метод отражает жизненную мудрость, унаследованную со старинных времен. Таким образом, можно прийти к выводу, что наша жизнь находится в чрезвычайной зависимости от гармонии с природой.

Предположим, что сегодня вторник 6 января 1977 г., день Иппаку суйсэй. Ровно через 60 лет, в 2037 г. тоже будет Вторник 6 января, день Цинику суйсэй. Часы восхода солнца, заката, прилива и отлива в эти два дня будут абсолютно одинаковые, единственное, что может отличаться - это погода. Этот феномен называется "канрэки".

Как показано выше, воинская наука (хэйгаку) яйляется синтезом учения об Инь-Ян (инъё-дзюцу, онмё-дзюцу), которое включает в себя концепции гармонии и борьбы пяти первоэлементов (гогё-сосэй, гогё-сококу), магии (хо-дзюцу), учения о Ки, заклинаний (дзюмон) секты эзотерического буддизма Сингон, а также таких воинских искусств как кэн-дзюцу, бо-дзюцу (искусство фехтования шестом), со-дзюцу (искусство боя копьем), нин-дзюцу (искусство шпионажа), каждое из которых содержит наставления о военных хитростях относительно того, когда и в какое направление надлежит двигаться. Становится понятно, что тактика включает в себя многие элементы, которые сохраняются в повседневной жизни. Отсюда исходит поговорка, что "военная тактика - это образ жизни".

Мать-Природа велика и извечна. Если кто-то попытается пойти против этой великой Силы, он естретится с большими трудностями в своей жизни. Никакие усилия не принесут ему ощутимого результата. Поэтому древние стратеги мудро сочетали теорию военной стратегии со своими изначальными представлениями.

Только тогда, когда образ жизни человека будет следовать Матери-Природе и откроет вечные отражения высшего мира и гармонии, человечество обретет действительно стабильное счастье.

 

назад

содержание

вперёд

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве.

Основатель стиля - Коичи Тохей (10-й дан)

ДЗЕН БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯРЕЛИГИЯ ЭЗОТЕРИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕЧЕНИЕ
 


HotLog

 
Hosted by uCoz