Стэн Роубел

Айкидо для самопознания.

 

ВОСПРИЯТИЕ И СЛИЯНИЕ

 

I

 

В каком из миров мы утратили способность действовать легко, хладнокровно и эффективно? Соблазн совершать поступки, не требующие усилий, заставляет людей прибегать к силовому самовыражению. Впрочем, умозрительные спекуляции вряд ли сократят разрыв между теорией и практикой. Тем не менее мы остаемся приверженцами «мягкого» аспекта искусства и ненавязчивой способности действовать таким образом, который чужд привычному поведению. Осмысление, диалог, свобода выбора и перспектива меняют наш подход к взаимоотношениям. А восприятие и слияние открывают врата в тот мир, где мы реализуем новый опыт.

 

* * *

 

В упражнении кокю-доса, в положении сидя на коленях, партнерша по спаррингу хватает вас за вытянутые вперед руки. Этот прием препятствует вашему стремлению нарушить ее равновесие. Вы пытаетесь почувствовать направление приложения ее силы, так как выбираете оптимальное решение для установления контроля над ситуацией. Вскоре вы возвращаете свою энергию в исходное состояние. Затем вы разворачиваете предплечья круговым движением снизу вверх. При этом ваши локти опускаются, чтобы создать противовес ладоням, которые в этот момент развернуты в сторону партнерши и удерживают ее за плечи. Слегка развернув туловище в направлении ее более слабой стороны, вы продолжаете движение до тех пор, пока не опрокинете ее на спину. Затем вы возвращаетесь в исходную позицию — сидя на коленях — и готовитесь к отражению новой атаки. Однако вы не ощущаете привычной легкости. Очередной захват ошеломляет вас и лишает свободы действий. Вашим эмоциям и физической силе брошен вызов. Чем же отличается эта атака от предыдущей? Что лишило вас возможности применить энергию взаимодействия и не позволило использовать привычную технику? И что требуется для того, чтобы найти пути более эффективного самовыражения?

 

* * *

 

Итак, тренирующийся ожидает атаки в коленопреклоненной позе. Обладая достаточным опытом, он оценивает противостоящую силу еще до момента контакта. Он ждет первого движения противника, чтобы ответить достойным образом. При этом он рассматривает атаку как нечто постороннее по отношению к самому себе. С началом атаки он мобилизует свои силы и собирается провести контрприем. Две силы сливаются в беспомощном и изначально обреченном противодействии.

Разделение приводит к дисгармонии. Вопреки этому, мы продолжаем смотреть на схватку отстранение и устанавливаем взаимосвязь, лишь подчиняясь воздействию внешней силы. Воспринимаемые в начале атаки тревожные сигналы подобны указанию поднять руки, чтобы спровоцировать нападение. Какая польза в подобном благородстве, в такой жертвенности? И все же, что означает этот ненавязчивый сигнал? И каким образом следует реагировать на непрошеное вторжение в нашу реальность? Более того, как относиться к неизбежному, проявляя при этом стремление к взаимодействию и непредвзятость суждений? Следует ли рассматривать внешнее воздействие как часть нашей реальности или как грубое ущемление наших прав?

В чем причина обособленности вас от меня, нагэ от укэ, внутреннего от внешнего, эмоции от мысли, центра от периферии и т. д.? Все наши действия и существование в целом разложены по полочкам, разделены разными аспектами, нарушающими целостность и единство бытия. Независимые друг от друга действия и суждения нарушают целостность личности, обезоруживают ее перед лицом неизбежной реальности, замещают собой внутреннюю и внешнюю гармонию.

 

Нападение произошло. Оно реально, и вы не можете его избежать. Как вы подготовились к тому, чтобы дать достойный отпор? Не исключено, что вы не отдаете себе отчет даже в том, что приняли оборонительную стойку. В какой момент вы почувствовали начало взаимодействия? Возможно, вы рассматриваете спарринг как нечто постороннее, требующее лишь повышенного внимания? Начало атаки вы воспринимаете как очередной временной этап и ждете новых событий, которые вновь потребуют привлечения вашего внимания.

