Сюнрю
Судзуки
СОЗНАНИЕ ДЗЭН, СОЗНАНИЕ НАЧИНАЮЩЕГО
Наше понимание буддизма — не просто интеллектуальное понимание.
Верное
понимание и есть подлинная практика.
Если вы пытаетесь достичь просветления, вы создаёте себе карму
и карма
движет вами, и вы только зря теряете время на чёрной полушке.
Самое важное
в нашей практике — это физическая поза и способ дыхания. Нас не так уж
беспокоит углублённое понимание буддизма. Буддизм как философия — это очень
глубокая, широкая и основательная система мысли, но в дзэн нас интересует не
философское понимание. Мы делаем упор на практику. Мы должны понимать, почему
так важна физическая поза и дыхание. Вместо углублённого понимания доктрины нам
нужна прочная уверенность в нашем учении, которое говорит, что изначально всем
нам присуща природа Будды. Наша практика основана на этой вере.
Ещё до того,
как Бодхидхарма прибыл в Китай, почти весь набор известных дзэнских слов был в
ходу. Например, уже существовало выражение «внезапное просветление». «Внезапное
просветление» — это не строгий перевод, но я временно воспользуюсь этим
выражением. Просветление чаще всего наступает внезапно. Это истинное
просветление. До Бодхидхармы считалось, что внезапное просветление наступает
после длительной подготовки. Поэтому практика дзэн была своего рода тренировкой
для обретения просветления. По существу, и сегодня многие практикуют дзадзэн с
такой мыслью. Но это не есть традиционное понимание дзэн. Согласно пониманию,
переданному от Будды до наших дней, когда вы приступаете к дзадзэн,
просветление уже есть, даже без всякой подготовки. Практикуете вы дзадзэн или
нет, вы уже обладаете природой Будды. Поскольку вы обладаете ею, в вашей
практике есть просветление. Главное, чему мы придаём особое значение, — это
прочная уверенность в присущей нам изначальной природе и искренность при
занятиях практикой, а не достигнутая ступень. Мы должны практиковать дзэн с той
же искренностью, что и Будда. Если изначально нам присуща природа Будды, то
причина, по которой мы практикуем дзадзэн, заключается в том, что мы должны
поступать так же, как Будда. Передавать наш путь — значит передавать наш дух,
идущий от Будды. Поэтому мы должны привести наш дух, нашу физическую позу и наше
действие в соответствие с традиционным путём. Конечно, вы можете достичь
какой-то определённой ступени, но дух нашей практики не должен быть основан на
эгоистичной мысли.
Согласно
традиционным воззрениям буддистов, наша
человеческая природа лишена
эго. Когда у нас
отсутствуют мысли о своём эго, мы видим жизнь, как видел её Будда. Наши
эгоистичные мысли — это иллюзия, скрывающая нашу природу Будды. Мы постоянно
порождаем их и следуем им, и поскольку это повторяется снова и снова, наша жизнь
целиком заполняется эгоцентричными мыслями. Это называется кармической жизнью,
или кармой. Жизнь буддиста не должна быть кармической. Цель нашей практики —
пресечь сознание, прядущее карму. Если вы пытаетесь достичь просветления, то
это будет частью кармы, вы создаёте себе карму и карма движет вами, и вы только
зря теряете время на чёрной подушке. Согласно пониманию Бодхидхармы, практика,
основанная на идее достижения, это всё та же кармическая жизнь. Забывая об
этом, многие позднейшие учителя дзэн особо выделяли ту или иную ступень,
достигаемую при помощи практики.
Гораздо
важнее любой достигнутой ступени — ваша искренность, ваше правильное усилие.
Правильное усилие должно основываться на верном понимании нашей традиционной
практики. Когда вы поймёте это, вы поймёте, как важно сохранять правильное
положение тела. Когда вы не понимаете этого, то поза и способ дыхания — это
просто средства для достижения просветления. При таком отношении куда лучше
чем-нибудь одурманиваться, а не сидеть со скрещёнными ногами! Если практика —
только средство для достижения просветления, то, воистину, нам не достичь его!
Мы утратим смысл пути, ведущего к цели. Но если мы твёрдо верим в свой путь, мы
уже обрели просветление. Когда вы уверовали в свой путь, просветление уже есть.
Но если вы не способны уверовать в смысл практики, которой занимаетесь в эту
минуту, вы ни на что не способны. Ваш обезьяний ум просто ходит вокруг цели. Вы
постоянно ищете чего-то, не зная, что вы делаете. Если вы хотите что-то увидеть,
надо открыть глаза. Когда вы не понимаете дзэн Бодхидхармы — вы пытаетесь
смотреть на вещи с закрытыми глазами. Мы не пренебрегаем идеей достижения
просветления, но самое важное для нас — настоящий миг, а не какое-то отдалённое
будущее. Мы должны прилагать наши усилия в эту минуту. Это самое важное в нашей
практике.
До прихода
Бодхидхармы изучение доктрин Будды выливалось в углублённую и возвышенную
философию — буддизм, и многие пытались достичь его высоких идеалов. Это было
ошибкой. Бодхидхарма обнаружил, что ошибочно создавать себе какой-то возвышенный
или углублённый идеал, а затем пытаться достичь его при помощи практики дзадзэн.
Если наш дзадзэн будет таким, то он ничем не будет отличаться от нашей обычной
деятельности, или обезьяньего ума. Он будет казаться очень хорошим, очень
возвышенным и даже святым действием, но в сущности не будет разницы между ним и
нашим обезьяньим умом. На это положение Бодхидхарма обращал особое внимание.
Прежде чем
Будда достиг просветления, он приложил все мыслимые усилия ради нас и в конце
концов достиг полного понимания различных методов. Вы, возможно, считаете, что
Будда достиг некой ступени, на которой освободился от кармы, но это не так.
Будда поведал много историй о том, что он испытал после достижения просветления.
Он вовсе не отличался от нас. Когда его страна воевала с могущественным
соседом, он поведал ученикам о своей собственной карме, о том, как он страдал,
видя, что его страну собирается покорить соседний царь. Будь он другим человеком
— обретшим просветление, в котором нет кармы, — у него не было бы причины так
страдать. И даже после того, как он обрёл просветление, он продолжал прилагать
усилия, так же как и мы. Но в его взгляде на жизнь не было неуверенности. Его
взгляд на жизнь отличался устойчивостью, и он наблюдал жизнь всякого человека,
включая и свою собственную. Он наблюдал себя, и он наблюдал других — в точности
так же, как наблюдал камни или растения или что-то ещё. У него был весьма
научный подход. Таков был его образ жизни после достижения просветления.
Если нам
близок традиционный дух следования истине как таковой, и если мы будем
заниматься практикой безо всяких эгоистичных идей, то мы обретём просветление в
подлинном смысле этого слова. И если мы поймём это, мы будем каждый миг
прилагать наши лучшие усилия. Это и есть верное понимание буддизма. Так что
наше понимание буддизма — не просто интеллектуальное понимание. Наше понимание
есть одновременно и проявление этого понимания, есть сама практика. Только
путём практики, подлинной практики, а не' посредством чтения или философского
размышления, мы можем понять, что такое буддизм. Мы должны практиковать дзадзэн
постоянно, прочно уверовав в свою подлинную природу, разрывая цепь карми-ческой
деятельности и обретая своё место в мире подлинной практики.
Мы должны
обрести совершенное
существование посредством несовершенного.
Основополагающее учение буддизма — это учение о быстротечности, или
изменчивости. Всё подвержено изменению — вот основополагающая истина всякого
существования. Никто не может отрицать эту истину; в ней сжато выражено всё
учение буддизма. Это учение для всех нас. В любом месте и при любых
обстоятельствах это учение будет истинно. Это учение также можно понимать как
учение об отсутствии «я». Поскольку всякое существование подвержено постоянному
изменению, не существует неизменного «я». В действительности, собственная
природа всякого существования — это не что иное, как изменение само по себе,
собственная природа всего сущего. Любая форма существования не имеет особой,
обособленной собственной природы. Это также называется учением о Нирване.
Когда мы понимаем вечную истину «всеобщей изменчивости», и находим в ней
равновесие, мы — в Нирване.
Без признания
того, что всё непостоянно, нам не обрести полного равновесия. Но, к сожалению,
хотя это и истинно, нам трудно примириться с этим. Мы страдаем от того, что не
можем принять истину быстротечности. Следовательно, причина наших страданий —
неприятие этой истины. Учение о причине страданий и учение о непостоянстве
сущего — это, таким образом, две стороны одной медали. Но субъективно —
быстротечность или непостоянство есть причина наших страданий. Объективно же это
учение есть просто основополагающая истина о том, что всё непостоянно.
Догэн-дзэндзи сказал: «Учение, которое не оставляет впечатления, будто оно вам
что-то навязывает, не есть истинное учение». Само учение истинно, и само по себе
оно ничего нам не навязывает, но в силу наших человеческих склонностей мы
воспринимаем его так, будто нам что-то навязывается. Независимо от того, хорошо
или плохо мы относимся к учению, истина эта существует. Если не существует
ничего, то не существует и этой истины. Буддизм существует в силу каждого
отдельного существования.
