Дикий плющ.

Духовная автобиография дзэнского наставника Хакуина

Составитель: Норман Уоделл.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Предисловие к «Задушевным беседам в ночной лодке»

 

Составлено голодом и холодом - наставником обители нищеты (1).

 

Весной седьмого года Хорэки [1757 г.] продавец книг из Киото по имени Огава отослал срочное письмо в храм Сёиндзи, расположенный в далекой провинции Суруга. Письмо было адресовано монаху, который прислуживал наставнику Кокурину [т.е. Хакуину]:

«До меня дошли известия о том, что под кипой неопубликованных работ вашего учителя погребена рукопись, именуемая "Задушевные беседы в ночной лодке". Рассказывают также, что в ней содержатся описания множества тайных приемов обуздания жизненной энергии ки, удержания основополагающей силы, наполнения защитной энергии и питательной крови, в особенности же - приемов достижения долголетия. Таким образом, в этой работе содержатся самые существенные вещи, ведомые божественным мудрецам, относительно того, как «собрать эликсир».

Несомненно то, что в наши дни человек высоких свойств, имеющий стойкий интерес к исследованию этих приемов, приложил бы все силы для отыскания подобного трактата, подобно тому, как среди многодневной засухи ищут малейшие признаки дождя. Разумеется, дзэнские монахи получают иногда разрешение сделать копии с такой рукописи, однако такие копии тщательно скрываются, словно самое драгоценное богатство, и никогда никому не показываются.

Мне же хотелось бы воплотить в жизнь страстные желания самых достойных искателей духовной истины. Я был бы рад напечатать упомянутую рукопись, обеспечив таким образом ее известность последующим поколениям. Я слышал, что ваш учитель с возрастом все больше заботится о том, чтобы помогать ближним. Несомненно, если он убедится в том, что публикация его труда принесет пользу людям, он не сможет отказать мне».

Вместе с другим монахом-прислужником мы показали письмо господина Огавы наставнику. Он прочел его, и слабая улыбка показалась на его лице. Мы же восприняли это как знак согласия и достали старинную коробку, в которой хранилась рукопись. Однако открыв ее, мы обнаружили, что более половины текста пропало, насытив желудки книжных червей. Монахи из окружения наставника собрали сделанные ими копии, и только тогда мы смогли составить ясный свод этого текста. В целом рукопись занимает около пятидесяти страниц. Мы сшили их вместе и отправили в Киото господину Огава. Поскольку среди остальных монахов я был старшим, меня упросили написать предисловие к трактату, из которого читатель узнал бы о том, как он появился. Это предложение я принял без колебаний. К настоящему дню наш наставник пребывает в храме Сёиндзи уже сорок лет. Монахи, желающие измерить глу­бины дзэн, приходили к нему с того самого момента, когда он опустил здесь на землю свой походный узел. С тех самых времен они пребывают внутри храмовой ограды, перенося весь яд извергающихся на них речей наставника. Их приветствует удар палки по спине, однако мысль об уходе никогда не возникает в их сознании. Некоторые остаются на десять и даже двадцать лет, совершенно не принимая во внимание то, что они могут испустить здесь, в Сёиндзи дух и лечь костьми под храмовыми соснами. Они - великаны, блуждающие по лесу дзэн, бесстраш­ные герои среди людей.

Своим пристанищем они выбирают старые дома и по­кинутые жилища, ветхие храмовые залы и руины святи­лищ. Окрест Сёиндзи они заселили более пяти ри. По утрам их встречает голод, а ночью подстерегает пронизы­вающий холод. Они поддерживают жизнь, питаясь ботвой и мякиной. Слух их измучен оглушающими криками и руганью наставника, кости ноют под ударами его кулаков и палки. Все, что они видят, заставляет их недоверчиво хмурить брови, все, что они слышат, бросает их в холодный пот. Храм знает сцены, увидев которые, разрыдались бы сами демоны. Были и другие, увидев которые, демоны, пе­реполнившись благочестивым страхом, сложили бы в почтении свои ладони.

Приходящие в Сёиндзи монахи обладают красотой Сун Юя или Хэ Яня, а тела их источают повсюду яркий свет здоровья. Проходит время, и они становятся столь же тощи и измождены, как Ду Фу или Цзя Дао - кости, плотно обтянутые бледной кожей. Словно видишь перед собой на берегу реки самого Цюй Юаня перед смертью (2).