 

В практике айкидо атака и оборона интегрированы в едином потоке движения, обусловливающем постоянную вовлеченность участников взаимодействия. Несмотря на то что бесконечные повторы движений выглядят как утомительные упражнения на выносливость, их польза очевидна, так как со временем автоматизм движений становится осмысленным. Повышенная утомляемость на тренировках свидетельствует о порочности предпринимаемых усилий и указывает на необходимость поиска новой манеры исполнения приемов, эффективность которой зависит от координации дыхания и композиционного содержания.

Вводное упражнение для внутренней подготовки к действию называется ирими, Смысловое значение этого термина применимо по отношению к любому искусству и к жизни в целом. Вместо того чтобы безучастно ждать нападения, пятиться назад или уклоняться от ударов, следует подвести себя к началу осуществления приема. В отличие от бездумного движения вперед Ирими сокращает дистанцию между участниками по мере их сближения и вовлечения во взаимодействие. Кто же в подобной ситуации нападающий, а кто — обороняющийся? Оба противника находятся в едином потоке движения, два тела двигаются как одно. Разобщенность участников исчезает, и создается единое энергетическое пространство.

Энергообмен протекает свободно и по обоюдному желанию. Используйте тот энергетический заряд, который вам предлагают. Слейте энергии воедино и используйте этот потенциал для нового самовыражения. Воспользуйтесь этой возможностью, и вы обретете хладнокровие и решительность.

Итак, в какой момент вы желаете войти во взаимодействие с партнером? Желаете ли вы стать хозяином положения или подчиниться обстоятельствам?

 

II

 

Восприятие и отдача — это инь и ян взаимодействия. В процессе энергообмена они идут рука об руку. Способность к восприятию вовсе не означает, что вы должны ожидать, пока что-то произойдет или кто-то вступит с вами в контакт. Это качество не подразумевает безоговорочного получения нежданных даров, но олицетворяет благодарный и обдуманный ответ. Иными словами, вслед за приемом идет отдача.

Прием и отдача происходят в одно и то же время и представляют собой два аспектами одного и того же действия. В практике айкидо прием осуществляется одновременно с вовлечением во взаимодействие. Энергия атаки побуждает участников к активности, Которая является комбинацией гостеприимного приема и учтивого приветствия. В гармоничном движении двух участников приветствие ослабляет энергетический напор отдачи, а прием обеспечивает получение этих же даров от поставщика энергии. Атакующий и обороняющийся сливаются в едином силовом вихре, сметающем разобщенность, которая преобразуется в некий союз. В процессе взаимодействия приема и отдачи оба участника схватки вносят равноценный энергетический вклад. Но побеждает тот, кто установит контроль над объединенным энергетическим потоком. Энергетическое взаимодействие между атакующим и его оппонентом способствует установлению принципиально новых взаимоотношений. Сопряжение силовых потенциалов значительно повышает эффективность действий и может стать основанием для мирного исхода схватки. Приводит ли процесс энергообмена к каким-либо потерям? Принимать и отдавать -значит избавляться от разобщенности, которую эго привносит в наши отношения с другими людьми. Принимающий угрожающие размеры индивидуализм уступает место полноценному существованию, которое сопряжено со всеми аспектами реальности.

Естественный и одновременный процесс приема/отдачи символизирует связи между людьми и представляет собой пример взаимодействия на внешнем и внутреннем уровнях. Обусловленная эгоцентризмом полярность преобразуется в новую реальность — гармоничные взаимоотношения. Такая взаимосвязь всегда существует, но редко воплощается в реальной жизни. Тот, кто способен к воплощению такой реальности, может предвосхищать любые непредвиденные события.

Встречайте и приветствуйте атаку. Пусть она займет место в вашей реальности. Не стоит судить о ее благородстве или аморальности, просто признайте ее существование. В этом случае исчезнет сопротивление, порождающее страх, улетучится гнев и ослабнет напряженность. Движения, которым препятствовал захват, станут свободными, а энергозатраты сведутся к минимуму. Разобщенность, вызванная неодинаковым отношением к «я» и «ты», трансформируется в союз, где «другие» становятся послушными нашей воле. Отдавая себя во власть взаимодействия и получая энергию этого союза, вы обретаете контроль над противником.