Мы должны
обрести совершенное существование посредством несовершенного. Мы должны найти
совершенство в несовершенстве. Для нас полное совершенство не отличается от
несовершенства. Вечное существует потому, что существует невечное. Ожидание
чего-то за пределами этого мира считается в буддизме еретической точкой зрения.
Мы не ищем ничего вне нас самих. Мы должны найти истину в этом мире, преодолевая
свои затруднения, претерпевая свои страдания. Это основополагающее учение
буддизма. Удовольствие не отличается от затруднения. Хорошее не отличается от
плохого. Плохо — это хорошо; хорошо — это плохо. Это две стороны одной медали.
Поэтому просветление должно быть в практике. Это правильное понимание практики и
правильное понимание жизни. Так что находить удовольствие в страдании — это
единственный способ принять истину быстротечности. Не понимая, как примириться
с этой истиной, вы не сможете жить в этом мире. Хотя бы вы и пытались уйти от
неё, ваши усилия будут тщетными. Если вы полагаете, что имеется какой-то иной
способ принять эту вечную истину о том, что всё непостоянно, вы заблуждаетесь.
Это основополагающее учение о том, как жить в этом мире. Как бы вы ни относились
к нему, вы должны принять его. Вы должны совершить такого рода усилие.
И пока мы не
станем достаточно сильными, чтобы принимать затруднения как удовольствие, мы
должны продолжать прилагать такое усилие. На самом деле, если вы станете
достаточно честными, или достаточно откровенными сами с собой, признать эту
истину будет не так трудно. Вы можете немного изменить свой образ мышления. Это
трудно, но степень этой трудности не всегда одинакова. Иногда это бывает сделать
трудно, а иногда не так уж трудно. Когда вы страдаете, учение о том, что всё
непостоянно, принесёт вам некоторое утешение. Когда у вас беда или горе,
принять это учение довольно легко. В таком случае почему не принять его и в
другое время? Ведь суть одна. Иногда, быть может, вы посмеётесь над собой,
заметив, насколько вы эгоистичны. Как вы относитесь к этому учению, не имеет
значения, но очень важно, чтобы вы переменили свой образ мышления и признали
истину быстротечности.
Когда вы что-то делаете, и при этом устойчиво фиксируете
своё сознание на действии, качество вашего состояния сознания
есть само это действие. Когда вы сосредоточены на этом
свойстве
своего бытия, вы готовы к действию.
Цель дзадзэн
заключается в обретении свободы бытия в отношении физическом и умственном.
Согласно Догэну-дзэндзи, всякое существование есть вспышка в необъятном
феноменальном мире. Каждое существование — это ещё одно проявление свойства
самого бытия. Ранним утром я часто вижу много звёзд. Звёзды — это всего лишь
свет от небесных тел, распространяющийся с огромной скоростью на много миль.
Но для меня звёзды — не стремительные создания, а спокойные, тихие и мирные
существа. Мы говорим: «В покое должно быть действие; в действии должен быть
покой». На самом деле это одно и то же: сказать «покой» или «действие» значит
просто двумя разными способами передать одно явление. Нашим действиям присуща
гармония, а где гармония, там и покой. Эта гармония есть свойство бытия. Но
свойство бытия — это также не что иное, как его стремительное действие.
Когда мы
сидим, мы чувствуем себя очень спокойно и безмятежно, но, в сущности, мы не
знаем, какая именно деятельность протекает в это время внутри нас. В действии
нашего физического организма имеется полная гармония, поэтому мы ощущаем его
покой. Даже если мы не ощущаем этого, это свойство присутствует. Поэтому нам
незачем беспокоиться насчёт покоя или действия, неподвижности или движения.
Когда вы что-то делаете, и при этом устойчиво фиксируете своё сознание на
действии, качество вашего сознания есть само это действие. Когда вы
сосредоточены на этом свойстве своего бытия, вы готовы к действию. Движение —
это всего лишь свойство нашего бытия. Когда вы занимаетесь дзадзэн, свойство
вашего спокойного, неподвижного, безмятежного сидения — это свойство
безграничного действия самого бытия.
Положение
«всё есть просто вспышка в необъятном феноменальном мире» означает свободу
наших действий и нашего бытия. Если вы правильно сидите и обладаете правильным
пониманием, вы достигаете свободы бытия, хотя бы вы и были просто временным
существованием. В пределах данного мгновения это временное существование
неизменно, недвижимо и всегда независимо от других существований. В следующее
мгновение возникает другое существование; мы можем превратиться во что-то ещё.
Строго говоря, между моим вчерашним «я» и моим «я» настоящего мгновения нет
связи; совсем нет никакой связи. Догэн-дзэндзи сказал: «Древесный уголь не
становится золой». Зола есть зола; она не уголь. У неё своё собственное прошлое
и будущее. Она обладает независимым существованием, ибо она есть вспышка в
необъятном феноменальном мире. Древесный уголь и пылающий огонь — это
совершенно разные существования. Чёрный древесный уголь — это тоже вспышка в
необъятном феноменальном мире. Где существует чёрный древесный уголь, там нет
раскалённого древесного угля. Поэтому чёрный древесный уголь независим от
раскалённого угля; зола независима от дров; всякое существование независимо.
Сегодня я
сижу в Лос-Алтосе. Завтра я буду в Сан-Франциско. Между моим «я» в Лос-Алтосе и
моим «я» в Сан-Франциско нет никакой связи. Это совсем разные существа. В этом
проявляется свобода существования. И нет никакого свойства, связывающего меня и
вас. Когда я говорю «вы», не существует «я»; когда я говорю «я», не существует
«вы». Вы независимы, и я независим; то и другое существует в разные мгновения.
Но это не означает, что мы совершенно разные существа. Мы на самом деле одно и
то же существо. Мы одинаковы, и всё-таки мы разные. Это очень парадоксально, но
в действительности это так. Поскольку мы независимые существа, каждый из нас —
это полная, законченная вспышка в необъятном феноменальном мире. Когда я сижу,
нет больше никого, но это не значит, что я игнорирую вас. Я всецело слит с
каждым существованием в феноменальном мире. И когда я сижу, сидите и вы; всё
сидит вместе со мной. Это наш дзадзэн. Когда вы сидите, всё сидит вместе с вами.
И всё это составляет свойство вашего бытия. Я часть вас. Я становлюсь свойством
вашего бытия. Так что эта практика есть абсолютное освобождение от всего
остального. Если вы владеете этой тайной, то нет разницы между практикой дзэн и
вашей повседневной жизнью. Вы сможете всё истолковать так, как захотите.
Великолепная
картина — это результат чувствительности ваших пальцев. Если вы чувствуете
количество туши на кисти, рисунок готов ещё до того, как вы его нарисовали.
Когда вы обмакиваете кисть в тушь, вы уже знаете итог, результат рисунка, в
противном случае вы не можете писать. И прежде чем вы что-то сделали,
«существование» уже имеется, результат уже здесь. Хотя бы вы и казались
спокойно сидящими, все ваши действия, и прошлые и настоящие, заключены здесь; и
результат вашего сидения также уже здесь. Вы вовсе не отдыхаете. Всё ваше
действие заключено в вас. Это ваше бытие. Поэтому все результаты вашей практики
заключены в вашем сидении. Такова наша практика, наш дзадзэн.
Догэн-дзэндзи
заинтересовался буддизмом ещё мальчиком, когда, наблюдая за струйкой дыма от
курящейся благовонной палочки, зажжённой у тела его умершей матери, он ощутил
недолговечность нашей жизни. Это чувство крепло в нём — ив конечном счёте
привело его к обретению просветления и к созданию своей глубокой философии.
Глядя на струйку дыма от курящейся благовонной палочки и ощутив недолговечность
жизни, он чувствовал себя очень одиноким. Но это чувство одиночества становилось
всё сильнее и сильнее и увенчалось цветком просветления, когда ему было двадцать
восемь лет. И в миг просветления он воскликнул: «Нет тела и нет сознания!» Когда
он произнёс: «Нет тела и нет сознания!»— в этот миг всё его существо стало
вспышкой в необъятном феноменальном мире, вспышкой, которая заключает в себе
всё, которая обьемлет всё и несёт в себе свойство необъятности; весь
феноменальный мир заключён в ней, в этом абсолютно независимом существовании.
Таково было его просветление. Испытав вначале чувство одиночества от
недолговечности жизни, он обрёл затем глубочайшее опытное знание свойства своего
бытия. Он говорил: «Я оставил сознание и тело». У вас возникает чувство
одиночества, потому что вы думаете, что обладаете телом или сознанием, но
когда вы сознаёте, что всё сущее есть просто вспышка в безграничной вселенной,
вы делаетесь очень сильными, и ваше существование обретает глубокий смысл.
Таково было просветление Догэна, и такова наша практика.
Миг за мигом каждый из нас возникает из небытия.
Это
и есть подлинная радость жизни.