Однако остался бы хотя бы на мгновение в Сёиндзи хоть один из этих монахов, если бы не был без остатка предан своей цели, отринув тело свое и самую жизнь?

Без остатка эти монахи посвящают себя упражнениям, отвергая все, что могло бы их ограничить, и достигая пределов выносливости. У некоторых члены тела из­мождены, лишенные присущих им жидкостей, а это ведет к мучительным болезням брюшной области, которые со временем перерастают в хронические и весьма трудноизлечимые.

Однажды наставник осмотрел таких монахов, причем сделал это с величайшим участием и состраданием. Несколько дней с его лица не спадала маска озабоченности. Не будучи более способным сдерживать чувства, он наконец «снизошел с заоблачных вершин» и объяснил ученикам сущность тайн медитации самоосознания. Он подобен был тогда пожилой матери, которая выжимает последние капли молока из своей груди для того, чтобы прокормить возлюбленного сына Наставник сказал: «Если кто-либо из вас, о высокие искатели духовной истины, все силы свои посвятив упражнениям, вдруг обнаружит, что огонь вашего сердца вздымается вверх, отклоняясь от естественного своего направления, иссушая тело и сознание и нарушая природную гармонию Пяти Органов, то вы можете попробовать исправить это положение при помощи иглоукалывания, прижигания или лекарств. Но даже тогда, когда в вашем распоряжении окажется все умение знаменитого Хуа То, вы все равно обнаружите, что вылечить эту болезнь невоз­можно (3).

Но, к счастью для себя, я посвящен был в тайные приемы, применяемые божественными мудрецами, суть которых в том, чтобы вернуть эликсир в море жизненной энергии, располагающееся под пупом. Вам следует применять именно эти приемы. Если вы обратитесь к ним, вы сами почувствуете, сколь чудесно их действие. Так же точно солнце показывается из пелены облаков и тумана.

Если вы решите упражняться в этих тайных приемах, то вам придется на некоторое время отложить ваши медитативные упражнения (дзадзэн). Отложите также и работу над коанами. Первостепенной важностью обладает для вас теперь обретение здорового сна. Но прежде чем закрыть глаза, лягте на спину, сложите ноги вместе и вытяните их вперед, словно вы со всей силы топаете пятками. После этого опустите жизненную энергию в поле эликсира так, чтобы она наполнила нижнюю часть тела, а именно пространство под пупком, и после этого опустилась к пяткам. Постоянно думайте так:

Это поле эликсира расположено в нижней части моего тела, в нижней части спины и ногах, а также в пятках. Вот мое истинное и подлинное лицо. Как же это
истинное лицо может иметь носовые отверстия?

Это поле эликсира расположено в нижней части моего тела, в нижней Части спины и ногах, а также в пятках. Вот дом и подлинное обиталище моего существа.
Какие же новости или слухи могут придти из родного дома?

Это поле эликсира расположено в нижней части моего тела, в нижней части спины и ногах, а также в пятках. Вот Чистая Земля моего сознания. Каким же образом великолепие этой Чистой Земли может существовать вне моего сознания?

Это поле эликсира расположено в нижней части моего тела, и это сам будда Амида, будда моей самости. Как же сам будда Амида может проповедовать Дхарму
вне моей самости?

Пусть эти мысли постоянно вертятся у вас в голове. Со временем общий эффект того, что вы таким образом сосредотачиваете свои мысли, будет постепенно расти. Вы даже не заметите сразу, как изначальная энергия вашего тела станет концентрироваться в нижней его части, заполняя пространство от спины и до пупка и вниз до самых пяток. Живот под пупом станет напряженным и словно раздутым - упругим и полным, словно кожаный мяч, в который еще ни разу не играли.

Вновь и вновь возвращайтесь к этим мыслям, повторяйте их. Упорствуйте и не отклоняйтесь в сторону. Пройдет не менее пяти или семи дней, но не более двух или трех недель, как без остатка исчезнут все немощи, терзавшие ваши жизненные органы, ослаблявшие ваше тело и сознание. Если же случится так, что вы не сможете пол­ностью излечиться, то моя старая шея в вашем распоряжении».

