Глава 6. ФИЗИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Со стороны айкидо выглядит как бесконечный физический поток. Все время повторяются бросковые и захватные движения- Эти движения взяты Уэсибой на основе приемов владения мечом, дубинкой и копьем, а также приемов невооруженной борьбы мастеров старых стилей джиу-джитсу.
Начав разрабатывать айкидо, Уэсиба никогда не останавливался на достигнутом. Он разработал базовый комплекс приемов и продолжал совершенствовать их, одновременно с этим, изобретая новые приемы. И так - всю свою жизнь. Известен рассказ об одном из учеников Уэсибы, который записывал все приемы, используемые своим учителем. Описав пару тысяч приемов, он сдался, и прекратил это занятие, поняв, что движения учителя были спонтанными. Уэсиба импровизировал. Были некоторые приемы, которые он повторял, но все остальное шло экспромтом. Это говорит о том, что в принципе нет предела числу приемов айкидо.
Импровизации Уэсибы сами по себе являются важным уроком, Его могли атаковать, используя для этого бесконечное число различных способов, и точно так же он мог защищаться, применяя бесчисленное количество различных приемов обороны. Импровизации Уэсибы естественным образом вытекали из чистого движения, именуемого айкидо.
Чистое движение может быть осуществлено мириадами разных способов. Айкидо - это просто реагирование. Нужно научиться безо всяких усилий реагировать на бесконечное разнообразие ситуаций, возникающих в процессе самообороны. Боевое искусство, использующее только жесткие формы, может быть очень опасным. Оно может развить у учеников чрезмерную самонадеянность. Вы можете заучить две тысячи стандартных приемов самообороны, но если противник будет атаковать неожиданным для вас способом, вы не сможете защититься. Как вы будете отвечать на атаку, не предусмотренную вашей парой тысяч заученных приемов?
У всех движений Уэсибы есть общая основа. Она позволяла ему творчески реагировать на неожиданные атаки. Его приемы, фактически, были вариациями одного и того же энергетического потока. Этот поток возникал задолго до атаки и продолжал существовать еще длительное время после нее. Для Уэсибы это был энергопоток Вселенной. В том пространственно-временном континууме, где Уэсиба совершал свои движения, не было никаких неожиданностей. Он никогда не выглядел сконфуженным. Его движения были неторопливыми. Он выполнял движения точно в нужный момент, чтобы попасть в ритм своего противника. Его противники никогда не имели даже малейшего шанса на успех.
В одном из старых демонстрационных фильмов есть фрагмент, когда Уэсибу атакуют окружившие его бойцы - примерно пятнадцать человек с самурайскими мечами. Атакуют одновременно. Вдруг, непонятно каким образом, все они оказываются сваленными в одну кучу, а Уэсиба стоит в стороне, поглядывая на них. Совершенно невероятно, но отчасти забавно.
Я переписал этот фильм на свой видеомагнитофон и стал прокручивать его с замедленной скоростью, пытаясь увидеть и понять, как Уэсиба сделал это. Просматривая кадр за кадром, я понял, что произошло.
Люди с мечами были готовы атаковать - Уэсиба сделал легкий нырок. Атака началась. Уэсиба с потрясающей скоростью выскочил из круга, образованного атакующими, проскочив между двух противников. Он двигался настолько быстро, что его изображение от одного кадра до другого было смазанным, нерезким. Его скорость превышала скорость движения кинопленки.
Проскакивая между двух противников, он захватил одного из них рукой и бросил его обратно в круг. Атакующие слишком поздно сообразили, что объектом их атаки является один из своих. Все это произошло очень быстро. Замена была почти мгновенной. Они пытались остановиться, чтобы не поранить своего товарища, но не успели, В замешательстве все они рухнули в общую кучу-малу, а Уэсиба невозмутимо смотрел на них, отступив на некоторое расстояние.
Немногие мастера были способны выполнять такие движения. Одним из них был великий фехтовальщик Мусаси. Он описал ощущения, сопутствующие подобным движениям в своем классическом труде "Книга пяти колец". Как и Мусаси, Уэсиба вдохновил многих людей на поиск этих ощущений.
Физически айкидоисты тренируются в парах. Партнер применяет одну из атак базового комплекса. Комплекс атак, используемых в айкидо, представляет собой обобщение всех известных ударов и захватов. Так, например, атакующий захватывает одной или двумя руками запястье противника или наносит противнику удар в область живота или в голову. Он может атаковать спереди или сзади. Защитник не парирует атакующее движение, но сливается с ним, используя силу атакующего до тех пор, пока движение не закончится естественно завершающим его захватом или броском. Слияние с движением противника выполняется путем непосредственного вхождения в это движение или путем направления атакующего движения по поворотной круговой траектории.
Слиться с атакой, - легче сказать, чем сделать. Это требует огромного умения и координации движений и приходит только с большой практикой. Вы не освоите этого путем простого подражания тому, что видите. Этому лучше обучаешься тогда, когда выполняешь роль атакующего, а не роль защитника с присущими ей приемами обороны. Лучше всего осваивать слияние с атакой с помощью "укеми". "Укеми" - это японское слово, обозначающее процесс получения чего-либо, что в данном случае относится к защищающемуся.