Представление
о естественности окружено большим непониманием. Большинство людей, которые
приходят к нам, придают немалое значение свободе или естественности, однако то,
что они понимают под этим, мы называем дзинэн кэн гэдо, или еретическая
естественность. Дзинэн кэн гэдо — это пренебрежение формальностями: просто нечто
вроде линии поведения «что-хочу-то-и-делаю» или расхлябанности. Такова
естественность большинства людей. Однако это не та естественность, которую мы
имеем в виду. Довольно трудно объяснить, что такое естественность, но мне
кажется, что это некое чувство независимости от всего остального, или некое
действие, основанное на небытии. Нечто, возникающее из небытия, есть
естественность, подобно семени или растению, прорастающему из земли. Само семя и
ведать не ведает, что оно представляет собой какое-то определённое растение,
однако у него имеется собственная форма и оно пребывает в полной гармонии с
почвой и со всем, что его окружает. Пока оно растёт, оно всё время проявляет
свою природу. Ничто не существует вне формы и цвета. Всё сущее имеет форму и
цвет, и эти форма и цвет пребывают в полной гармонии с другими созданиями. И тут
не о чем беспокоиться. Это мы называем естественностью.
Для растения
или камня оставаться естественными не составляет проблемы. Но для нас это
проблема, это действительно серьёзная проблема. Обрести естественность — это то,
над чем мы должны работать. Когда то, что вы делаете, просто возникает из
небытия, вы испытываете совсем новое чувство. Например, когда вы голодны, поесть
вполне естественно. Вы испытываете естественное чувство. Но если вы хотите
слишком многого, немного поесть будет неестественно. У вас не будет нового
чувства. Вы будете неспособны его оценить.
Истинная
практика дзадзэн состоит в том, чтобы сидеть так, как вы пьёте воду, когда
испытываете жажду. Тогда вы обретаете естественность. Вполне естественно
вздремнуть, когда вам очень хочется спать. Но просто задремать от безделья,
словно достоинство человеческого существа заключается в том, чтобы дремать, —
это, противоестественно. Вы можете подумать: «Все мои друзья вздремнули — а чем
я хуже их? Никто не работает, зачем же мне надрываться? Почему у них уйма денег,
а у меня нет?» В этом не будет естественности. Ваше сознание опутано какой-то
другой мыслью, ещё чьей-то мыслью, и вы не самостоятельны, вы — не вы сами, не
естественны. Даже когда вы сидите со скрещёнными ногами, если ваш дзадзэн не
естественный, это не будет истинной практикой. Вам не нужно заставлять себя
пить воду, когда вы испытываете жажду, — вы пьёте с наслаждением. Если вы
испытываете подлинную радость в дзадзэн, это истинный дзадзэн. Но хотя бы вам и
приходилось принуждать себя практиковать дзадзэн, — если вы ощущаете нечто
благое в своей практике, это дзадзэн. На самом деле не имеет значения,
принуждает вас что-то или нет. Хотя бы у вас и были трудности — когда вы
признаёте их необходимость, это естественно.
Эту
естественность очень трудно объяснить. Но если вы можете просто сидеть и
познавать реальность небытия в своей практике, нет необходимости в объяснении.
Что бы вы ни делали, всё обретёт естественность, если будет возникать из
небытия, — это и есть подлинное действие. Вы испытаете подлинную радость от
своей практики, подлинную радость от такого образа жизни. Миг за мигом каждый из
нас возникает из небытия. Миг за мигом мы испытываем подлинную радость жизни.
Потому мы говорим син ку мё у — «из истинной пустоты возникает чудесная, дивная
жизнь». Син— «истинный»; ку— «пустота»; мё— «чудесный, дивный»; у — «бытие,
жизнь»: из истинной пустоты — дивная жизнь.
Без небытия
не будет естественности — не будет истинного бытия. Истинное бытие возникает из
небытия, миг за мигом. Небытие постоянно присутствует, оно постоянно здесь, и
всё возникает из него. Но обычно, совершенно забывая о небытии, вы ведёте себя
так, словно чем-то обладаете. То, что вы делаете, основывается на идее
обладания или ещё на какой-то конкретной идее, и это не естественно. Например,
когда вы слушаете лекцию, у вас не должно быть мыслей о себе. У вас не должно
быть собственных мыслей, когда вы слушаете кого-то. Забудьте то, что есть у вас
в сознании, и просто слушайте, что вам говорят. Ничего не держать в своём
сознании — это и есть естественность. Тогда вы поймёте, что этот человек вам
говорит. Но если у вас имеется некая идея, которую вы пытаетесь сопоставить с
тем, что он говорит, вы не услышите всего; ваше понимание будет односторонним;
это не естественность. Когда вы что-то делаете, нужно целиком погрузиться в это
дело. Вы должны полностью посвятить себя ему. Тогда у вас нет ничего. Так что
если в вашем действии нет истинной пустоты, оно не будет естественным.
Большинство людей привержены какой-то идее. Не так давно молодое поколение
твердило о любви. Любовь! Любовь! Любовь! У них в голове было только одно —
любовь! И приступая к изучению дзэн, они не воспринимали сказанного мною, если
это не согласовалось с их представлениями о любви. Они, знаете, довольно-таки
упрямы. Просто на удивление! Конечно, не все, но некоторые из них занимают
весьма, весьма жёсткую позицию. Это вообще неестественно. Хотя бы они и говорили
о любви, а также о свободе или о естественности, они не понимают того, о чём
говорят. И они не могут понять, что такое дзэн, рассуждая подобным образом. Если
вы хотите изучать дзэн, вы должны забыть все свои прежние представления и просто
практиковать дзадзэн и наблюдать, какой опыт вы приобретаете в ходе своей
практики. Это — естественность.
Что бы вы ни
делали, такое отношение необходимо. Иногда мы говорим ню нзн син — «мягкое или
гибкое сознание». Ню — это «ощущение мягкости»; нан — «отсутствие твёрдости»;
син — «сознание». Ню нан син означает ровное, спокойное, естественное сознание.
При таком сознании вы испытываете радость жизни. Утрачивая его, вы теряете
всё. У вас нет ничего. Хотя вы думаете, что у вас что-то есть, у вас нет ничего.
Но когда всё, что вы делаете, возникает из небытия, тогда у вас есть всё.
Понимаете? Это мы называем естественностью.
Когда вы
изучаете буддизм, вы должны произвести
«генеральную уборку» в своём сознании.
Если вы
хотите понять буддизм, вам необходимо совершенно забыть все свои прежние
представления. И прежде всего вы должны отказаться от идеи вещественности или
существования. Обычный взгляд на жизнь прочно основан на идее существования.
Для большинства людей всё существует: они полагают, что всё, что они видят и
слышат, существует. Конечно, птица, которую мы видим и слышим, существует. Она
существует, но я, возможно, понимаю под этим не совсем то, что понимаете под
этим вы. Жизнь в представлении буддистов заключает в себе как существование,
так и несуществование. Птица одновременно существует и не существует. Мы
утверждаем, что взгляд на жизнь, основанный только на существовании,
еретический. Если вы относитесь к вещам слишком серьёзно, как если бы они
существовали прочно и неизменно, вас можно назвать еретиком. Возможно,
большинство людей могут быть названы еретиками. Мы утверждаем, что истинное
существование возникает из пустоты и опять возвращается в пустоту. Истинное
существование появляется из пустоты. Мы должны пройти врата пустоты. Эту идею
существования очень трудно объяснить. В наши дни многие, по крайней мере
интеллектуально, начинают чувствовать пустоту современного мира, или внутреннюю
противоречивость своей культуры. В прошлом, например, японцы были непоколебимо
уверены в неизменности существования своей культуры и традиционного образа
жизни, но, проиграв войну, они стали весьма скептичными. Некоторые считают,
что такое скептичное отношение ужасно, но в действительности оно лучше
прежнего.
Пока мы
находимся во власти какой-то определённой идеи или какой-то надежды на будущее,
мы неспособны по-настоящему серьёзно воспринимать мгновение, протекающее прямо
сейчас. Вы, возможно, скажете себе: «Я могу сделать это завтра или в следующем
году», полагая, что существующее сегодня будет существовать и завтра. Даже если
вы не столь упорны в достижении своей цели, всё равно вы ожидаете, что нечто
многообещающее появится, коль скоро вы следуете определённому пути. Однако нет
определённого пути, который существовал бы неизменно. Нет уготованного нам
пути. Миг за мигом мы должны отыскивать свой собственный путь. Та или иная идея
совершенства или некий совершенный путь, установленный кем-то ещё, не будет
истинным путём для нас.
Каждый из нас
должен прокладывать собственный истинный путь, и тогда путь этот будет
выражением всеобщего пути. Это таинство. Постигая что-то одно глубже и глубже,
вы постигаете всё. Пытаясь понять всё, вы не поймёте ничего. Лучший способ — это
познать себя самого, и тогда вы познаете всё. Поэтому, упорно стараясь проложить
свой собственный путь, вы тем самым будете помогать другим, и другие будут
помогать вам. Пока вы не начали прокладывать собственный путь, вы не сможете
помочь никому и никто не сможет помочь вам. Чтобы стать независимыми в
подлинном смысле этого слова, мы должны забыть всё, что есть в нашем сознании,
и, миг за мигом, открывать что-то совсем новое и иное. Так мы живём в этом мире.
Поэтому мы
утверждаем, что истинное понимание исходит из пустоты. Когда вы изучаете
буддизм, вы должны произвести «генеральную уборку» в своём сознании. Вы должны
всё вынести из своей комнаты и тщательно убрать её. Если потребуется, вы можете
потом всё опять внести. Возможно, вы захотите иметь много вещей, тогда, одну за
другой, вы можете снова внести их обратно. Но если можно обойтись без этих
вещей, незачем держать их в доме.
