Не трудно изучать боевые искусства, но чрезвычайно трудно стать подлинным мастером. Я изучаю их более 29 лет, много путешествовал и встречал многих великих мастеров. В Шэньси, Шаньдуне, Хэбэе, Шаньси, Хэнани и Сычуани есть много профессиональных бойцов, особенно в районах Шэньси-Шаньси и Шаньси-Шаньдун.
Так как они изучают боевые искусства разными путями, то каждый может отличить искусство школ Севера от искусства школ Юга. И Север и Юг используют отличные методы - ни один нельзя недооценивать. Некоторые бойцы искусны в ударах пальцами, другие - в ударах ногами, а кто-то занимается преимущественно тренировкой дыххания. Встречаются мастера прыжков. Их технику можно уподобить дереву в момент цветения. Они приводят своих противников в замешательство невероятными и непостижимыми приемами. Нужно иметь хорошего учителя, чтобы овладеть этим разнообразным арсеналом техник.
Когда я встречаю хорошего мастера, я внимательно наблюдаю за ним и определяю школу, к которой он принадлежит. Я скрываю свои знания, чтобы получить побольше информации от него. После многих лет изучения боевых искусств я пришел к выводу, что большинство школ и техник основаны на определенных общих принципах.
"Позиция всадника" была практически одинаковой и на Севере, и на Юге, хотя называли ее по-разному. Положение ступней очень важно для удержания ци в нижней части живота. Если ци поднимается, то грудь становится тяжелее, вы будете задыхаться, а ваши ноги не будут стоять прочно.
Во время тренировки стоек нужно низко опустить туловище и держать спину прямой. Не уступайте боли, не выпрямляйтесь для отдыха. Упорствуйте и заставляйте себя. Держите голову и шею прямо и смотрите вперед.
Принято считать, что у истоков боевой техники стоял полководец Юэ Фэй (период династии Сун, 960-1280). На Севере основное внимание уделяли "длинной руке" и считали, что она способствует развитию большой силы. На Юге выше ценили "короткую руку", применяемую в самообороне. "Длинная рука" применяется на тренировках для развития ци. "Короткая рука" необходима в реальном бою. Необходимо гармонично сочетать оба направления.
При выполнении "Круговой руки" в сторону скрещенные руки отклоняют прямой удар в сторону. Этот вариант техники требует особенной ловкости и быстроты.
Общие советы. Указаныне восемь техник рук - это не более, чем введение в искусство. Хороший боец знает все эти техники. Если встречаются два хороших бойца, то победит тот, кто владеет большим количеством приемов. Если в этом они равны, то победа зависит от ловкости. Если они равны в ловкости, то победит более изобретательный. Если они равны и в этом, то победит более талантливый.
Теперь вы можете задать естественный вопрос: а стоит ли изучать "Рубящую руку"? Да, иногда она полезне, особенно против бойца, знакомого только с "жестким". Такого противника можно определить по следующим признакам:
Против такого противника "Рубящая рука" не может не действовать. Но против мастера, движения которого слишком трудно предугадать, эта техника не действует.
Существуют несколько общих правил применения техники рук:
Таким образом, техники рук многообразны. Сначала изучайте все понемногу. Потом нужно выбрать одну технику как основную, и целиком посвятить себя ее изучению. Наука развивается тем же путем - от общего к частному. Мой учитель часто повторял: "Простейший прием является самым лучшим". Сосредоточьтесь на одной технике и совершенство придет.
Северные школы широко используют ладонь. Обычно применяется форма из четырех сжатых пальцев с большим пальцем согнутым и прижатым к ребру ладони, которая получила название "ладонь в форме ивового листа". Монах Баньхуэй предложил форму из четырех согнутых пальцев, которая получила название "когти тигра" и была очень популярна на юге. Эти две формы способствуют "излучению" энергии из центров ладоней наружу. Изучая технику применения ладони, следует обратить внимание на совет Юэ Уму (период правления династии Сун), который прославился искусством толчков обеими руками: ци должна распространяться от плеч и концентрироваться в ладонях. Лучшая цель для толчка - грудная клетка, но могут быть и другие. Можно использовать одну ладонь или обе, но атака должна быть своевременной.
Монах Баньхуэй изучал технику ладони около двадцати лет.
Его учение выражено в следующих стихах:
Ци течет из пупка по рукам
Прямо в центры обеих ладоней.
В этой внутренней силе - секрет...
Выдох делайте с криком,
Снизу вверх начинайте толкание
И давите, шагая вперед -
Вот важнейшее в этом искусстве:
Нападение, толчок и дыхание.
Боец Те Чайши однажды сказал: "Действия ладонью - это, прежде всего, действия пальцами. Когда вы наносите удар пальцами в горло противнику, то основанием ладони давите вниз. Когда вы почувствуете, что вся сила собрана в ладони в нужной точке, то выжыхайте с громким криком и дайте руке двигаться вперед в полную силу. Эта техника опасна. Испольдуйте ее только в крайнем случае".
