Глава 4

Клинковое оружие

На них кровь с двух сторон
Шекспир

Кэндзюцу

Классический воин, который не расставался со своим мечом, неизбежно должен был отдать мечу основное предпочтение как главному средству своей боевой подготовки. Как несомненно свидетельствуют японская мифология, а также ритуалы религии Синто, в том числе церемония утверждения верховного правителя, меч был основным оружием в стране и использовался как для боевых, так и для церемониальных целей.

Японские знания об изготовлении металлических клинков были развиты минимум за два века до начала нашей эры. Самые лучшие мечи персонифицировали и даже обожествляли, и этот обычай сохранился до сих пор. Имена им подбирали не менее тщательно, чем людям - их владельцам. Многие мечи объявлялись ками (божественными созданиями) в знак признания божественных свойств и выдающихся качеств, которыми они, как верили, должны обладать. В японской литературе есть истории о чудесных мечах - ками - которые порождали других ками, о мечах, существующих сами по себе и даже путешествующих по морям, о мечах, чудесным образом покидающих свои ножны, чтобы попасть в руку владельца в момент опасности, о мечах, наказывающих за профанацию болезнями и смертью, и о мечах, исцеляющих болезни и слышащих молитвы. До сих пор восхождение императора на трон не может считаться законным без владения Сансю но Синки, тремя священными сокровищами, одно из которых - известнейший японский меч, принадлежащий императорской семье и называемый Кусанаги но Цуруги.

Разработка эффективного стального меча конкретно японского стиля - Нихон-то, была непосредственно связана с появлением профессиональных воинов. Первым японским кузнецом, начавшим делать мечи такого типа - с изогнутым заточенным с одной стороны клинком, традиция считает мастера Амакуни (около 700 года н.э.). Такой тип меча стал стандартным и предпочитался всеми воинами.

Имея стандартный меч, классический воин, естественно, сделал его своим основным оружием и разработал методы его наиболее эффективного использования. Эти методы, объединяемые названием кэндзюцу - искусство работы с мечом - стали основой и получили преобладающее место в развитии боевых навыков буси. На основе изучаемой техники кэндзюцу воин учился пользоваться и другими видами оружия, которые могли использоваться в поединке. Кэндзюцу стало средством развития энергетики и гимнастической боевой подготовки, а также средством развития правильного восприятия и совершенствования координации движений.

Обучение навыкам оценки боевой дистанции (ма-ай) и слабых мест противника (суки), а также принципу достижения физического и морального превосходства над противником (зансин) в используемой в кэндзюцу работе с партнером (сотай рэнсю) способствовало повышению моральной стойкости, уверенности в своих силах, уверенности ведения боя. В то же время, кэндзюцу было подготовкой к смерти, поскольку способность умереть достойно с точки зрения боевой гордости ценилась не ниже, чем победа в поединке.

В кендзюцу в основном работают с мечом, уже вынутым из ножен, поэтому предусматривается манера поведения, во всех отношениях жесткая и агрессивная, угрожающая и демонстрирующая силу. Основное оружие в кендзюцу - одати. При достижении определенного уровня подготовки занимающийся может также работать с коротким мечом - кодати, а также с двумя мечами, обычно длинным и коротким, которые могут использоваться как поочередно (нито) так и одновременно (рёто). Кэндзюцу можно найти в документах более чем пяти тысяч рю. Первая из известных рю, развивающая кэндзюцу - это Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю, которую основал в 15 веке Тойсай Изаса Иенао

Иайдзюцу

Классический воин рассматривал меч как неотъемлемый символ своей профессии. В качестве "благородного клинка" меч ассоциировался с проявлением храбрости, а в качестве "безжалостного клинка" был первым врагом подлости. В руках кэнси (опытного мастера работы с мечом) остро заточенный и тщательно отполированный клинок мог и убивать и спасать жизнь. Для нации в целом меч буси был символом справедливости и смерти за свои убеждения - созидателем и разрушителем одновременно.