Мы видим
летящую птицу. Иногда нам виден её след. На самом деле мы не можем видеть след
летящей птицы, но иногда нам кажется, что мы его видим. Это тоже хорошо. Если
понадобится, вы снова занесёте вещи, вынесенные вами из комнаты. Но прежде чем
что-то туда поставить, вам необходимо что-то оттуда вынести. Если вы этого не
сделаете, ваша комната будет завалена старым, ненужным хламом.
Мы говорим:
«Шаг за шагом я останавливаю звук журчащего ручья». Когда вы идёте вдоль ручья,
вы слышите, как бежит вода. Этот звук никогда не смолкает, но вы должны быть
способны остановить его, когда захотите. Это свобода; это самоотречение. Одна
за другой в вашем сознании проносятся разные мысли, но если вы захотите
остановить этот процесс, вы сможете это сделать. Так что, когда вы сможете
останавливать звук журчащего ручья, у вас появится более тонкое чувство своей
работы. Но пока вы находитесь во власти какой-то навязчивой идеи или в плену
привычного способа совершения дел, вы неспособны оценивать вещи в их подлинном
смысле.
Если вы ищете
свободу, вам её не найти. Абсолютная свобода необходима вам ещё до того, как вы
её обрели. Такова наша практика. Наш путь — не всегда идти в одном направлении.
Иногда мы идём на восток; иногда мы идём на запад. Пройти одну милю на запад
означает то же самое, что вернуться на одну милю, идя на восток. Обычно
утверждения «пройти одну милю на запад» и «пройти одну милю на восток»
рассматриваются как противоположные. Но если можно пройти одну милю на восток,
значит, можно пройти одну милю на запад. Это свобода. Без этой свободы вы не
сможете сосредоточиться на том, что вы делаете. Вам может казаться, что вы
сосредоточились на чём-то, но пока вы не обрели этой свободы, вы будете
несколько стеснены в том, что вы делаете. Поскольку вы связаны мыслью о том,
идти ли вам на восток или на запад, ваши действия будут двойственны, дихотомичны.
До тех пор, пока вы в плену у двойственности, вы не сможете обрести абсолютной
свободы, и вы не сможете сосредоточиться.
Сосредоточиться — не значит усердно пытаться что-то наблюдать. В дзадзэн вы
устанете через пять минут, если попытаетесь смотреть в одну точку. Это не
сосредоточение. Сосредоточение, концентрация внимания — это свобода. Поэтому
ваши усилия должны быть направлены на ничто. Объектом вашей сосредоточенности
должно быть ничто. Мы говорим, что в практике дзадзэн наше сознание должно быть
сосредоточено на дыхании, но единственный способ удерживать сознание на
дыхании — это полностью забыть о себе и просто сидеть, чувствуя своё дыхание.
Если вы сосредоточены на своём дыхании, вы забудете себя, и если вы забудете
себя, вы будете сосредоточены на своём дыхании. Я не знаю, что здесь первое, а
что второе. Поэтому на самом деле нет необходимости слишком усердно стараться
сосредоточиться на своём дыхании. Просто делайте всё, на что вы способны. Если
вы будете продолжать эту практику, то в конце концов вы познаете истинное
существование, которое исходит из пустоты.
Именно
готовность сознания и есть мудрость.
Важнейшее
положение в Праджняпарамита-сутре — это, конечно, идея пустоты. Пока мы не
понимаем идею пустоты, нам всё кажется вещественным. Но когда мы сознаём
пустоту вещей, всё становится истинно реальным — невещественным. Когда мы
сознаём, что всё, что мы видим, — это часть пустоты, мы можем не иметь
привязанности ни к какому существованию; мы понимаем, что всё есть только
временная форма и цвет. Так мы понимаем истинный смысл каждого временного,
преходящего существования. Когда мы впервые слышим о том, что всё есть временное
существование, большинство из нас испытывает разочарование; но это
разочарование проистекает от неправильного представления о человеке и природе.
Именно потому, что наш способ восприятия вещей глубоко коренится в наших
эгоцентричных мыслях, мы испытываем разочарование, когда обнаруживаем, что всё
вокруг нас обладает лишь преходящим существованием. Но когда мы действительно
осознаем эту истину, у нас не будет страданий.
В этой сутре
сказано: «Бодхисаттва Авалокитешвара видит во всём пустоту, тем самым он
оставляет все страдания». Он преодолел страдания не после того, как осознал эту
истину, — осознать её и означает собственно избавиться от страданий. Поэтому
осознание этой истины есть само по себе спасение. Мы говорим «осознать», но
осознание истины всегда близко. Мы осознаём истину не после практики дзадзэн;
ещё до того, как мы начали практиковать дзадзэн, осознание уже есть. Мы
достигаем просветления не после того, как постигаем истину. Осознать эту истину
— значит жить: существовать здесь и сейчас. И это не вопрос понимания или
практики. Это непреложная истина. В сутре Будда указывает на эту непреложную
истину, постоянно обращённую к нам миг за мигом. Это очень важно. Это дзадзэн
Бодхидхармы. Даже до того, как мы начали практиковать его, просветление уже
есть. Но обычно в нашем понимании практика дзадзэн и просветление — это две
разные вещи: мы уподобляем практику очкам, и, прибегая к практике, как бы
надеваем очки, чтобы увидеть просветление. Это неправильное понимание. Очки сами
по себе просветление, и надеть их — это тоже просветление. Поэтому что бы вы ни
делали, или даже если вы ничего не делаете, просветление уже есть, всегда есть.
Так Бодхидхарма понимал просветление.
Вы не можете
практиковать истинный дзадзэн, поскольку вы практикуете его; если вы ни при чём,
то имеется просветление и имеется истинная практика. Когда вы занимаетесь
практикой, у вас возникает какое-то конкретное представление о «себе» или своём
«я», и у вас возникает определённое представление о практике, или дзадзэн. Так
что вот вы — справа, и вот дзадзэн — слева. И таким образом дзадзэн и вы
превращаетесь в две разные вещи. Если практика в сочетании с вами есть дзадзэн,
то это дзадзэн лягушки. Для лягушки её сидячая поза — это дзадзэн. Когда
лягушка прыгает — это не дзадзэн. Подобное непонимание пропадает, если вы
действительно знаете, что такое пустота. Пустота означает, что всё всегда здесь.
Единое целостное бытие не есть скопление всего. Невозможно расчленить единое
целостное существование на части. Оно всегда здесь и всегда действенно. Это
просветление. Так что в сущности нет никакой определённой практики. Сутра
гласит: «Нет ни глаз, ни ушей, ни носа, ни языка, ни тела и ни сознания...» Это
«отсутствие сознания» есть сознание дзэн, которое заключает в себе всё.
Наблюдать за
вещами со спокойным, свободным умом — вот что важно в нашем понимании. В нашем
размышлении и наблюдении не должно быть инертности. Мы должны легко
воспринимать вещи такими, как они есть. Наш ум должен быть достаточно
пластичным и непредубеждённым, чтобы воспринимать вещи такими, как они есть.
Когда наше мышление пластично, оно называется невозмутимым мышлением. Подобное
мышление всегда устойчиво. Его можно охарактеризовать как внимательность.
Мышление, рассредоточенное по многим направлениям, не есть истинное мышление. В
нашем мышлении должна быть сосредоточенность. Это внимательность. Независимо от
того, связано оно с объектом или нет, ваше сознание должно быть устойчивым и не
рассредоточенным. Это дзадзэн.
Нет
необходимости стараться мыслить каким-то определённым образом. Ваше мышление не
должно быть односторонним. Мы просто размышляем, имея целостное сознание, и
видим вещи такими, как они есть, безо всякого усилия. Просто смотреть и быть
готовым видеть вещи при целостном сознании — такова практика дзадзэн. Если мы
готовы к мышлению, нет нужды стараться мыслить. Это называется внимательностью.
Внимательность — это в то же самое время и мудрость. Под мудростью мы понимаем
не какую-то определённую способность или философию. Именно готовность сознания
и есть мудрость. Потому мудрость может заключаться в разных философских
системах и учениях, в самых разнообразных исследованиях и изучениях. Но мы не
должны привязываться к какой-то определённой мудрости, например к той, которой
учил Будда. Мудрости нельзя научить. Мудрость будет проистекать из вашей
внимательности. Поэтому главное — это готовность к наблюдению и готовность к
размышлению. Это называется пустотой сознания. Пустота есть не что иное, как
практика дзадзэн.
В повседневной жизни наше мышление на девяносто девять процентов эгоцентрично.
«Почему
я должен страдать? Почему у меня должны быть неприятности?»
Я обнаружил,
что необходимо, совершенно необходимо верить в ничто. То есть мы должны верить
в то, что не имеет ни формы, ни цвета, — в то, что существовало до появления
всякой формы и цвета.