Мой учитель говорил мне: "Упражнения, которые не развивают все тело, вредны. Чрезмерное развитие какой-то одной части тела может быть причиной травмы. Поэтому сначала тренируйте все тело, а только потом какую-то его часть. Не пренебрегайте этим советом, даже если вы достигли совершенства".
Техника запястий и локтей относится к технике "режущих рук". Сила истекает из подмышек и делится на обе руки поровну. Помните два главных правила:
Учитель Юэ Циши однажды сказал: "Вы должны достичь такого состояния, когда каждая кость превосходна, когда ваша кровь и ваш дух так же свободны, как дракон или тигр, а центры ваших подошв соединены с центрами ладоней. Выдох и сила связаны воедино".
Старые мастера знают сотни приемов, выполняемых ногами. Ногу нужно использовать незаметно и быстро. При этом следует предвидеть возможность контратаки противника. Лучше использовать низкие удары ногами, но изредка можно наносить и высокие, например в голову. Удары ногами всегда наносятся в комбинации с ударами руками и, как правило, играют вспомогательную, а не ведущую роль.
В начальный период тренировок отработка техники рук и ладоней, а также тренировка стоек занимают более половины времени занятий. Правильное использование тела как единого целого является мостом между практикой и высоким искусством. Сначала нужно научиться правильно наступать, отступать, подниматься и опускаться. Постепенно мастерство придет.
В результате длительных занятий вы должны изучить техники всех пяти стилей (дракона, тигра, леопарда, змеи, журавля). Ниже описаны принципы, общие для школ Севера и Юга.
Наступление и отступление выполняются в долю секунды.
Некоторые бойцы наступают или отступают шагом, другие делают это прыжками.
Кто-то использует движение сбоку: ногу при этом можно ставить спереди или
сзади опорной ноги. Иногда используют ложное наступление, скрывающее намерение
отступить. Таким образом, любой, даже кажущийся несущественным, шаг может в
действительности оказаться решающим. Если ваша атака провалилась, отступите на
шаг, это даст вам возможность вновь перейти к атаке. Лучшие бойцы в Сычуани и
Гуандуне обучали своих учеников следующему:
Нападайте со скоростью ветра,
Отскочите после удара,
Вновь идите вперед
Повернувшись к противнику боком.
Вместе с выдохом крик издавайте
И ладонью удар наносите.
Как дракон, будьте здесь, будьте там.
Победить иль погибнуть - решает мгновение.
Когда ваш противник наносит удар в грудь, вберите ее в себя. Это движение называется "ласточка". Используя его, вы можете перехватить удар и ответить на него. Если атака противника короткая, то такая техника еще более эффективна. Овладение ею требует длительной практики. Движение обратное "ласточке" применяется против ударов ладонью. В этом случае ваша сила истекает из подмышек.
Независимо от вашего опыта или силы, движения в сторону - ценный технический прием. Уклоняясь в сторону, вы увертываетесь от прямого удара.
Перемещения и уклонения
Требуют острого точного зрения.
Вы должны вправо и влево качаться,
Перемещаясь должны уклоняться,
Горной лавины должны избежать
И защититься в яростной схватке.
Силу большую должны побеждать
Маленькой силой - тогда лишь вы
Истинный мастер!
Естественно, что отличная "позиция всадника" столь же необходима, как и умение легко двигаться в ней из стороны в сторону. Короче говоря, понятие "правильной стойки" заключает в себе умение правильно держать ступни ног, умение наступать и отступать, умение перемещаться в стороны.
Хорошее зрение - важнейшее требование к новичку в боевом искусстве. Плохое зрение ставит его в очень невыгодное положение. Можно сказать, что главный секрет успешного овладения боевым искусством заключается в остром зрении, быстрых руках, прочной стойке, личной храбрости и значительной силе.
Куда следует смотреть в бою? Это зависит от школы. Бойцы из Шаньси наблюдают за плечами противника, бойцы из Хэнани смотрят на грудь противника. Северяне как правило наблюдают за кончиками пальцев противника, а бойцы из Сычуани, Гуйчжоу, Хунани и Хубэя смотрят в глаза противнику. Все способы одинакого хороши. Лучше владеть всеми способами, чтобы применять необходимый в нужное время. Когда вы наблюдаете за противником, ваш взгляд должен быть пристальным, как у льва, и острым, как у орла. Ваше сознание в этот момент должно быть свободнум от мыслей о жизни и смерти, а пристальный взгляд должен быть всепроникающим, действие должно быть бессознательным.
Слух очень важен для отражения нападений сзади. Тонкий слух - это результат долгих лет медитации. Говорят, что Дамо после девяти лет медитации мог слышать "разговоры" муравьев!
Бойцы из Шаньси говорят, что правильный удар невидим. Противник должен быть сражен, не увидев ваших рук. Когда вы сможете делать такое, эта книга станет для вас ненужной.
вперёд |
|||||
Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве. Основатель стиля - Коичи Тохей (10-й дан) |
|||||
ДЗЕН | БОЕВЫЕ ИСКУССТВА | ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ | ЭЗОТЕРИКА | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ | ЛЕЧЕНИЕ |