Стэн Роубел

Айкидо для самопознания.

 

ПРИСУТСТВИЕ

 

I

 

Что происходит, когда ваше внимание целиком поглощено какой-либо деятельностью? Возможно, этот опыт будет настолько захватывающим, что вы не сможете устоять перед его очарованием. Так пусть же произойдет то, что мы сейчас попытаемся осмыслить. Нет смысла ждать, когда случится некое примечательное событие. Пусть ваш взгляд упадет на листок дуба, растущего под вашим окном. Не исключено, что звук летящего самолета или жужжание мухи привлечет ваше внимание. Но что произойдет далее? Сможете ли вы оставаться сосредоточенным на одном из этих объектов и наблюдать за его последующими действиями? Способны ли вы проникнуть в его тайны? Остаетесь ли вы сторонним наблюдателем, мобилизовавшим свои органы чувств для лучшего созерцания? Обогащают ли новые впечатления ваш жизненный опыт или вы настолько поверхностно воспринимаете окружающее, что не справляетесь с ролью вдумчивого исследователя?

Как вы среагируете на то, что я схвачу вас за лацкан пиджака или за руку? Если вы не сможете противостоять захвату, то каковы будут ваши следующие действия? Какой будет ваша ответная реакция, если агрессор будет высоким или низкорослым, субтильным или тяжеловесным, сильным или слабым, злобным или насмешливым, решительным или безразличным?

Сослагательное наклонение может подчинить наш разум, когда, подобно новичкам, мы начнем задавать сэнсею вопросы по поводу гипотетических ситуаций. Мой сэнсей намеренно избегал подобных дискуссий, не считая их частью процесса обучения.

Жизнь непредсказуема в своих тайных и явных проявлениях. Захват запястья может означать все что угодно. Для определения смысла, заложенного в агрессивных действиях, необходимо учитывать качество ответной реакции. В каждом конкретном случае мы опираемся на чувственное восприятие характера нападения. Поэтому гипотетические рассуждения следует рассматривать как тщетную попытку прогнозировать непредсказуемое будущее.

Очевидно, нельзя быть готовым к любому развитию ситуации. Тем не менее можно подготовить себя к тому, что происходит здесь и сейчас. Процесс обучения осуществляется во время непосредственного и искреннего диалога между участниками тренировочного взаимодействия.

С опытом мы находим все новые ответы на конкретные предложения противника. Один прием следует за другим, и в каждом из них заложен самый разнообразный потенциал. Так какой же из множества вариантов считать адекватным ответом? Правильный выбор можно сделать лишь в процессе самой схватки и при условии энергетической согласованности между нападающим и обороняющимся. Ответные действия становятся очевидными для того, кто осознает свое присутствие в настоящем и участвует в конкретном взаимодействии.

Однако сам выбор обусловлен предварительным анализом возможного сценария развития событий. Как часто мы делаем выбор до начала атаки и как часто этот выбор лишает нас возможности проявить мастерство в полной мере? В процессе обучения выбор возможных вариантов применения техник представляет несомненную ценность, а анализ возможного развития событий определяет внешнюю форму наших действий. Однако в момент боевого контакта нет места умозрительным спекуляциям и времени на анализ последствий. Вы погружены в реальность текущего момента и должны реагировать на то, что происходит здесь и сейчас.

Практика — это процесс оценки эффективности вариантов взаимодействия в различных обстоятельствах. Она определяет нашу двигательную активность в ответ на полученное предложение. В процессе тренировок развивается способность активного взаимодействия, избавляющая нас от привычных стереотипов условного поведения. Структурный подход к многообразию ответных действий создает предпосылки для безграничной свободы самовыражения. Внешняя форма исполнения приемов трансформируется в непрерывный поток движения, который имеет место всегда и создает возможность для мгновенной реакции.

 

II

 

В популярной песне Джона Леннона есть такие строки: «Жизнь — это то, что с вами происходит в тот момент, когда вы планируете совершенно другое». Планируя будущее, проявляя беспокойство по поводу осуществимости задуманного или озабоченность в связи с исполнением технического приема, мы теряем ощущение того, что происходит в настоящий момент. В такие минуты от нашего внимания ускользает все многообразие ощущений и возможностей, которые нетерпеливо ждут нашей реакции. Слишком часто мы уделяем внимание лишь началу и завершению процесса и забываем о том, что происходит в течение самого процесса. Как много мы потеряли в этой жизни, оставаясь безучастными к отдельным эпизодам и событиям?

 

* * *

 

Опустите левое колено на пол. Правую ладонь прижмите к полу слева от правой ноги так, чтобы пальцы были развернуты внутрь. Перед тем как сделать кувырок вперед, коснитесь груди подбородком. При необходимости поддерживайте равновесие, касаясь левой рукой поверхности пола.

По мере того как ваше тело продвигается по дуге вперед, голова касается пола, туловище следует круговому движению, ось вращения проходит вдоль правой руки, по диагонали через поверхность левой ягодицы и левое колено. Движение влечет вас вниз по кругу, пока вы не принимаете исходное положение.

 

* * *

 

Выполнение этого упражнения не представляет особой сложности. И все же новички жалуются на то, что им не удалось должным образом сгруппироваться, а более опытные айкидоки проявляют излишнюю поспешность в стремлении доказать свое мастерство. В чем же причина подобных трудностей? И в чем заключается смысл того, что вы начинаете и завершаете упражнения одной и той же позицией?