Это очень
важно. В какого бы бога вы ни верили или какое бы вероучение ни исповедовали —
если вы привязаны к ним, то, так или иначе, ваша вера основана на эгоцентричных
представлениях. Вы стремитесь к совершенной вере, чтобы спастись. Однако для
обретения такой совершенной веры требуется время, и вы вовлекаетесь в
идеалистическую практику. В постоянном стремлении осуществить свой идеал у вас
не будет времени для обретения равновесия. Но если каждый миг вы готовы к
восприятию всего, что вы видите, как возникающего из ничего, из пустоты, зная,
что есть какая-то причина, по которой феноменальное существование облекается в
такую-то и такую-то форму и цвет, тогда в этот миг вы имеете полное равновесие.
Если у вас
болит голова, то имеется какая-то причина, по которой она болит. Если вы
узнаете, отчего у вас заболела голова, вам станет легче. Но если вы не знаете
этой причины, вы, возможно, скажете себе: «О, у меня ужасная головная боль!
Наверное, это из-за моей плохой практики. Если бы моя медитация или практика
дзэн были лучше, я бы так не мучился!» Если вы так понимаете своё состояние, у
вас не будет настоящей веры ни в себя, ни в свою практику, пока вы не достигнете
совершенства. И вы будете настолько поглощены этими попытками, что, боюсь, у вас
не останется времени для достижения совершенной практики; так что, пожалуй, вам
всё время придётся пребывать с головной болью. Это довольно-таки глупый вид
практики. Такая практика не будет действенной. Но если вы верите в то, что
существовало до того, как у вас началась головная боль, и если вы узнаете
причину своей головной боли, то вам, разумеется, станет легче. Испытывать
головную боль будет в порядке вещей, потому что вы достаточно здоровы, чтобы её
испытывать. Если у вас боли в желудке, значит, ваш желудок достаточно здоров,
чтобы испытывать боль. Но если ваш желудок привык к плохому состоянию, у вас не
будет боли. Это ужасно! Вы скончаетесь от болезни желудка.
Так что
каждому из нас совершенно необходимо верить в ничто, в пустоту. Но я не имею в
виду вакуум. Существует нечто, и это нечто всегда готово принять какую-то
определённую форму, и оно подчиняется некоторым правилам, или теории, или истине
в своём действии. Это называется природой Будды, или самим Буддой. Когда такое
существование принимает форму человека, мы называем его Буддой; когда мы
понимаем это как высшую истину, мы называем это Ахармой; и когда мы признаём эту
истину и действуем как часть Будды, или в согласии с этой теорией, мы называем
себя Сангхой. Но хотя и имеются эти три формы Будды, — существование, не имеющее
формы и цвета, одно; и оно всегда готово принять форму и цвет. Это не просто
теория. Это не просто учение, именуемое буддизмом. Это совершенно необходимое
понимание нашей жизни. Без этого понимания наша религия не поможет нам. Мы будем
связаны нашей религией, и у нас будет ещё больше бед из-за неё. Если вы станете
жертвой буддизма, то даже если это и порадует меня, едва ли это так уж обрадует
вас. Потому такое понимание очень, очень важно.
Когда вы
практикуете дзадзэн, вы можете слышать шум дождя, стекающего по крыше в
темноте. Позже чудесный туман окутает большие деревья, и ещё позже, когда люди
приступят к работе, станут видны прекрасные горы. Но некоторые огорчаются, если
слышат шум дождя, лёжа утром в постели; ведь они не знают о том, что позже
увидят прекрасное солнце, поднимающееся на востоке. Если наше сознание
сосредоточено на нас самих, мы будем испытывать огорчения подобного рода. Но
если мы признаём, что мы сами — это воплощение истины, или природы Будды, у нас
не будет причин для тревоги. И мы подумаем так: «Сейчас идёт дождь, но мы не
знаем, что произойдёт в следующую минуту. Когда нам надо будет выходить из дому,
на улице может быть и превосходная, и ненастная погода, а так как мы не знаем
какая, будем ценить шум дождя сейчас». Такое отношение будет правильным. Если вы
воспринимаете себя как временное воплощение истины, у вас вообще не будет
трудностей. Вы поймёте ценность своего окружения и сможете оценить себя как
удивительную часть великого действия Будды, даже среди трудностей. Таков наш
образ жизни.
Пользуясь
терминологией буддистов, можно сказать, что мы должны начать с просветления,
затем перейти к практике, а потом к размышлению. Наше мышление, как правило,
достаточно эгоцентрично. В нашей повседневной жизни наше мышление на девяносто
девять процентов эгоцентрично: «Почему я должен страдать? Почему у меня должны
быть неприятности?» Такие рассуждения на девяносто девять процентов заполняют
наше мышление. Например, когда мы приступаем к изучению науки или к чтению
сложной сутры, мы вскоре делаемся сонными или вялыми. Однако мы неизменно полны
внимания и проявляем живейший интерес к своему эгоцентричному сознанию! Но если
просветление будет предшествовать размышлению, предшествовать практике, то ваше
мышление и ваша практика не будут эгоцентричными. Под просветлением я имею в
виду веру в ничто, в то, что не имеет ни формы, ни цвета и что готово принять
форму и цвет. Такое просветление есть непреложная истина. Именно эта изначальная
истина должна лежать в основе наших действий, нашего мышления и нашей практики.
То, что мы привязаны к чему-то прекрасному, —
это тоже действие Будды.
Догэн-дзэндзи
сказал: «Даже когда полночь — уже рассвет, даже если светает — ещё ночь». В этом
высказывании выражено понимание, переданное Буддой Патриархам, Патриархами —
Догэну, а Догэном — нам. День и ночь не есть разные вещи. Одно и то же иногда
называют ночью, а иногда — днём. День и ночь — суть одно.
Практика
дзадзэн и повседневная деятельность — суть одно. Мы называем дзадзэн
повседневной жизнью, а повседневную жизнь — дзадзэн. Однако обычно мы думаем:
«Теперь дзадзэн кончился, и можно приступить к повседневной деятельности». Но
такое понимание будет неверным. Они суть одно и то же. Нам не уйти от этого. Так
что в действии должен быть покой, а в покое должно быть действие. Покой и
действие не есть разные вещи.
Каждое
существование зависит от чего-то ещё. Строго говоря, не бывает отдельного
обособленного существования. Просто имеется множество названий для единого
существования. Иногда делают упор на единство, но это не наше понимание. Мы не
будем особо выделять что бы то ни было, даже единство. Единство ценно, но
разнообразие тоже прекрасно. Пренебрегая разнообразием, некоторые делают упор
на единое абсолютное существование, но это одностороннее понимание. При таком
понимании имеется разрыв между множественностью и единственностью. Но
единственность и множественность — это одно и то же, поэтому единственность
должна цениться в каждом существовании. Вот почему мы придаём большее значение
повседневной жизни, чем какому-то определённому состоянию сознания. Мы должны
видеть реальность каждый миг и в каждом явлении. Это очень важно.
Догэн-дзэндзи
сказал: «Хотя всё имеет природу Будды, мы любим цветы и не любим сорняки». Это
верно в отношении человеческой природы. Но то, что мы привязаны к чему-то
прекрасному, — это, собственно, действие Будды. То, что нам не нравятся
сорняки, это тоже действие Будды. Мы должны знать об этом. Если вы знаете об
этом, привязанность будет в порядке вещей. Если это привязанность в духе
Будды, то это непривязанность. Так в любви должна быть ненависть, или
непривязанность. И в ненависти должна быть любовь, или приятие. Любовь и
ненависть — суть одно. Мы не должны привязываться только к одной любви. Мы
должны допустить и ненависть. Мы должны примириться с сорняками, как бы мы к ним
ни относились. Если вы не испытываете любви к ним, то и не любите, если любите —
то любите.
Обычно вы
осуждаете себя за несправедливость к окружающим; вы осуждаете своё отношение
неприятия. Однако имеется едва уловимая разница между обычным способом приятия
вещей и нашим способом, хотя в сущности они могут показаться одним и тем же. Нас
учат, что нет промежутка между днём и ночью, нет разрыва между вами и мною. Это
означает единство. Но мы не выделяем даже единство. Если это одно, нет
необходимости выделять это одно.
Догэн сказал:
«Учиться чему-то — значит познавать самого себя; изучать буддизм — значит
изучать самого себя». Учиться чему-то не значит овладевать какими-то знаниями,
навыками, которых у вас не было прежде. Вы знаете ещё до того, как стали
учиться. Нет разрыва между «я» до того, как вы узнали нечто, и «я» после этого.
Нет разрыва между невеждой и знающим человеком. Глупый человек — это умный
человек; умный — это глупый. Однако обыкновенно мы думаем так: «Он дурак, а я
умный» или «Я был глуп, но теперь поумнел». Как можем мы поумнеть, если мы
глупы? Но в понимании, переданном нам от Будды, нет никакой разницы между
глупцом и мудрецом. Это так. Но если я начну утверждать это, многие, возможно,
подумают, что я делаю упор на единство. Но это не так. Мы ничего не выделяем.
Всё, чего мы хотим, — это знать вещи именно такими, как они есть. Если мы знаем
вещи такими, как они есть, нам не на что указывать; нет возможности удержать
что-либо; нет того, что надо удерживать. Мы не можем выделять то или другое. И
всё же Догэн сказал так: «Цветок опадает, даже если мы любим его; сорняк растёт,
даже если мы не любим его». Даже если это и так, это наша жизнь.