 

III

 

Жизнь изобилует событиями, нарушающими непрерывность потока нашего существования. Пульс жизни неумолимо учащается. Занятия айкидо успокаивают ритм жизни, и вместо прерывистого стаккато мы начинаем слышать плавное и гармоничное легато. Целостное восприятие мира формируется за счет слияния с энергией других людей или энергетикой окружающей среды. Когда различия исчезают, а одно движение сообщает силу другому, возникает гармония. Гармоничные вибрации усиливают энергообмен, за счет которого экономятся силы, необходимые для достижения результата. В свою очередь, меньшие энергозатраты усиливают поток и обеспечивают свободу действий. Свобода от ограниченных представлений эго и разобщенности позволяет использовать весь доступный энергетический потенциал.

Слияние порождает опыт перемещений в пространстве и во времени, установления взаимоотношений, вносит коррективы в облик боя. Схватка становится созидательным действом, где вторжение и оскорбление трансформируются в стремление к активной деятельности, результатом которой становится непрерывный поток самовыражения.

Слияние характеризуется двусторонним контролем и эмоциональной невозмутимостью. Двусторонний контроль достигается за счет установления взаимосвязи между атакой и защитой, субъектом и объектом. Подобная обратимость демонстрирует грамотный подход к взаимодействию, то есть без опоры на физическую мощь и эмоциональные силы. Эмоциональная невозмутимость во время взаимодействия значительно сокращает энергопотери, которые не только понижают боевые качества, но и препятствуют развитию «я».

Слишком часто наши старания и поступки не стоят затраченных усилий. Мы не верим тому, что безучастность или отстраненность автоматически вовлекут нас в поток движения. Отсутствие напряженного действия создает впечатление собственной непричастности к происходящему и роняет нас в собственных глазах. Усилие, напряженность и торопливость — вот качества, характеризующие наше существование.

Кем бы мы были без этой напряженности? Как мы смогли бы узнать о том, что все еще живы? Какими словами описать слепую веру, создающую иллюзию защищенности? Можете ли вы вообразить себя в другом обличий, действующим по-иному, верящим в другие ценности? Восприятие и слияние взывают к вере человека в самого себя, вере, которая выше эгоцентричной реальности настоящего момента.

Слияние черпает силы во времени, в пространстве и позиции, развиваясь совместно с осознанием истинности диалога между «я» и другими людьми. Оно является результатом выбора, творчески трансформируя схватку, по мере того как чувственные импульсы обусловливают ответную реакцию. Слияние подразумевает осознание направления или расстановки сил во времени и в пространстве. Оборона синхронизируется с атакой таким образом, чтобы атакующие действия не опережали приемы защиты, и наоборот. Пространственные взаимоотношения поддерживают диалог и оставляют достаточно места для движения и исполнения приемов. Взаимосвязь между атакующим и обороняющимся устанавливается, когда скорость, дистанция и позиция одинаково приемлемы двум противоборствующим сторонам. В процессе слияния энергетические вибрации участников входят в резонанс, что значительно повышает эффективность схватки. С развитием способности прилагать меньше усилий появляется возможность управлять внешними формами движения из собственного «центра управления».

 

IV

 

Представьте, что вас вот-вот схватят за руку. Вы видите, вы чувствуете начало атаки, но внутренняя напряженность парализует вашу способность ответить на нападение. Что вас удерживает от адекватного ответа на воспринятую извне информацию? Возможно, вы утомлены или ваше внимание поглощено посторонними мыслями.

Если воспринимаемые сигналы становятся неожиданностью, ваша способность думать и действовать значительно понижается. Внутреннее напряжение приводит к внешней рефлексии. Вы отказываетесь от своего права контролировать ситуацию, что приводит к действиям, увеличивающим разобщенность между вами и окружающей средой. Кто или что мешает вам быть хозяином положения? Возможно, причина вашей скованности заключается в самой атаке или во внутренних аспектах вашего тела и разума?

С приближением новой угрозы попробуйте ощутить причину внутренней закрепощенности. Ждете ли вы момента контакта, чтобы перейти к ответным действиям? Может быть, вы опережаете события и все еще не можете наладить взаимосвязь с поступающим извне энергетическим потоком? Возможно, атака выводит вас из равновесия и сковывает силу ваших рук и плеч? Можете ли вы теперь представить атаку как нечто побуждающее к открытому и «пробужденному» взаимодействию? Сумеете ли вы расценить ее как дар, призывающий к творческой активности, которая осуществляется в ежедневных схватках за место под солнцем? Сможете ли вы, покинув стены тренировочного зала, воспользоваться полученными навыками?

