Глава 7

Другие виды оружия

Сразитесь с нами -
Семь против двоих
Нам все равно!

Тротман

Ниндзюцу

Необходимость эффективной разведки и шпионажа японские воины поняли еще в древние времена. Способность собрать сведения о враге или о политическом противнике была незаменимым компонентом военной профессии. Разведка перед боем считалась необходимой. Хотя шпионаж был характерен для япоских воинов во все века, особенное развитие и систематизированную форму он получил в период расцвета и правления классических воинов.

Искусство шпионажа стали называть ниндзюцу, или искусство невидимых, а тех, кто им занимался - ниндзя, "невидимые". Ниндзя происходили не из аристократического класса буси, а из очень низкого социального слоя, называемого хинин (буквально "не люди"). Попавших к ним в руки ниндзя буси подвергали мучительной и унизительной смерти. В то же время буси нанимали ниндзя для необходимой им шпионской деятельности. Дерзкие дела ниндзя были разнообразными и настолько впечатляющими, что некоторые буси сами начали использовать технику ниндзюцу в боевых операциях. Ни один военачальник-буси не обходился без развитой шпионской сети, и для этой цели он обычно усиливал свой отряд ниндзя буси, подготовленными в области ниндзюцу. Для этого была еще одна причина. Ниндзя легко попадали под чужое влияние, совершая вероломные и предательские поступки в пользу того, кто мог заплатить больше, чем изначальный хозяин.

Все буси придерживались в целом исключительно практичного взгляда на изучение боевых искусств - целью изучения считалось эффективное использование в боевых условиях. В то же время ниндзюцу как сложное и основанное на комплексе источников искусство, было не лишено налета сверхъестественности. Из ниндзюцу к буси попал ряд оккультных методов и практик, повлиявших на будзюцу.

Помимо фантастического развития реакции, скорости и выносливости, а также получения реальных боевых навыков, занятия ниндзюцу учили буси многим другим важным вещам. Воин учился изготовлению лекарств - антисептических мазей и растворов, а также использованию природно- растительных и других доступных средств первой помощи при ранениях с целью предотвратить развитие инфекции и ускорить выздоровление. Специальное средство, добавляемое в чай перед сном, помогало буси проснуться при первых признаках опасности. Другой категорией использующихся веществ были яды, применяемые против врагов.

Из знаний о природе, которыми располагали ниндзя, можно было извлечь ряд тактических преимуществ. Птицы, летающие над лесом, указывали на вражескую засаду. Летящие птицы всегда направлялись в сторону необитаемых мест. Жужжание насекомых и кваканье лягушек говорило об отсутствии людей, прекращение этих звуков указывало на проникновение врага. Буси умели даже различать особенно сильное жужжание комаров, указывающее на присутствие человека. Маскировка тоже была важна для буси. Любимая нинздя роль комудзо (нищего-аскета) стала для буси стандартной маскировкой. Маскировка на местности, а также применение огня и другие способы сигнализации тоже пришли от ниндзя. Благодаря контактам с ниндзя буси освоили также работу с зажигательными бомбами и стрелами и методы создания дымовых завес. Если буси хотел укрепить свою храбрость, он обращался к буддийской оккультной науке, используя кудзи-кири (девять символов разрубания) - эзотерические знаки, складываемые из пальцев, которым ниндзя придавали магическое значение. Не все рю посчитали необходимым формализацию ниндзюцу в составе своей традиции. Первой школой, это сделавшей, на основе исторических сведений считается Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.

Кусаригама-дзюцу

Идею использования в качестве оружия обычного серпа следует считать достаточно древней. В Японии использованию серпа в качестве оружия способствовало его широкое сельскохозяйственое применение первыми поселенцами. С формированием класса профессиональных воинов в конструкцию серпа был внесен ряд изменений, а к концу 15 века начали использовать оружие, представлявшее собой серп с прикрепленной к нему цепью с грузом на конце - кусаригама.