Так следует
понимать нашу жизнь. И тогда не будет проблем. Оттого что мы выделяем что-то
одно, что-то особенное, у нас постоянно бывают неприятности. Мы должны принимать
вещи именно такими, как они есть. Так мы понимаем всё в этом мире, так мы живём.
Опытное знание подобного рода лежит за пределами нашего рассудочного мышления.
В области рассудочного мышления имеется разница между единственностью и
множественностью; но в реальном жизненном опыте разнообразие и единство — это
одно и то же. Поскольку у вас сложилось некое представление о единстве или
разнообразии, вы стали пленником этого представления. И вашим размышлениям не
будет конца, хотя в действительности здесь нет нужды в размышлении. В сфере
чувств у нас масса проблем, но эти проблемы не настоящие; они созданы нами; эти
проблемы — порождение наших эгоцентричных мыслей или взглядов. Поскольку мы
делаем на что-то упор или выделяем что-то, возникают проблемы. Но на самом деле
ничего нельзя выделить особо. Счастье — это горе; горе — это счастье. В
страдании заключено счастье; в
счастье — страдание. Хотя бы нам и казалось, что пути разные, в действительности они не разные, в сути
своей они одинаковы. Таково правильное
понимание, переданное нам от
Будды.
Для
учеников дзэн сорняк являет собой
сокровище.
В дзэнском
стихотворении
говорится: «После того как ветер стих, я вижу,
как облетает цветок. И по пению птицы я убеждаюсь в спокойствии гор». Пока в
сфере покоя ничего не произошло, мы не замечаем покоя; и только когда в ней
что-то происходит, мы начинаем понимать, что такое покой. В Японии есть
пословица: «Для луны есть облако. Для цветка — ветер». Когда мы видим луну,
частично скрытую от нас облаком, или деревом, или сорняком, мы ощущаем, какая
она круглая. Но когда мы видим ясную луну, когда ничто не затмевает её, мы не
ощущаем её округлость так, как когда смотрим на неё сквозь что-то другое.
Когда вы
занимаетесь дзадзэн, вы
пребываете в полном спокойствии сознания; вы ничего не ощущаете. Вы
просто сидите. Но спокойствие во время сидения поддержит и ободрит вас в
повседневной жизни. На самом деле ценность дзэн вы обнаружите скорее в
повседневной жизни, чем когда сидите. Но
это не значит, что
вы должны пренебрегать дзадзэн. Хотя
бы вы ничего и не ощущали, когда сидите, — если у вас нет подобного опыта
дзадзэн, вы не сможете обнаружить ничего; в своей повседневной жизни вы
обнаруживаете лишь сорняки, или деревья, или облака; вы не видите луны. Вот
почему вы постоянно на что-нибудь жалуетесь. Но для учеников дзэн сорняк,
бесполезный для большинства
людей, являет собой
сокровище. При таком
отношении, что бы вы ни делали — жизнь становится искусством.
Когда вы
практикуете дзадзэн, вы не должны пытаться чего-то достичь или добиться. Вы
должны просто сидеть при полном спокойствии сознания, ни на что не опираясь.
Просто держите корпус прямо, никуда не наклоняясь и ни к чему не прислоняясь.
Держать корпус прямо — значит ни на что не опираться. Так вы обретёте полное
спокойствие как физически, так и умственно. Но опираться на что-то или пытаться
что-то делать в дзадзэн — это проявление двойственности, а не полного
спокойствия.
Обычно в
своей повседневной жизни мы стараемся что-то сделать, пытаемся превратить одно
в другое, или стремимся чего-то достичь. Эти старания уже сами по себе есть
проявление нашей подлинной природы. Уже в самих этих усилиях заключён смысл. Мы
должны обнаружить смысл своих усилий ещё до того, как достигли чего-то. Так
Догэн сказал: «Мы должны обрести просветление прежде, чем мы обретём его».
Именно не после, а до обретения просветления мы открываем его истинное значение.
Стараться что-то сделать — это уже само по себе просветление. Когда у нас
трудности или мы в беде, тогда имеется просветление. Когда мы осквернились, то
и в таком состоянии мы должны сохранять равновесие. Обычно мы считаем, что
очень трудно жить с мыслями о мимолётности жизни, но только зная о мимолётности
жизни, мы можем обрести радость вечной жизни.
Вы сможете
улучшить себя, продолжая заниматься практикой с таким пониманием. Но если вы
будете стремиться достичь чего-то без этого понимания, — вы не сможете
трудиться над этим должным образом. Вы потеряете себя в борьбе за свою цель; вы
ничего не достигнете; вы будете просто продолжать страдать, сталкиваясь с
трудностями. Но при правильном понимании вы сможете добиться определённых
успехов. И тогда всякое ваше действие, пусть даже и несовершенное, будет
основано на вашей сокровенной природе, и мало-помалу вы будете чего-то
достигать.
Что важнее:
обрести просветление — или обрести просветление прежде, чем вы его обретёте;
заработать миллион долларов — или наслаждаться жизнью, мало-помалу прилагая
собственные усилия, пусть даже и нет возможности заработать этот миллион;
преуспевать — или найти какой-то смысл в своих усилиях стать преуспевающим
человеком? Если вы не знаете ответа, вам не удастся даже практиковать дзадзэн;
если же знаете, вы уже обрели истинное сокровище жизни.
Есть нечто кощунственное в разговорах о том, насколько буддизм совершенен
как
философия или учение, без понимания того, что такое буддизм на самом деле.
Хотя в этой
стране много людей, интересующихся буддизмом, лишь немногие из них интересуются
им в чистом виде. Большинство же проявляет интерес к изучению буддизма как
учения или философии. Сравнивая буддизм с другими религиями, они начинают
ценить его за то, что он удовлетворяет их в интеллектуальном отношении. Но
насколько глубок, хорош или совершенен буддизм в философском отношении, для
нас это не главное. Наша задача — сохранять свою практику чистой. Иногда мне
кажется, что есть нечто кощунственное в разговорах о том, насколько буддизм
совершенен как философия или учение, без понимания того, что такое буддизм на
самом деле.
Самое важное
в буддизме — и для нас тоже — это практиковать дзадзэн в группе, поскольку такая
практика есть подлинный образ жизни. Не зная происхождения вещей, мы неспособны
оценивать результаты наших жизненных усилий. В наших усилиях должен быть
какой-то смысл. Найти смысл своих усилий — значит отыскать их первоисточник. Не
следует беспокоиться о результате своих усилий прежде, чем мы узнаем их
источник. Если источник замутнён и не чист, то и усилия наши не будут чистыми, и
результат их не принесёт нам удовлетворения. Когда мы возобновляем свою
изначальную природу и в своих постоянных усилиях исходим из неё, мы оцениваем
плоды своих усилий миг за мигом, день за днём, год за годом. Вот как надо
видеть ценность своей жизни. Тот, кто привязан лишь к плодам своих усилий,
лишает себя возможности по достоинству оценить их, потому что этих плодов
никогда не будет. Но если ваши усилия миг за мигом возникают из чистого
источника, то всё, что вы делаете, будет благом для вас, и вы будете
удовлетворены, чем бы вы ни занимались.
Практика
дзадзэн — это практика, в которой мы возобновляем чистый образ жизни, лежащий
вне всяких мыслей о приобретении, вне славы и выгоды. С помощью практики мы
просто поддерживаем нашу изначальную природу как она есть. Нам нет нужды
философствовать о том, что такое наша чистая изначальная природа, потому что
это вне нашего интеллектуального понимания. И нет нужды оценивать её, потому
что это вне нашей оценки.
Поэтому
просто сидеть безо всякой идеи достижения, имея самые чистые намерения и
оставаясь такими же спокойными, как наша изначальная природа, — вот наша
практика.
В дзэндо нет
ничего надуманного. Мы просто приходим и сидим. После общения друг с другом мы
идём домой и возобновляем свою повседневную деятельность, считая её
продолжением нашей чистой практики и наслаждаясь правильным образом жизни. И
всё же это очень необычно. Куда бы я ни пришёл, меня спрашивают: «Что такое
буддизм?», держа наготове блокнот, чтобы записать мой ответ. Можно вообразить
себе, что я при этом испытываю. Но здесь мы просто практикуем дзадзэн. Это всё,
что мы делаем, и мы счастливы в этой практике. Нам незачем понимать, что такое
дзэн. Мы занимаемся практикой дзадзэн. Поэтому нам незачем понимать, что такое
дзэн в интеллектуальном отношении. Это, я думаю, очень необычно для
американского общества.
В Америке
люди ведут самый разный образ жизни и исповедуют множество религий, и потому как
будто вполне естественно говорить о различиях между религиями и сравнивать одну
с другой. Однако нам незачем сравнивать буддизм с христианством. Буддизм есть
буддизм, и буддизм — это наша практика. Мы даже не знаем, что мы делаем, когда
просто занимаемся практикой с чистым сознанием. И потому мы не можем
сравнивать нашу практику с какой-то другой религией. Некоторые могут сказать,
что дзэн-буддизм — это не религия. Может быть, так оно и есть, или, возможно,
дзэн-буддизм — это религия до религии. Так что, быть может, он и не религия в
обычном смысле слова. Но он прекрасен; и хотя мы не изучаем его в
интеллектуальном смысле, хотя у нас нет кафедральных соборов, причудливых
церковных облачений и замысловатой утвари, мы можем наслаждаться своей
изначальной природой. Это, я думаю, довольно необычно.