 

* * *

 

Что произойдет, если атака застала вас врасплох? Сможете ли вы быстро переключиться из одного состояния в другое? Удастся ли вам стать активным участником схватки, но не объектом манипулирования?

Способны ли вы на контратаку или, что гораздо лучше, на освобождение от напряжения, спровоцированного атакой и вашей собственной ответной реакцией? Почувствуйте, как захват, нападающего приводит к тому, что ваша напряженная рука начинает подниматься вверх, подтягивая плечо на уровень уха и тем самым превращая ваше туловище и руку в неподвижную структуру, неспособную к активному движению. А теперь, вращая плечо вперед-назад, попробуйте избавиться от напряжения и восстановить свободу движений. После этого активно включайтесь во взаимодействие.

 

Нередко мы подпадаем под влияние внешней силы, позволяя ей устанавливать над нами контроль, не осознавая, что подобное влияние есть не что иное, как призыв к самоконтролю. Так же как страх порождает новый взгляд на вещи, внешние силы несут новое знание, способное сломать барьеры внутренней закрепощенности.

Итак, кто и что влияет на сознание, наделяя его силой закрепощать, подавлять и управлять? Слияние — это интуитивный ответ, свободный от ограничений словесного выражения и вовлекающий в поток, несущий не созидание, но единение. Этот процесс имеет одну цель — освобождение от внутренней скованности и действий, обусловленных рефлекторным защитным механизмом. Слияние подразумевает соотнесение собственной энергетики с силой противника. При этом противостояние трансформируется в непрерывный поток движения.

 

V

 

Резкий блок, не допускающий слияния, встречает удар, нацеленный в голову. Чувство дисгармонии возникает у нападающего, а отражающий атаку вновь и вновь повторяет это движение. Подобное непонимание или неспособность к поиску новых путей взаимодействия препятствует процессу постижения.

 

Когда прием и слияние осуществляются без резкого столкновения, возникает непрерывный поток движения, поддерживающий атакующего и обороняющегося, субъект и событие. Если методика тренировки исключает травматические последствия, ученики вступают во взаимодействие без парализующего страха за собственную безопасность. Намерение атакующего однозначно, и его безопасности также ничто не угрожает, сопротивление более не омрачает стремление к взаимодействию. Обороняющийся также чувствует себя комфортно, сливаясь и взаимодействуя с энергией противника в пространстве и во времени.

 

Мой боккэн поднят с намерением нанести инструктору удар по голове. Тело и разум объединены стремлением к действию. Инструктор стоит в оборонительной позе и держит свой шест наизготовку. Я делаю шаг вперед и наношу удар. Обороняющаяся делает шаг в сторону и одновременно выставляет шест навстречу лезвию меча. Я даже не почувствовал момент соприкосновения ее и моего оружия. Я не услышал звук удара дерева о дерево. Я нанес удар, который не достиг цели, и ощутил, как растворяюсь в пустоте, сотворенной ее совершенной техникой контрприема и слияния. Ее шест встретил мой меч в абсолютной тишине сопряжения, когда тело и оружие становятся единым целым и это целое устанавливает контроль над противником. Ее гармоничная техника сообщила моему телу поступательное движение вперед, а ее слияние с моей энергией не позволило мне достичь намеченной цели. Я не встретил ожидаемого сопротивления и был ошеломлен произошедшим. В то же время сопряженность наших действий укрепила мой дух и стремление к взаимодействию. Атакуя, я не почувствовал противодействия моим намерениям. Я слился с энергетическим потоком, который свел на нет атакующую силу, но не уничтожил ее, а лишь поставил под свой контроль.

 

назад

"Айкидо для самопознания"

вперёд

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) объединения души и тела

 Общество изучения Ки - Москва: Ки-Айкидо,  Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия

Основатель общества - Мастер Коити Тохэй (10-й дан Айкидо)

ДЗЕН, ДАО

БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ

ЭЗОТЕРИКА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЗДОРОВЬЕ, ПРАКТИКИ

HotLog Rambler's Top100 Рейтинг эзотерических сайтов

Hosted by uCoz