Ученики ответили наставнику глубоким поклоном, а сердца их наполнила радость.

В точности руководствуясь наставлениями, они приступили к упражнениям. Тогда каждый сам на себе испытал чудесное действие медитации самоосознания. К некоторым выздоровление приходило скоро, у некоторых это заняло больше времени, но все это зависело только от того, насколько усердно они упражнялись. Почти все полностью восстановили свои силы, и похвала приемам этой медитации не знала тогда границ.

Наставник сказал: «Вы не должны довольствоваться единственно только излечением болезни сердца. Чем силь­нее вы становитесь, тем больше стараний следует вам про явить. Чем дальше вы проникаете в глубины просветления, тем большей должна быть целеустремленность продвигаться дальше.

Когда я был юн и только вступил еще на пути духовной жизни, во мне развилась такая же точно тяжкая болезнь. Казалось, что нет от нее избавления. Мои несчастные страдания тогда в десять раз превосходили то, что довелось испытать вам. Ее путы целиком окутали меня. Я не знал, что мне делать и к кому обратиться. Я был уверен, что мне лучше было бы умереть и таким вот образом освободиться, ведь тогда я был бы по крайней мере свободен от этого ничтожного мешка с костями. Любое несчастье было бы лучше, чем то состояние, в котором я находился, в бессилье погруженный в черноту отчаяния. Я страдал, невыразимо страдал! Но мне встретился человек, обучивший меня тайной технике медитации самоосознания, и благодаря ему я смог, подобно вам, полностью излечить себя.

Согласно учению этого человека, медитация самоосознания является тайным приемом божественных мудрецов, которые применяют ее для того, чтобы продлить свою жизнь и достичь бессмертия. Но она позволяет прожить пять сотен лет и обычным людям, а также тем, чьи способности невелики, человек же высоких качеств может жить вечно. Когда он объяснил мне все это, я едва сдерживал радость. Я начал свои упражнения и, полный веры, продолжал упражняться в течение трех лет. Постепенно тело и сознание обрели вновь прекрасное самочувствие. Вновь поселились во мне духи жизни, и я чувствовал, что станов­люсь все сильнее и увереннее.

Однако во мне росло сознание того, что даже в том случае, если я овладею приемами сознания просветления и проживу до восьмисот лет, подобно Пэн цзу, я все же не стану лучше бестелесных духов, что сторожат мертвых. Я подобен буду старому хорьку, который всю жизнь спит в уютной своей пещере до тех пор, пока не покинет этот мир. Что это значит? Прекрасно. Скажите-ка мне, видел ли кто-нибудь хоть раз даосских бессмертных Гэ Хуна? Или Тегуая, или Чжан Хуа, или Фэй Чжана? Или другого какого мудреца, знаменитого долгим сроком жизни? Достигший бессмертия сам по себе не может даже сравниться с тем, в сердце которого воздвигнуты четыре великих мировых обета, кто постоянно трудится ради передачи великой Дхармы другим людям и кто следует благородным путем бодхисаттвы. Не может бессмертие сравниться с осуществлением истинного и непобедимого дхармового тела, великая пустота которого, будучи раз достигнута, никогда не теряется, поскольку она не рождена и не умирает. Это есть осуществление великого, неразрушимого, алмазного тела всех Будд.

Впоследствии я принял в качестве учеников двоих или троих монахов, способности которых были велики и которые глубоко проникли в тайные глубины. Вместе с дзэнскими упражнениями я назначил им упражнения в медитации самоосознания, подобно крестьянам, которые обрабатывают поля и вместе с тем служат в ополчении. С тех пор прошло, наверное, уже тридцать лет. По одному, по два число моих учеников росло, и теперь их почти две сотни. В последние три десятка дней ко мне стеклось множество учеников изо всей страны. Некоторые из самых ревностных назначили себе столь тяжкие упражнения, что достигли состояния почти предельного телесного и духовного истощения, и это сделало их слабыми и малодушными. Некоторые из них подошли к краю безумия, поскольку огонь их сердца отклонился от своего естественного течения и взвился вверх. Я сострадаю таким монахам, и поэтому я отвел их в сторону и передал им тайные приемы медитации самоосознания, и почти немедленно к ним вернулось здоровье. Продвигаясь все далее к проcветлению, они теперь становятся все более упорными в упражнениях.