По сути дела, мы вовсе не школа Сото. Мы просто буддисты.
Мы даже не
дзэн-буддисты. Если мы поймём это, мы будем истинными буддистами.
Идти, стоять,
сидеть и лежать — четыре вида действия или способа поведения в буддизме. Дзадзэн
не есть один из этих четырёх способов поведения, и, согласно Догэну-дзэндзи,
школа Сото не есть одна из многочисленных школ буддизма.
Китайская
школа Сото, возможно, и представляет собой одну из многих школ буддизма, но,
согласно Догэну, его практика не есть одна из практик этих многочисленных школ.
В таком случае вы, возможно, спросите, почему мы придаём особое значение сидячей
позе или почему мы придаём большое значение наличию учителя. Причина
заключается в том, что дзадзэн не есть просто один из этих четырёх способов
поведения. Дзадзэн — это практика, которая вмещает бесчисленность действий;
дзадзэн возник ещё до появления Будды и будет существовать всегда. Так что нашу
сидячую позу нельзя сравнивать с этими четырьмя видами действия.
Обычно
придают особое значение какому-то определённому положению тела или какому-то
определённому пониманию буддизма, думая: «Это буддизм!» Но мы не можем
сравнивать нашу практику с практикой в обычном её понимании. Наше учение нельзя
сравнивать с другими учениями буддизма. Вот почему нам необходимо иметь учителя,
который не привязан к какому-то одному, определённому пониманию буддизма.
Первоначально учение Будды вбирало в себя всё разнообразие школ. Традиционно
наши усилия как буддистов должны быть такими же, как у Будды: не следует быть
привязанным к какой-то одной определённой школе или доктрине. Однако обычно,
если у нас нет учителя и если мы возгордились собственным пониманием, мы
утрачиваем эту особенность, присущую первоначальному учению Будды, вмещавшему
всё разнообразие учений.
Поскольку
Будда был основателем учения, его учение временно называли «буддизм», однако
буддизм по сути своей не есть какое-то определённое учение. Буддизм — это
просто Истина, заключающая в себе самые разнообразные истины. Практика дзадзэн
— это практика, которая включает в себя всё разнообразие действий жизни. Так что
на самом деле мы не придаём особого значения одной лишь сидячей позе. Уметь
сидеть — это уметь действовать. Сидя, мы учимся действовать, и это для нас самый
важный вид действия. Вот почему мы практикуем дзадзэн таким способом. Но хотя мы
и практикуем дзадзэн, мы не должны называть себя школой дзэн. Мы просто
практикуем дзадзэн, беря пример с Будды; это и есть причина нашей практики.
Будда учил нас, как действовать посредством практики; вот поэтому мы и сидим.
Делать
что-то, жить каждое мгновение — значит временно являть действие Будды. Сидеть
так — значит быть самим Буддой, быть тем же, чем был исторически реальный Будда.
То же самое распространяется на всё, что мы делаем. Всё есть действие Будды.
Поэтому, что бы вы ни делали, даже если вы воздерживаетесь от совершения
каких-то действий, Будда пребывает в этом действии. Поскольку у людей нет
такого понимания Будды, они полагают, что самое важное — это то, что делают они,
ибо им неведом истинный деятель. Они полагают, что делают разные дела, но на
самом деле всё делает Будда. У каждого из нас своё собственное имя, но эти имена
— лишь множество имён Будды. Каждый из нас вовлечён во многие виды действия, но
все они суть действия Будды. Не зная этого, люди придают особое значение
какому-то одному виду действия. Когда они выделяют дзадзэн, это уже не истинный
дзадзэн. Вроде бы они сидят так же, как Будда, но между их пониманием нашей
практики и истинным пониманием — огромная разница. Они воспринимают эту сидячую
позу как одно из четырёх основных положений тела человека и думают: «Сейчас я
приму эту позу». Но дзадзэн — это все позы, и каждая поза — это поза Будды.
Такое понимание будет правильным пониманием позы дзадзэн. Если вы практикуете
таким образом — это буддизм. Это очень, очень важно.
Поэтому Догэн
не называл себя учителем Сото или учеником Сото. Он говорил: «Другие могут
называть нас школой Сото, но у нас нет оснований называть самих себя Сото. Вам
не следует даже употреблять название Сото». Ни одной школе не следует считать
себя отдельной, обособленной. Она должна быть просто одной из временных форм
буддизма. Но до тех пор, пока разные школы не являют такого понимания, пока они
продолжают называть себя по-разному, всеми этими именами, мы должны временно
принять название «Сото». Но я хотел бы это пояснить. По сути дела мы вовсе не
школа Сото. Мы просто буддисты. Мы даже не дзэн-буддисты; мы просто буддисты.
Если мы поймём это, мы будем истинными буддистами.
Учение Будды
повсюду. Сегодня идёт дождь. Это учение Будды. Люди считают свой собственный
путь или свои религиозные представления путём Будды, не понимая, что они слышат,
что делают и где пребывают. Религия — это не какое-то одно определённое учение.
Религия повсюду. Так мы должны понимать наше учение. Мы должны вообще забыть о
каких-то определённых учениях; мы не должны спрашивать, какое из них хорошее, а
какое плохое. Не должно быть какого-то одного определённого учения. Учение
присутствует каждый миг,
в каждом существовании. Это
и есть истинное учение.
Осознавать чистое сознание посреди заблуждения — это практика.
Если вы пытаетесь избавиться от заблуждения, оно только сильнее овладевает вами.
Просто
скажите: «О, это только иллюзия», и она перестанет беспокоить вас.
Мы должны
утвердить основу нашей практики там, где нет ни практики, ни просветления. Пока
мы практикуем дзадзэн в области, где есть практика и просветление, у нас мало
шансов добиться совершенного мира и спокойствия внутри самих себя. Другими
словами, мы должны твёрдо верить в свою подлинную природу. Наша подлинная
природа — вне пределов опыта, доставляемого нашим сознанием. Лишь в пределах
опыта, доставляемого нашим сознанием, мы имеем практику и просветление или
хорошее и плохое. Однако независимо от того, обладаем ли мы опытом познания
нашей подлинной природы или нет, то, что существует там, за пределами
сознательного, существует реально, и именно там надо закладывать основы нашей
практики.
Удерживать в
своём сознании даже нечто хорошее — не слишком хорошо. Будда говорил иногда:
«Будьте такими» или «Не будьте такими». Но удерживать в сознании даже сказанное
им — не слишком хорошо. Это в какой-то мере обременит вас, и у вас, возможно, и
в самом деле появится не очень хорошее чувство. В сущности, ваше плохое чувство
может оказаться для вас даже более полезным, чем удерживание в сознании мысли о
том, что хорошо, или о том, что вы должны делать. Иметь в сознании недобрые
мысли иногда вполне допустимо. Это правда. На самом деле, хорошие они или плохие
— неважно. Важно — удаётся ли вам обрести равновесие, и насколько вы не
отклоняетесь от него.
Когда вы
удерживаете какие-то мысли в своём сознании, у вас нет полного равновесия. Самый
лучший способ обрести полное равновесие — это забыть всё. Тогда ваше сознание
будет спокойным и достаточно широким и ясным, чтобы без всяких усилий видеть и
воспринимать вещи как они есть. Наилучший способ обрести полное равновесие — это
не удерживать никаких мыслей о предметах или явлениях, каких бы то ни было, —
полностью забывать о них, не оставляя никакого следа или тени мышления. Но если
вы попытаетесь остановить поток своего сознания или выйти за пределы
сознаваемого действия, вы только взвалите на себя лишнее бремя. «Я должен в
своей практике остановить поток сознания, но не могу. Моя практика не слишком
хороша». Подобные мысли — это тоже неверный способ практики. Не пытайтесь
остановить поток своего сознания, но оставьте всё как есть. Тогда предметы и
явления не будут задерживаться в сознании слишком долго. Они будут появляться,
как появляются, и уходить, как уходят. И тогда, в конечном итоге, состояние
ясности и пустоты вашего сознания пребудет сказочно долго.
Поэтому самое
важное в вашей практике — это твёрдая убеждённость в изначальной пустоте своего
сознания. В буддийских писаниях мы иногда пользуемся широким кругом аналогий,
когда пытаемся описать пустое сознание. Иногда мы пользуемся астрономически
большими числами, столь большими, что они перестают поддаваться исчислению. Это
означает, что надо прекратить вычисления. Если числа так велики, что вы не
можете сосчитать их, вы утратите интерес к ним, и в конце концов перестанете
считать. Притом подобное занятие может возбудить у вас интерес к неисчислимым
величинам, что поможет вам остановить мышление вашего малого сознания.
Но именно
тогда, когда вы сидите в дзадзэн, у вас самый чистый, подлинный опыт познания
состояния пустоты своего сознания. В сущности, пустота сознания — это даже не
состояние, но изначальная сущность сознания, которую познали Будда и Шестой
Патриарх. «Сущность сознания», «изначальное сознание», «подлинное лицо»,
«природа Будды», «пустота»— все эти слова означают абсолютное спокойствие
нашего сознания.