Поскольку классический воин рассматривал свой меч как нечто одновременно универсальное и глубоко личное, это было не просто оружие или инструмент. Воин верил, что его меч - одушевленное существо, способное говорить, петь, радоваться и страдать в зависимости от требований конкретной ситуации. Меч стал предметом преклонения буси, отношение к которому, основанное на безграничном восхищении, было таким же, как к любимому человеку. Поэтому воин очень тщательно подбирал имя своему мечу. Меч был не просто душой воина, как иногда пишут, но его живой душой. Иайдзюцу, или искусство вынимания меча из ножен, дало буси возможность победы над проявлениями грубого насилия. Это искусство принципиально рассчитано на защиту, для которой используется техника работы мечом, быстро доставаемым из ножен. Техническая система иайдзюцу позволяет действовать в условиях ситуации, созданной нападающим. Однако, критерии для определения нападающего достаточно растяжимы, что основано на феномене кобо-ити, то есть принципиальной неразделимости нападения и защиты, проявляющихся одновременно в нужный момент, угадываемый мастером иай-дзюцу. В отличие от кэндзюцу, технику иайдзюцу отрабатывают в основном в одиночных формальных упражнениях - тандоку рэнсю, обычно начинающихся из положения неготовности к поединку - сидя (имеется в виду положение сидя на коленях), наклонившись вперед или отклонившись назад.

В иай-дзюцу выделяют четыре стадии движения меча: нукицукэ, или доставание из ножен, кирицукэ, или рубящий удар (серия ударов), тибури, или стряхивание крови с клинка, и ното, или возвращение меча в ножны. Каждой из этих стадий должно соответствовать эффективное действие, а все они должны при исполнении соединяться в единое целое при обязательном неизменном проявлении зансин.

По традиции те кто занимается иай-дзюцу, должны работать с "живым", то есть остро заточенным железным мечом, потому что иначе невозможно достичь умственного состояния, необходимого для этого искусства. При правильной работе клинок находится в сантиметрах от исполнителя, и это превращает тренировки буквально в игру со смертью, повторяющуюся много раз в день для достижения и сохранения должного уровня мастерства. Опасность неизменно присутствует и при тренировках с одати-основным оружием, и при работе с кодати.

(Сейчас в иайдзюцу, в частности в тех школах, где есть парная работа, в основном используют модель меча - иай-то с незаточенным клинком из мягкого сплава)

Информация о иай-дзюцу есть в документах более чем четырехсот рю. Как и для кэндзюцу, здесь имеются доказательстава исторического первенства Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.

Содзюцу

По японской мифологии, острова Японского архипелага были созданы двумя божествами, использовавшими для этой цели копье. Здесь отражено существенное значение копья для японского народа и тот факт, что копье было одним из наиболее древних видов оружия, использовавшихся на поле боя.

Прототипы японского копья-яри попали на японскую землю с азиатского континента. Не один из них не соответствовал в полной мере потребностям классического буси. Основание наконечника континентального копья был выполнен в форме шара с выемкой, к которую, как рука в перчатку, вставлялось древко. Наконечник такого оружия мог в некоторых случаях, при сильных тычках и последующих резких движениях выдергивания, застрять в теле жертвы. Поэтому, как только позволил уровень развития техники обработки металла и изготовления оружия, буси создали наконечник копья, закрепляемый с помощь штыря, втыкающегося в древко с фиксацией за счет обмотки шнуром. Именно такой наконечник соответствует стандартному японскому копью.

Несмотря на прекрасные боевые качества, копье никогда не завоевывало всеобщей популярности среди воинов, поскольку длина и вес этого оружия в целом не соответствовали их росту и силе. Однако, отдельно взятый воин мог сделать копье своим коронным оружием. Копье пользовалось наибольшей популярностью в период после монгольский нашествий, в конце 13 века.