Существуют два разных типа кусаригама. Первый - это оружие фермера, второй - оружие воина. Для первого характерно относительно короткое лезвие, по форме напоминающее клюв попугая и прикрепленное в рукоятке из твердого дерева. Оружие воина - это практически короткий меч, закрепленный на рукоятке. Цепь с грузом есть в обоих типах кусаригама, хотя длина и способ крепления цепи различаются. В отличие от оружия воина, оружие фермена имеет значительно меньшие пределы досягаемости и убойную силу.

Кусаригама - это несколько видов оружия в одном. Это одновременно режущее (серп), ударно- дробящее и метательное оружие. Кусаригама-дзюцу - искусство работы серпом с цепью представляет собой совокупность защитных техник с очень интересными возможностями. Использование кусаригама позволяет воину рудить врага острым лезвием, заточенным с двух сторон, наносить колющие удары концом серпа, резко органичить подвижность врага или лишить его возможности использовать свое оружие с помощью тяжелой прочной цепи, нанести способный сломать кость инерционный удар железным грузом на конце цепи, а также наносить удары рукояткой.

Для достижения мастерского уровня владения кусаригама нужды тысячи часов тренировки. В первую очередь необходима отрабока маки - техники обматывания цепью оружия противника. Для такого навыка нужно очень тонкое чувство атаки противника, в момент которой, например при поднимании меча и последующем ударе, к нем надо приблизится. Оценка ма-ай имеет решающее значение, поскольку малейшая ошибка может оказаться роковой. Но, помимо подобных тонких моментов, мастер, работающий с кусаригама в бою будет иметь значительное преимущество за счет разнообразия возможностей применения этого оружия.

Кусаригама используют примерно в ста рю. По историческим данным первенство в этой области принадлежит Иссин рю, созданной в 15 веке монахом по имени Дзион.

Тэссэн-дзюцу

Классический воин не проходил мимо ни одного предмета, который мог быть использован в качестве оружия. Поэтому обыкновенный складывающийся веер, на вид совершенно невинный предмет, послужил как минимум источником вдохновения для разработки тэссэн - железного веера.

В определенные моменты повседневной жизни воин был достаточно беззащитен, во всяком случае к внешним факторам. Занятия домашними делами, отдых, посещение общественных мероприятий, необходимое для общения с начальством и товарищами, были связано для воина с определенными формальностями, ограничивающими эффективность его возможный боевых действий. В определенных обстоятельствах от воина могли потребовать оставить свои меч или оба меча перед тем, как войти к хозяину. Но будучи вооружен тэссэн, который носили за поясом, воин практически никогда не оказывался безоружным. В случае опасности воин мог легко защитить себя тем, что выглядело как обычный предмет личного пользования.

Существовало два типа тэссэн - раскрывающийся подобно обычному вееру и нераскрывающийся в форме сложенного веера. Оба были прочными и жесткими. Как правило тэссэн делали в основном из железа. У раскрывающегося тэссэн железные ребра были покрыты специальной бумагой, украшенной знаком клана или декоративным рисунком. Нераскладывающийся веер был более прочным и более надежным в качестве оружия. Иногда вместо железа использовали твердое дерево, чтобы сделать оружие легче и проще в обращении.

По своей природе использование тэссэн в качестве оружия, независимо от конструкции, имеет вторичное, защитное значение. В чисто техническом плане работа с тессэн близка к работе с короткой палкой, на основе которой разработано применение тессэн. Основополагающее значение для обладателя тэссэн имеет выбор оптимального способа ношения за пясом - сасиката, тессэн должен располагаться так, чтобы постоянно быть доступным. Тактика использования тессэн включает в основном блокирование (уке), отведение (нагаси), прижимание (осаэ), круговые удары (ути) и колющие удары (цуки). Эффект тэссэн возрастает при использовании его в сочетании с другим оружием, например в паре с кодати исключительно эффективной оказывалась тактика дзюдзи-домэ (скрестного блока). Такой блок позволят на долю секунды задержать оружие противника, чтобы успеть провести контратаку.

Использование тэссэн формализовано в чуть больше чем ста рю. Как показывают исторические данные, в качестве первой в этой области должна быть отмечена Синкагэ рю.

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве.

Основатель стиля - Коичи Тохей (10-й дан)

СОДЕРЖАНИЕ

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

К СПИСКУ ЛИТЕРАТУРЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ



HotLog

 

Hosted by uCoz