Глава 9Дополнительные искусстваВсе жарче бой, БадзюцуСкелетные остатки, найденные в Японии, показывают, что лошадь существавала еще в доисторические времена. Этот факт отражен и в японской мифологии. Даже до формирования класса воинов в стране было большое количество бойцов-всадников. Позже, когда сила классических воинов возросла до решения политических проблем и приаведа к разделению страны, техника езды на лошади стала неотъемлемой частью их боевой подготовки. Хозяин хорошей лошади явно демонстрировал свое аристократическое происхождение, и такой элемент престижа был важным фактором для тех воинов, кто хотел быть лидером и командовать другими. В период Камакура повседневные занятия классического воина отражали его боевую профессию. Он был постоянно занят боевой подготовкой, существенную часть которой занимало бадзюцу, или искусство езды на лошади. Сидя на лошади, буси мог использовать свое оружие с большей эффективностью - это особенно касалось лука и стрел, меча, копья и нагамаги или нагината. Необходимость пересекать реки и другие водные преграды привела к развитию отдельного направления подготовки всадника - суи-бадзюцу или искусство езды на лошади в воде. Хотя каждый буси прекрасно понимал, что его жизнь в поединке гораздо больше зависит от меча, чем от лошади, тем не менее он обязательно уделял вниманеие кихон, или базовой технике езды на лошади. Тренировка начиналась с отработки нориката - правильной посадки. Садясь в седло, буси знали что им понадобится львиная сила для сохранения обеспечивающей быстрою езду посадки в течение долгих часов. Использование седла, обеспечивающего надежную опору и позволяющего держаться на лошади без узды, с оружием в руках, было для его профессии абсолютно необходимо. Как показывают исторические данные в 15 веке бадзюцу было впервые систематизировани в Оцубо Рю. На этой основе возникло более 50 традиционных школ. Ядомэ-дзюцуБойцы, которые могли попасть под сметрельный дождь стрел, обычно полагались на защиту, за которой можно было спрятаться. Японские воины разработали для этой цели большие переносные щиты. Их использование было, однако, ограничено защитой при штурме осажденной крепости, защитой группы воинов, а также защитой при передвижениях или перегруппировке сил и других тактических маневрах. В битве японский воин не пользовался щитом - щит считали предназначенным для трусов, кроме того использование ручного щита не совмещалось с техниками работы воина его основным традиционным оружием. Хотя у воина не было специальной защиты от летящих стрел, для этой цели служили предметы его снаряжения. В первую очередь это шлем воина - кабуто. Держа шлем в левой руке впереди себя, воин мог защищаться от летящих в него стрел. Но гораздо более распространенным было использование для этой цели меча. Используя один или два меча, воин спокойно встречал врага, отбивая или отклоняя стрелы. Ядомэ-дзюцу - искусство остановки стрел стало важной частью боевой подготовки классического воина. Занятия ядомэ-дзюцу развивали острое зрение, сверхбыстрые рефлексы и твердую уверенность в своих силах. Критическое значение имело положение готовности - камаэ, при неправильном положении и плохой стойке отражать летящие стрелы было невозможно. Столь же важным было тонкое чувство дистанции - ма-ай. Выражение зансин в ядомэ-дзюцу достигаго максимума, поскольку малейшая потеря концентрации могла быть смертельной. Стрелы, не представляющие непосредственной угрозы, как бы близко они не летели, полагалось пропускать мимо - воин обращал внимание только на стрелы, летящие непосредственно в него. Одной из первых традиционных школ, формализовавших ядомэ-дзюцу, была основанная в 17 веке Манива Нэн Рю. Сьюэй-дзюцуДревние люди, преодолевая природный страх перед водой, учились плавать и использовать плавающие средства. Уверенные действия в воде были неотъемлемой частью древней жизни в Японии - стране, окруженной морями и имеющей многочисленные иразнообразные внутренние водоемы - реки, ручьи, озера и пруды. Плавание упоминается в японской мифологии. Древние японские бойцы понимали, что умение павать дает им преимущество. На основе этого с формированием класса воинов боевое плавание как искусство получило усиленное развитие. Топографические различия, выражающиеся в различной глубине и силе течения в водоемах обусловили появление нескольких стилей боевого плавания. Различия в глубине определили появление как плавания по поверхности, так и плавания под водой, при разной силе течения также использовали разную технику. Боевое плавание выполняло различные функции. Воин мог тихо подплыть к врагу и долго держаться на воду. Умея хорошо плавать, воин мог пересечь бурную реку и двигаться против течения, мог плыть в доспехах и полном вооружении, нести знамена или флаги, оружие и различные тяжелые предметы, а также стрелять из лука или огнестрельного оружия, находясь почть полностью под водой. Воины также разработали метды захватов и борьбы под водой - отрабатывали даже технику захвата врага при падении в воду с лодки. Другие стили боевого плавания позволяли воину освобождаться от опутывающих ноги водных растений, выбираться из водоворотов и порогов, и даже запрыгивать из воды в лодку. Сьюэй-дзюцу - искусство плавания включает базовую технику, в первую очередь фуми-аси - перемещение в воде как основу боевых действий при схватках в воде. Специальные навыки, как например, инатоби - "прыжок кефали", позволявший выпрыгивать из воды. Аси-гарами - техника захватов и борьбы в воде была основана на захвате ног противника, позволявшем его утопить или заставить сдаться, а секретная техника сюсоку-гарами позволяла плавать со связанными руками и ногами. Мало кто из классических воинов не уделял внимания занятиям боевым плаванием. По историческим данным, основанная в 16 веке Синдэн рю на настоящий момент может считаться первой традиционной школой, формализовавшей боевое плавание. |
Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве. Основатель стиля - Коичи Тохей (10-й дан)
|