Мне больше семидесяти лет, но даже теперь я не наблюдаю у себя даже слабого признака болезни или немощи. Мои зубы целы и в порядке. С течением лет мой слух становится все более и более острым, а вместе с тем и мое зрение, так что я иногда даже забываю надеть очки. Регулярно два раза в день я произношу проповеди. Я также много путешествую для того, чтобы проводить различные встречи и отвечать на просьбы о наставничестве, приходящие со всей страны. Три, а иногда и пять сотен людей принимают участие в этих беседах, а сами встречи длятся часто пятьдесят или даже семьдесят дней. Я предлагаю свое небесспорное мнение относительно различных сутр и дзэнских текстов, которые монахи выбирают для меня, и при этом я ни разу не пропустил ни одной лекции, хотя встреч было пятьдесят или шестьдесят. Я чувствую себя гораздо более склонным к таким нагрузкам, чем в двенадцать или тринадцать лет, и полным энергии, причем как умственно, так и физически. Я нисколько не сомневаюсь, что все это происходит благодаря чудесному действию медитации самоосознания».

Тогда монахи сошлись вновь, с глазами, полными слез, поклонились наставнику и сказали: «Просим вас, наставник Хакуин, запишите основания медитации самоосознания. Если вы доверите их бумаге, то, подобно нам, освободите от страданий будущие поколения монахов, когда они отступят от своих упражнений вследствие крайнего истощения и тупого бездушия медитативной болезни».

Кивнув головой в знак согласия, наставник взялся за кисть и начертал черновик. Что же было записано в том черновике?

"Нет ничего лучше для поддержания жизни и достижения долголетия, чем дисциплина тела. Секрет обуздания тела в том, чтобы концентрировать жизненную энергию в поле эликсира, которое расположено в море жизненной энергии. Когда жизненная энергия собирается в этом поле, появляется эликсир. Когда жизненный дух собирается в поле эликсира, вырабатывается эликсир. Эликсир вырабатывается, и телесная оболочка становится крепкой и сильной, а дух наполняется и становится изобилен. Если дух полон и изобилен, обеспечена долгая жизнь.

Этому сродни тайные приемы, которые были выработаны мудрецами древности для того, чтобы «девять раз выделить эликсир» и «вернуть его в его же источник».

Следует знать, что эликсир не располагается нигде вне тела. Самое важное - заставить жизненную энергию сердца опуститься в нижнюю часть тела, так чтобы она наполнила поле эликсира в море энергии.

О монахи Сёиндзи, если вы будете упорно следовать тому учению, которое я передаю вам, и не отступите от него, то это не только излечит медитативную болезнь и избавит вас от усталости и оцепенения сознания. Это позволит тем, кто обременен сомнениями, накопившимися за много лет, но борется за то, чтобы достичь венца истины дзэн, испытать радость столь сильную, что они будут хлопать исступленно в ладоши, кричать и хохотать. Но почему?

«Когда луна достигает вершин. Тени на стене исчезают» (4).


1.) Подпись «Составлено голодом и холодом - на ставником обители нищеты» встречается и в других работах Хакуина. Предисловие к «Задушевным беседам в ночной лодке» написано им самим.

2.) Сун Юй и Хэ Янь были известны своей красивой внешностью. Жизнь знаменитых поэтов Ду Фу и Цзя Дао знала периоды крайних лишений. Поэт Цюй Юань, став жертвой клеветы, покончил с собой, бросившись в воды реки Мило.

3.) Хуа То - легендарный китайский медик.

4.) Это строки из стихотворения, автором которого является поэт эпохи Тан Я Дан. Они включены в «Саньти ши», собрание поэзии эпохи Тан, который пользовался успехом и изучался в дзенских кругах Японии

                     

назад

Хакуин "Дикий плющ"

вперёд

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) объединения души и тела

 Общество изучения Ки - Москва: Ки-Айкидо,  Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия

Основатель общества - Мастер Коити Тохэй (10-й дан Айкидо)

ДЗЕН, ДАО

БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ

ЭЗОТЕРИКА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЗДОРОВЬЕ, ПРАКТИКИ

HotLog Rambler's Top100 Рейтинг эзотерических сайтов

Hosted by uCoz