В одной и той же книге нельзя слишком часто повторять, что айкидо связано с нахождением согласия, а не соперничества, но иногда все же приходится возвращаться к этому положению. Айкидо базируется на духе сотрудничества. Атака, проникнутая духом сотрудничества, имеет открытый и дающий характер. Такая атака дает защищающемуся наилучшую возможность ловить эти чувства. Те, чьи атаки не пронизаны духом соперничества, двигаются очень свободно. Они не заботятся о том, чтобы совершать правильные движения. Им, вообще, не нужно думать. Они черпают свою энергию из чистого потока. Энергией своей атаки они могут разбудить защищающегося. Они сами чувствуют эту энергию, устремленную к обороняющемуся партнеру. Они могут слиться с защитой в тот самый момент, когда партнер сливается с их атакой. Вы можете почувствовать свою собственную "укеми" (что в данном случае будет означать восприятие атакующим защиты партнера). Вы можете атаковать, однако вы не можете знать, какие ощущения вызывает ваша атака, иначе, чем по реакции вашего партнера. Подобно этому и в жизни вы можете Судить о вашем воздействии на других по их реакции. Очень немногие люди умеют делать это. Вы можете судить, что. вы собой представляете и, что вы делаете только по реакции других людей.
Ваши партнеры по айкидо, как и ваши партнеры в жизни - это ваши зеркала- Вы можете видеть себя в их отражении. Если, например, вы напряжены и ждете нападения, такими же будут и они. Если вам свойственны гибкость и умение приспосабливаться, то вы тем, самым даете им возможность быть такими же. На вашу пессимистичность и уныние люди будут отвечать тем же самым. Если вы конструктивны и бодры, возрастает вероятность того, что и они будут такими же.
Хорошее, то есть, открытое и дающее "укеми" несет атакующему большое количество информации. Хороший мастер непосредственно ощущает защищающегося партнера, чувствует, что происходит у него внутри- Точно так же хорошее "укеми" много говорит защищающемуся об атакующем. При таком расширенном контакте невозможно никого обмануть.
Вы можете обманывать других людей, произнося слова, но то, что вы свободно отдаете, то, что исходит из всего вашего тела/не может лгать. По мере развития чувствительности в роли атакующего она будет расти и применительно к роли защищающегося. Вы обнаружите. что можете воспринимать много непосредственной информации, исходящей от атакующих партнеров. Не спрашивая их ни о чем, вы узнаете многое об их секретах, страхах, здоровье, настроении, об их слабых и сильных сторонах.
Даже те, кто не делает искреннее, дарящее себя "укеми", все же кое-что говорят о себе. Чувство замкнутости, сопровождающее их атаки, может многое поведать о том, как нуждаются их души в защите от отрицательного влияния. Чувство замкнутости, сопутствующее их защите, также может рассказать многое о состоянии их сознания и их душ.
Один из моих старейших товарищей по айкидо может служить хорошим примером вышесказанному. Когда во время тренировок я захватывал его запястье, я ничего не чувствовал, не мог воспринять абсолютно никакой информации. Это было непривычно для меня, поскольку, как правило, работая с любым партнером, я улавливал хоть что-нибудь. Здесь же было ощущение, что я дотрагиваюсь рукой до сплошной стены. И такие ощущения от него оставались неизменными на протяжении ряда лет.
Однако в один прекрасный день все изменилось. С ним случилось большое несчастье, которое стало жизненным испытанием для него, и он стал заниматься айкидо с максимально возможным старанием, чувствуя, что айкидо может помочь ему справиться с бедой.
Его товарищи айкидоисты также делали все, что в их силах, чтобы помочь ему.
Однажды в середине занятия, атаковав его самым обычным образом, я захватил его запястье и... испытал при этом настоящий шок. Я почувствовал, что внутри его руки находится нечто, похожее на тонкий стержень. Да, несомненно, это присутствовало там. Впервые я ощутил, что-то внутри стены.
В течение последующих нескольких месяцев этот маленький тонкий стержень, это связующее звено с глубинами его души, стал постепенно увеличиваться в объеме до тех пор, пока не заполнил собой все запястье. А сознание человека одновременно с этим стало полностью присутствовать на занятиях. Человек, наконец, ожил и раскрыл свою душу для нас. Было чудесно видеть и чувствовать это. Это был один из самых воодушевляющих эпизодов в моей жизни.
Дух соперничества не дает таким чувствам пробиться наружу. Не имея ничего общего с этими чувствами, он, напротив, загоняет их внутрь. Соперничество закрывает путь к постижению, В лучшем случае он приводит к безразличию, а в худшем - к конфликтам.