Содзюцу - искусство работы с копьем - часто рассматривалось как эгоистическое искусство, проявление грубого индивидуализма, поскольку смерть от ран, нанесенных этим оружием, обычно была медленной и мучительной. Содзюцу учило буси рассматривать копье скорее с точки зрения его возможностей, чем в качестве универсального тактического средства. Копье мог использовать как конный, так и пеший воин. Модификации наконечника копья, включавшие дополнительные режущие поверхности, расширили возможности его применения по сравнению с возможностями обычного наконечника: копье стало использоваться не только для прямых атак, но и в качестве режущего, цепляющего и вспарывающего инструмента. Однако базовая механика содзюцу оставалась неизменной, и буси в первую очередь осваивали цуки - прямой колющий удар. Классический воин, тренирующийся с копьем, усваивал необходимость большой дистанции - ма-ай для поражения цели. Соответственно, он старался не допускать большой ма-ай, работая своим основным оружием - мечом против вооруженного копьем противника.

Около 450 рю посчитали необходимым включить содзюцу в свои системы обучения. И здесь Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю претендует на первенство в качестве исторически подтвержденного источника содзюцу.

Нагината-дзюцу

Древние контакты Японии с Китаем могли дать идею разработки алебардоподобного оружия. Период изготовления первых японских образцов такого рода оружия совпадает с периодом формирования класса профессиональных воинов.

Существенно, что исходно алебарда - оружие мужчины, что обусловлено ее длиной и весом. Первые образцы имели более двух метров в длину, а вес зависел от соотношения деревянных и железных частей. Первым видом такого оружия стала нагамаки. Это оружие состояло из длинного лезвия и относительно короткой ручки, лезвие достаточно близко напоминало большой тяжелый меч, изогнутый и заточенный с выпуклой стороны. Нагината отличалась от нагамаки соотношением длины лезвия и ручки - ее ручка всегда заметно длиннее лезвия. Подобно наконечнику копья, лезвия как нагамаки, так и нагината прикреплялись к сделанной из твердого дерева ручке за счет длинного штыря, который вставлялся в ручку и закреплялся за счет обматывания ручки шнуром.

Нагамаки и нагината были одним из излюбленных видов оружия буси раннего периода. Оба вида оружия позволяли наносить характерные сметающие круговые удары, и их мог успешно использовать как конный, так и пеший воин. Нагамаки часто использовали для подрубания ног лошади врага. И нагамаки и нагината подтвердили свои смертоносные качества в период войны между кланами Тайра и Минамото в 12 веке. Веком позже, в период монгольского нашествия, буси уложили многих завоевателей с помощью этого эффективного оружия. Позднее, когда использовать лошадей начали реже, а роль пеших воинов возросла, остро заточенный одати стал безусловно самым эффективным и часто используемым оружием воина, в то время как нагамаки и нагината сохранились в качестве дополнительного оружия.

Правление Токугава с начала 17 века принесло в Японию мир, хорошо заметный после смутных прошлых времен. Нагамаки и нагината в этот период стали символами прошлого. Но нагината, которую и раньше использовали для тренировки женщин из родов классических буси, была модифицирована и практически полностью отдана женщинам - как средство внести разнообразие в их замкнутую жизнь.

Нагината-дзюцу - искусство работы с нагината, требует хорошей выносливости. Это длинное и тяжелое оружие, подобно нагамаки, используют попеременно обеими сторонами, при этом воин работает и лезвием, и концом ручки, и средней частью нагината. Навыки ха-гаеси, быстрой смены положения лезвия, дают возможность наносить рубяще-режущие удары, сходные с наносимыми мечом, давая при этом преимущество большей ударной дистанции за счет длины оружия. Работа с нагината против противника, вооруженного мечом, позволяет наносить удары, оставаясь вне пределов досягаемости. Соответственно, воин, начинающий работать с нагината, должен мастерски владеть мечом, поскольку зашита от вооруженного мечом противника строится в основном на предугадывании его действий и возможностей.

Нагината-дзюцу встречается в 25 рю. Здесь также историческое первенство принадлежит Тэнсин Сёдэн Катори Синто Рю.

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве.

Основатель стиля - Коичи Тохей (10-й дан)

СОДЕРЖАНИЕ

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

К СПИСКУ ЛИТЕРАТУРЫ

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ



HotLog

 

Hosted by uCoz