Отакэ Рисукэ

Учение школы Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю

ИАЙ-ДЗЮЦУ И ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕЧ

Иай-дзюцу - это искусство убийства противника. Оно требуя мгновенного обнажения меча в момент вражеской атаки, на улице или в помещении, в сидячем или стоячем положении во время ходьбы по ночной дороге.

Уникальной особенностью Иай-дзюцу Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю является использование ее представителями особого положения в приседе, называемого иай-госи (иай-гоши). Японские разведывательные отряды (сэккон-хэй) в древности перемещались по ночам, перебегая от одной лощины или ямы к другой. Наблюдение за более высокими объектами рельефа, выполняемое из ямы или лощины, позволяло легче обнаружить врага, расположившегося на вершине холмов и т.д. Кроме того, в темном месте, когда фехтовальщик принимал такую низкую позицию, он получал определенное преимущество над врагом.

Важнейшим правилом Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю является ведение боя, стоя на одном колене, особенно, если действия происходят в помещении.

Все классические боевые искусства были разработаны таким образом, чтобы соответствовать всевозможным обстоятельствам борьбы. Ката Кобудо, таким образом, были разработаны, чтобы отвечать различным условиям боя, и, поскольку они являются частью воинской тренировки, самым важным аспектом в их исполнении, особенно в Иай-дзюцу, является скорость. Фехтовальщик должен выхватывать меч с огромной скоростью и в то же мгновение, в долю секунды наносить мощный и точный удар. Это действие называется нуки-ути (нуки-учи). Когда же он вкладывает меч обратно в ножны, он может делать это медленно, поскольку бой уже закончен. Некоторые современные фехтовальщики причиняют себе ранения на тренировках из-за того, что чересчур быстро возвращают меч в ножны. Это лишь глупое жеманство, которое не является истинной частью Иай-дзюцу.

Фехтовальщики считают свой меч продолжением тела. Существует тайное учение, основывающееся на идее "Кататэ-ути ва го-сун-но току ари" - "удар одной рукой дает преимущество в 5 сунов". Если фехтовальщик не может наносить удар мечом одной рукой направо и налево или, иными словами, в любом направлении, его техника становится чересчур медленной. Меч должен иметь такой вес, чтобы его можно было использовать с такой же легкостью, как кончик собственного пальца. Лезвие меча должно двигаться со скоростью хвоста белой трясогузки-сэкирэй, когда оно врезается в тело врага. Иначе противник сможет уклониться или еще каким-то образом избежать удара. Медленно движущийся меч не заслуживает названия техники бу-дзюцу. Если техника фехтовальщика предупреждает противника: "Я собираюсь атаковать лицо" или "Я наношу удар по запястью", это слишком медленно для реального боя. Но очень важно, чтобы фехтовальщик, прежде чем он перейдет к быстрому выполнению техники (хаявадза), знал свои технические возможности. Мечи, которые использовал Ягю Тосиканэ (Рэнъясай), прекрасный фехтовальщик школы Ягю Синкагэ (Бисю)-рю, имели короткие лезвия. Длинный меч имел лезвие в 1 сяку 9 сунов 8 6у (около 55 см.), а короткий - 1 сяку, 3 суна, 3 6у (около 38 см.). В течение столетия в период Сэнгоку-дзидай (1467 - 1573) было выковано немало мечей с клинками длиной в 2 сяку (около 60 см). Большинство из этих мечей были произведениями в стиле Бидзэн и были рассчитаны на использование одной рукой для неожиданной атаки противника (кататэ нуки-ути-ё).

Меч, который имеет ниэ (большие скопления частичек каленого металла на клинке), и на котором линия закалки вдоль лезвия (яки-ха) доходит почти до продольной линии ребра (синоги), прекрасен на вид, но на практике легко ломается. Поэтому некоторые мечи, выкованные в традициях Сосю и Осака Синто известны своей слабостью. Чем меньше кончик меча (киссаки), тем лучше. Эта часть - одна из важнейших особенностей клинка. Большой кончик, может быть, дает некоторое преимущество, когда укол выполняется против кожаных доспехов, но он легко ломается и, более того, очень неудобен при обнажении и вкладывании меча в ножны. Ямаура Санэо из провинции Синано (ныне префектура Нагано) был братом Ямауры Киёмаро, который был знаменитым кузнецом-оружейником в конце периода Эдо (1600 - 1868). Санэо в своей книге "Ои-но нэдзамэ" ("Просыпающийся старик") пишет: "Может быть у других это и не так, но я больше всего забочусь о примере. Когда вы носите меч, желательно носить его также естественно, как животные носят свои рога, и ощущать его присутствие так, как вы ощущаете часть своего тела. Идеальный меч наделяет отвагой своего владельца-мастера, и безразлично как далеко ему нужно идти, даже по крутой тропинке, меч не должен утомлять его или причинять ранения бедру. Меч с небольшим изгибом клинка (сори) менее удобен для ношения и быстрого выхватывания для вступления в бой, чем меч с более изогнутым лезвием. Меч с прямым клинком плохо рубит объект. Кроме того он ставит владельца в худшее положение, поскольку он очень чувствителен к хира-ути - контратаке, которая наносится, по его прямой и плоской поверхности. Можно посоветовать фехтовальщику тщательно обдумать все достоинства и недостатки меча, прежде чем использовать его."

Такие серьезные замечания, упомянутые Санэо в его книге, нужно всегда держать в голове. Санэо был учеником Наканиси Тюбэя из школы Итто-рю.

В случае разрубания зафиксированного объекта (суэмоно-гири) или раскалывания шлема необходима определенная техника, даже после того, как меч попадает в цель. В этом случае фехтовальщик, возможно, сможет с успехом использовать длинный тяжелый меч. Иногда нам встречаются мечи с гравированными хвостовиками накаго, надписи на которых утверждают, что данный меч обладает замечательной режущей способностью, но возможно достичь хороший режущий эффект и в том случае, если даже меч не является чрезвычайно острым, просто за счет высокого уровня мастерства фехтовальщика. Так что не следует чересчур полагаться на заверения в режущих достоинствах меча.

В бою вопрос о том, победите ли вы, или проиграете, в большой степени решается еще до начала схватки. Длинный, тяжелый меч неудобен в поединке. Очевидно, что среди тяжелых и очень длинных мечей невозможно найти хоть один меч, который был бы воистину превосходным практическим клинком.

Идеальный меч для использования в Иай-дзюцу японцем среднего роста должен иметь размер приблизительно в 2 сяку 3 суна 5 6у (около 68 см), быть умеренно изогнутым (изгиб составляет около 6 6у). У него также не должно быть слишком длинного кончика. Большое значение имеет также и хороший баланс. В наши дни (после Второй мировой войны) о мече судят в основном по критериям, которые оценивают почти исключительно качества художественного исполнения, а не практическую природу меча. Такую практику следует исправить.

 

назад

содержание

вперёд

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) Ки Айкидо в Москве.

Основатель стиля - Коичи Тохей (10-й дан)

ДЗЕН БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА ФИЛОСОФИЯРЕЛИГИЯ ЭЗОТЕРИКА ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛЕЧЕНИЕ
 


HotLog

 
Hosted by uCoz