Соперничать значит воевать. Состязаться значит выполнять противоборствующие движения. Это уже не айкидо. Малейшее стремление к конфликту противоречит целям айкидо. Вот почему в айкидо не проводятся соревнования. Любые отрицательные чувства снижают уровень понимания физических приемов, ослабляют борьбу с эго, препятствуют сопереживанию. Наверное, было бы преувеличением утверждать, что победитель в схватке не может относиться к побежденному с уважением и сочувствием. Но все же противоборство явно не способствует сопереживанию.
Айкидо - это боевое искусство, исключающее противоборство. Заниматься айкидо - это значит отказаться от желания применить физическую силу в ответ на атаку. Это особенно трудно для мужчин, которые используют свою физическую силу чаще, чем женщины, что дает многим женщинам преимущество - они с меньшей вероятностью будут применять грубую силу для выполнения приема или станут рассчитывать на свое физическое превосходство. Они будут применять само движение, то есть, использовать айкидо.
С другой стороны, многим женщинам недостает доверия к собственному телу. Доминирование мужчин - это повсеместное явление, от которого страдает любое человеческое сообщество. Может быть, я не имею права на глобальные обобщения, однако, многим женщинам, которым всю жизнь твердили о необходимости подчинения и покорности, трудно поверить в свои физические возможности. Их просто пугает возможность выражать себя с помощью атаки и защиты. Это очень трудно для них, по крайней мере, в начальной стадии тренировок. При выполнении кувырков они кажутся себе такими неуклюжими, что могут даже бросить занятия, не успев научиться получать удовольствие от своих движений и не осознав их значения.
В этом плане можно подметить интересные особенности, накладываемые различными культурами. Возможно, снова превышаю допустимые масштабы обобщения, но все же мне кажется, что японские женщины воспитываются в обществе, которое характеризуется высокой степенью иерархичности и доминирования мужчин. Самыми разнообразными способами им внушают мысль о том, что они люди второго сорта. Но посмотрите, каковы они на тренировочном татами! Куда только исчезают привитые им установки о второсортности женщин! Они тренируются с такой открытостью, что каждое их движение одухотворено "дженки" не менее чем движения мужчин.
Это выглядит так, словно, входя в царство айкидо, они получают разрешение стать самими собой. Как будто они на короткое время покинули свое общество и здесь, за его пределами, могут использовать свою естественную силу. Это выглядит так, словно айкидо снимает ментальные ограничения, контролирующие их поведение в их повседневном мире. Они получают свободу действовать как личность.
Большинство современных западных обществ пришло к вере в индивидуальную самореализацию и равенство возможностей. Там эта вера сильнее, чем в Японии. Поэтому можно было бы ожидать, что западные женщины начинают заниматься айкидо, имея большее доверие к нему чем их японские сестры.
ан, нет. Часто бывает совсем наоборот. И это несмотря на то, что западные женщины обычно крупнее и сильнее японских. Часто кажется, что женщины Запада приносят с собой на татами все свои психические тормоза. Кажется, что им труднее быть раскованными, хотя общество, где доминируют мужчины, поощряет их к этому.
Мужчины также не оказывают им помощи. В Японии большинство мужчин, видимо, уважают тренировочное татами, как нейтральную зону в битве между полами. На Западе же, однако, мужчины иногда пытаются принести свои идеи о мужском превосходстве даже в тренировочный зал, захватить с собой на татами ту силу, которую им дает их общественное положение.
Для таких мужчин может оказаться невозможным принять то освобождающее воздействие, которое айкидо оказывает на женщин. Часто они сами не осознают того, что делают. Женщины же в группе айкидо понимают, что они делают, хотя довольно часто это понимание причиняет им боль.
Многие мужчины не хотят думать о женщинах, как о равноценных существах. Их пугает демократичность айкидо, где у каждого появляется возможность стать по-настоящему сильным. Их "укеми", то есть слияние атаки с защитой, пронизано духом соперничества и беспомощностью.
Глава 7. МЕНТАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Айкидо подразумевает гармонию ума, но гармония ума имеет много аспектов. Она связана с чуткостью, и развитие гармонии суть не что иное, как тренировка чуткости. Чуткость же включает в себя ощущение централизации "я" и ощущение выброса силы.
Эти ощущения нельзя развить механическими упражнениями, повторением стандартного набора движений. Вы приобретете навыки выполнения повторяемых вами движений, но вы не поймете, как ощущаются центрируемость и выброс силы.
Для того чтобы научиться ощущать это, вы должны, выполняя ваши стандартные движения, стараться почувствовать их внутреннее значение. В этом-то и состоит разница между физическим выполнением чего-либо и освоением искусства. Бездумное выполнение физических движений превращает вас в робота, механическую машину. Чисто физическая тренировка делает людей настороженными, опасливыми и легковесными. Тренировка гармонии развивает внимание и открытость. Она делает учеников уверенными в себе, раскованными, уравновешенными, гибкими и сильными.
Ральф Петмэн "Психическое айкидо" |
|||||
Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) объединения души и тела Общество изучения Ки - Москва: Ки-Айкидо, Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия Основатель общества - Мастер Коити Тохэй (10-й дан Айкидо) |
|||||
|