Человек заслуживает права называться человеком только
благодаря характеру. Существует много способов развития характера. Например
его можно формировать при помощи изучения буддизма, синто, каллиграфии, чайной
церемонии, икэбаны и т.д. Любой из этих "Путей" позволит прилежному
последователю достичь высшей цепи, то есть стать Человеком. В одной древней
поэме говорится:
"Хотя существуя множество дорог у подножия горы,
Все, кто добирается до вершины, видят одну и ту же луну."
Из всех различных "Путей", которые позволяют сформировать хороший характер, воинские дисциплины (будзюцу и будо) содержат в себе больше всего элементов опасности, как неотделимых частей своей тренировки.
Очень важно тренироваться таким образом, чтобы избежать травм. Ученики должны всегда держать в уме, что меч, если его используют со злым сердцем (дзясин), становится "мечом убивающим" (сацудзин-кэн) или оружием убийства. История знает немало фехтовальщиков, которые потеряли свои жизни только потому, что их сознание (сердце, дух) было неправильным (несправедливым, нечестным). Только тогда, когда фехтовальщик тренируется с правильным (честным, справедливым) сердцем, его меч превращался в меч, дарующий жизнь (кацудзин-кэн).
В основе бусидо лежит следование Правильному Пути неба н земли на протяжении всей жизни. Бусидо требует от своих последователей проявления духа самопожертвования, такого духа, когда один человек желает посвятить свою жизнь другому, кто, однако, оценит истинное достоинство первого. Согласно учению бусидо, воин с готовностью умирал за человека, который действительно понимал его. Классики считают этот дух замечательным выражением глубочайших и искреннейших эмоций. В этом случае искренность по отношению к вышестоящим становится уважением, а по отношению к нижестоящим - любовью.
Для того, чтобы человек смог оценить истинное достоинство другого человека, какое бы скромное место тот ни занимал в жизни, необходимо, чтобы он питал теплые и добрые чувства по отношению к этому человеку и к другим людям. Так возникает правильное отношение, которое присуще всей человеческой природе, вне зависимости от того, какой социальный статус или позицию в жизни занимает человек.
Дух самопожертвования напоминает о славных днях расцвета воинской культуры в Японии. Но этот дух не являйся исключительным достоянием военных. Его можно обнаружить и сегодня в нашей повседневной жизни во времена мира, и это очень важно. Например, в современной общественной жизни есть люди, которые демонстрируют служение кому-нибудь, кто с готовностью выполняет тяжелые, грязные виды работы, которые другие люди ненавидят. Другие люди достаточно добры, чтобы оказывать помощь нуждающимся. Третьи тратят свои личные сбережения на общественные нужды. Все эти примеры замечательно иллюстрируют дух самопожертвования и выражают нравственнее мужество.
Общество никогда не станет хорошим, пока его члены не перестанут ждать, что кто-то другой выполнит то, что требует духа самопожертвования. Представьте себе человека, который столь корыстен и жаден, что пробивает себе путь при помощи эксплуатации других, для того, чтобы добиться успеха. Даже если он и достигнет успеха в накоплении огромного достояния, совсем не обязательно, что его потомки потратят деньги с пользой. Ведь это обычное дело, что наследники удачи оказываются людьми несчастливыми, транжирят полученные деньги, позволяют другим использовать их во зло и т. д.
Говорят, что Сайга Токамори (1827-1877), один из героев периода Мэйдзи, учил: "Не оставляйте никакого имущества для потомства". Я с ним согласен. Нельзя ожидать, что человек, которые не прошел через опасности, будет человеком с хорошим характером. И нельзя ожидать, что кто-то поймет значение доброты, которую проявляют другие, пока не испытает трудности. Мы должны обратить внимание, что растения, выращенные в виниловых теплицах, проявляют слабость, когда их выносят наружу. С другой стороны, хорошо известно, что цветы, цветущие на обочинах дорог, достаточно сильны, чтобы выстоять холодный ветер, дождь и другие буйства первоэлементов.
Миллионы лет живые создания рождались и умирали, оставляя потомство. В буддизме этот процесс называеться риннэ.В великом Универсуме нам отпущен лишь краткий жизненный срок, самое большее 100 лет. Представьте, что чиркнули спичкой. Она прогорит и умрет за несколько секунд, но сам факт, что она сгорела, не умрет никогда.
В главе "Мити" сутры "Мудзё Додзэн" говорится: "Вещи, сила и добродетельное поведение - это не только тлен. Они никогда не исчезнут, хотя, порой, кажется, что они исчезают. Они будут рождаться в Миру отсутсвующего сознания и возвращаться в него..."
Великие образцы человеческого поведения в прошлом
сохраняются в нашей памяти как часть истории. В одной из древних поэм,
говорится о том, как коротка человеческая жизнь:
"У человека должно быть доброе сердце,
Хотя жизнь наша столь же мимолетна, как роса
На цветке вьюнка."
Вьюнок для нас является хорошим примером. Он распускается рано утром и увядает вечером. А ваша жизнь может быть даже короче, и поэтому автор стихотворения сравнивает ее с росой на цветке. Поэтому, мы каждый день должен быть полон значения и стремиться наполнить его смыслом, чтобы после не о чем было сожалеть.
У каждого человека своя судьба в жизни. Степень успеха зависит от каждого индивидуума. Есть немало случаев, когда людей, которые с высокомерием относятся к своей судьбе, изборождают морщины, и они теряют все.
Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве. Основатель стиля - Коичи Тохей (10-й дан) |
|||||
ДЗЕН | БОЕВЫЕ ИСКУССТВА | ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ | ЭЗОТЕРИКА | ХУДОЖЕСТВЕННАЯ | ЛЕЧЕНИЕ |