Вы знаете,
как отдыхать физически. Но вы не знаете, как отдыхать умственно. Даже когда вы
лежите в постели, ваше сознание по-прежнему чем-то занято; даже когда вы спите,
ваше сознание занято снами. Ваше сознание всегда в напряжённом действии. Это не
очень хорошо. Мы должны знать, как отойти от своего мыслящего сознания, нашего
занятого сознания. Чтобы выйти за пределы способности мышления, необходимо
иметь твёрдую убеждённость в пустоте сознания. Твёрдо веруя в совершенное
спокойствие своего сознания, мы должны возобновлять наше чистое изначальное
состояние.
Догэн-дзэндзи
сказал: «Вы должны утвердить практику и в заблуждении». Даже когда вы считаете,
что заблуждаетесь, ваше чистое сознание пребывает с вами. Осознавать чистое
сознание посреди заблуждения — это практика. Если вы заблуждаетесь, но
обладаете чистым, сущностным сознанием, заблуждение исчезнет. Оно не сможет
оставаться, когда вы скажете: «Это иллюзия!» Иллюзии станет очень стыдно. Она
уйдёт прочь. Так что вы должны утвердить свою практику и в заблуждении. Иметь
заблуждения — это практика. Это значит обрести просветление до того, как вы
осознали его. Даже если вы не сознаёте его, оно у вас есть. Поэтому, когда вы
говорите: «Это иллюзия», это в действительности есть само просветление. Если вы
пытаетесь избавиться от заблуждения, оно только сильнее овладевает вами, и ваше
сознание делается всё более и более несвободным в попытке совладать с ним. Это
не очень хорошо. Просто скажите: «О, это только иллюзия», и она перестанет
беспокоить вас. Когда вы просто наблюдаете за иллюзией, вы обладаете истинным
сознанием, своим спокойным умиротворённым сознанием. Когда вы приступаете к
преодолению её, она вновь завладевает вами.
Поэтому,
достигли вы просветления или нет, достаточно просто сидеть в дзадзэн. Когда вы
пытаетесь достичь просветления, вы непомерно отягощаете своё сознание. Ваше
сознание не будет достаточно ясным, чтобы видеть вещи такими, как они есть. Если
вы действительно видите вещи такими, как они есть, — тогда вы способны видеть
вещи такими, какими они должны быть. С одной стороны, мы должны достичь
просветления, то есть видеть вещи такими, какими они должны быть. Но с другой
стороны, пока мы — человеческие существа в физическом теле, реально достичь
просветления, то есть знать, каковы вещи на самом деле в данный миг, — довольно
трудно. Но когда мы начинаем сидеть, выявляются обе стороны нашей природы — и мы
способны видеть вещи такими, как они есть, и такими, какими они должны быть.
Поскольку в настоящую минуту мы небезупречны, мы хотим стать лучше, но когда мы
обретём запредельное сознание, мы выйдем за пределы вещей, как они есть и какими
они должны быть. В пустоте нашего изначального сознания они — одно и то же, и
там мы обретаем полное равновесие.
Обычно
религия развивается в области сознательного, стремясь усовершенствовать свою
структуру, возвести прекрасные здания, создать музыку, развить философию и т.д.
Таковы виды религиозного действия в сфере сознательного. Но буддизм делает
упор на сферу бессознательного. Наилучший способ развивать буддизм — это сидеть
в дзадзэн, просто сидеть, с твёрдой убеждённостью в своей подлинной природе.
Этот путь гораздо лучше, чем читать книги по буддизму или изучать философию
буддизма. Конечно, изучать философию необходимо, она упрочит вашу убеждённость.
Эта философия настолько универсальна и логична, что она не просто философия
буддизма, но сама жизнь. Цель учения буддизма — указать на саму жизнь,
существующую за пределами сознательного в нашем чистом изначальном сознании.
Все виды буддийской практики создавались для охранения этого истинного учения,
а не для распространения буддизма каким-то чудесным таинственным образом.
Потому, когда мы обсуждаем нашу религию, это должен быть наиболее простой и
всесторонний способ обсуждения. Мы не должны пытаться распространять наше учение
при помощи диковинной философской мысли. В некоторых отношениях буддизм
довольно полемичен и оставляет ощущение противоречивости, поскольку буддист
должен ограждать своё учение от мистических или магических истолкований
религии. Но философская дискуссия — не самый лучший способ понять буддизм. Если
вы хотите быть настоящим буддистом, лучший способ — это сидеть. Нам очень
посчастливилось, что у нас есть место, где можно вот так сидеть. Мне хочется,
чтобы у вас была твёрдая, безграничная, невозмутимая убеждённость в своём
дзадзэн именно как в сидении. Просто сидите, этого достаточно.
Если вы возгордитесь своими достижениями или утратите мужество
из-за
своих идеалистичных усилий, практика обернётся для
вас застенком.
Мне очень
радостно находиться здесь в день, когда Будда достиг просветления под деревом Бо[13]. Когда он
обрёл просветление под деревом Во, он воскликнул: «Замечательно, что можно
видеть природу Будды во всём и в каждом отдельном существе!» Он подразумевал,
что когда мы практикуем дзадзэн, мы обладаем природой Будды и каждый из нас есть
сам Будда. Под практикой он подразумевал не просто сидение под деревом Во или
сидение в позе со скрещёнными ногами. Несомненно, эта поза основная, то есть она
служит для нас отправной точкой, но на самом деле Будда имел в виду следующее:
горы, деревья, бегущая вода, цветы и растения — всё как таковое — это способ
присутствия Будды. Это значит, что всё воспринимает действие Будды, в каждом
отдельном случае по-своему.
Но способ
существования, в каждом отдельном случае, не позволяет понять самого себя
изнутри своей собственной области сознательного. То, что мы видим или слышим, —
это просто часть, или ограниченное представление, того, что мы есть в
действительности. Но когда мы просто есть, — просто существуя каждый по-своему,
— мы являем самого Будду. Другими словами, когда мы практикуем такую вещь, как
дзадзэн, тогда имеется присутствие Будды или природа Будды. Когда мы задаёмся
вопросом, что такое природа Будды, она ускользает от нас; но когда мы просто
практикуем дзадзэн, у нас имеется полное понимание её. Единственный способ
понять природу Будды — это просто практиковать дзадзэн, просто быть здесь как мы
есть. И то, что Будда понимал под природой Будды, — это быть как он есть, за
пределами области сознательного.
Природа Будды
— это наша изначальная природа; мы обладаем ею до того, как начали
практиковать дзадзэн, и до того, как признаем её в терминах сознательного. Так
что в этом смысле всё, что мы делаем, — это действие Будды. Тем, что вы хотите
понять это, вы делаете это понимание невозможным. Когда же вы оставляете все
попытки понять это, истинное понимание всегда есть. Обычно после дзадзэн я
провожу беседу, но люди приходят сюда не просто для того, чтобы послушать мою
беседу, но чтобы практиковать дзадзэн. Мы никогда не должны забывать об этом.
Причина, по которой я беседую с вами, заключается в том, чтобы воодушевить вас
практиковать дзадзэн как Будда. Поэтому мы говорим, что хотя вы и обладаете
природой Будды, но если вам не даёт покоя мысль о том, заниматься вам дзадзэн
или нет, и если вы не можете признать, что вы — Будда, тогда вы не понимаете ни
природы Будды, ни дзадзэн. Но если вы практикуете дзадзэн так же, как Будда, вы
поймёте, каков наш образ действия. Мы не ведём слишком длинных бесед, но
общаемся друг с другом посредством действия — намеренно или непреднамеренно,
спонтанно. Мы постоянно должны быть готовы к общению и при помощи слов, и без
них. Пренебрегая этим, вы утратите самое важное в буддизме.
Где бы мы ни
были, нам не следует утрачивать такой образ жизни. Это называется «быть Буддой»,
или «быть хозяином, боссом». Где бы вы ни очутились, вы должны быть хозяином
положения. Это значит, что вы не должны изменять своему образу действия. Это и
называется Будда, поскольку, если вы всегда пребываете в таком состоянии, вы и
есть сам Будда. Не пытаясь быть Буддой, вы есть Будда. Так мы достигаем
просветления. Достичь просветления — значит всегда быть с Буддой. Повторяя одно
и то же снова и снова, мы обретаем такое понимание. Но если вы упустите это из
виду и возгордитесь своими достижениями или утратите мужество из-за своих
идеалистичных усилий, практика обернётся для вас застенком. Мы не должны
оказаться в застенке, который сами же возвели. Так что когда приходит время
заниматься дзадзэн, просто вставайте, идите в зал и сидите с вашим учителем,
беседуйте с ним, слушайте, что он говорит, а затем возвращайтесь домой, — всё
это и есть наша практика дзадзэн. При таком подходе, без всяких идей достижения,
вы всегда Будда. Это истинная практика дзадзэн. Тогда вы, возможно, поймёте
подлинный смысл первого утверждения Будды: «Видеть природу Будды в разных
существах и в каждом из нас».
Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо, Ки Класс - Москва. Основатель стиля - Коити Тохэй (10-й дан) |
|||||
|
|