 

* * *

 

Мысленно сделайте кувырок вперед, затем попробуйте описать свои впечатления. Какие ощущения вы испытывали во время выполнения упражнения и каковы ваши впечатления по его завершении? Мысленно повторите кувырок несколько раз подряд, всякий раз делая паузу для осмысления испытанного, Легко ли описать чувства, возникшие перед кувырком и по его завершении? Чувствовали ли вы изначальную озабоченность, которая сменилась облегчением в конце? Или вы были уверены в собственных силах и испытали законное чувство удовлетворения? Может быть, вы увидели себя со стороны коленопреклоненным и нерешительным? А может быть, вы увидели окружавший вас мрак в начале и свет в конце? Что вам требуется для описания своих впечатлений — несколько слов, строк или несколько страниц? Смогли бы вы графически отобразить ваш опыт, воссоздать сопровождавшие его звуки и ощущение контакта с поверхностью земли?

Какие наблюдения вы сделали в период между началом и завершением кувырка? Какими словами вы можете их описать? Чувствовали ли вы себя раскрепощенно, или ваше сознание было закрыто для восприятия нового опыта? Что видели ваши глаза, пока тело выполняло круговое движение? Сопровождал ли ваш взгляд каждый этап выполнения кувырка? Ощутили ли вы невозмутимость путешествия во времени, неподвластную влиянию резких движений? Столкнулись ли вы с препятствиями, и если да, то смогли бы вы преодолеть их?

 

* * *

 

Присутствие — это качество бытия, которое обретается за счет осмысления наших действий. Оно придает новое значение периоду между началом и концом, между рождением и смертью.

 

III

 

Представьте, что вы сидите на татами. Вы все еще пытаетесь отдышаться и восстановить дыхание.

У вас так пересохло горло, как будто неделю не было ни капли во рту. В то же время по всему телу обильно выступил пот. Очень жарко, и вам тяжело дышать.

На противоположном краю татами, примерно в шести метрах от вас, сидят пять других участников тренировочного боя. Бы знаете, что они готовы напасть на вас, воспользоваться своим численным преимуществом и выяснить, на что вы способны. В зале также присутствуют около двадцати случайных зрителей и двое судей — главный инструктор и заезжий сэнсей. Зная о грядущем испытании, вы нередко задумывались над тем, что произойдет. Учитывая характер предстоящего единоборства, вы решили внести коррективы в стратегию боя. Кроме того, вы надеялись продемонстрировать уникальность и своеобразие своей техники. Вы полагали, что следует исполнять оборонительные приемы в положении сидя на коленях так долго, как позволят обстоятельства. Это не стало бы свидетельством вашей силы, но некоторым образом позволило бы судить о ваших достижениях. Да, именно так и следует поступить, по крайней мере в настоящий момент. Достанет ли вам сил продержаться или придется отказаться от задуманного и сосредоточиться на борьбе за выживание?

Вы бросили оценивающий взгляд на будущих противников. Говоря по правде, вы ожидали, что состав соперников будет иным. Среди них есть такие, единоборство с которыми не доставит особых хлопот. Однако некоторые из них вызывают определенные опасения. Отважные и дерзкие, они не пожалеют сил, чтобы испытать вашу стойкость и мастерство.

Они терпеливо и хладнокровно выжидают, когда ваш приветственный поклон обозначит начало схватки. Вы оцениваете вероятность того, сможет ли задержка начала рандори нарушить их душевное равновесие. Вам нужно немного отдохнуть и собраться с духом. Но вы чувствуете, что взгляды присутствующих выжидающе обращены на вас.

Вы уступаете ощутимому давлению аудитории и заждавшихся противников, поднимаете левую руку с колена и кладете ладонь на поверхность татами прямо перед собой. Это движение служит сигналом к началу учебного боя. Вы делаете попытку завершить ритуальный поклон в соответствии с правилами, но чувствуете, что нападающие покончили с церемониями и начали атаку. Не успели вы покончить с ритуалом приветствия, как действия противников вдребезги разбили ваши стратегические планы. Чувство самосохранения подтолкнуло вас к активному действию, волна которого подхватила и понесла вас с собой.

Первым в поле вашего зрения, попал верзила слева. Стоит ему сделать пару шагов, и дистанция между вами станет критической. И вот с блеском в глазах он начинает атаку, и его рука поднимается, чтобы нанести вам удар в голову...

 

Учебный бой продолжался, и его характер напоминал отражение в кривом зеркале. Периоды ожидания казались непомерно долгими, а движения преждевременными. Казалось, что действо тянется мучительно долго, а секунды превращаются в минуты.

Все происходило очень быстро, ибо вас подхлестывала тревога и стремление защитить себя от нескольких противников. Времени хватало лишь на осуществление взаимодействия, но не на его осмысление. Скорость определяла движение и накладывала свой отпечаток на каждый контакт с противником.

Ваше внимание было рассредоточено в разных направлениях. Угроза нападения требовала деятельного присутствия, а высокий потенциал противников искажал качество вашей способности к взаимодействию. Суетливые мысли были плохой поддержкой необходимого равновесия между ближним и дальним, внутренним и внешним, частным и общим.

Как же мы учимся деятельному присутствию в конкретной обстановке?

 

* * *

 

Слова, впечатления и ожидания окрашивают наш опыт и придают реальности значение, отличное от безмятежности бытия как такового. Словами можно описать пересохший от жажды рот, жару и давящую атмосферу, прерывистое дыхание, то есть внешнюю реальность, создающую предпосылки для внутреннего дискомфорта и нарушения душевного покоя.

Время торопится вперед, сопровождая нас от старта до финиша по дорогам в никуда, соединяющим прошлое и будущее. Подхлестываемое беспокойством, оно направляет действие к конечной цели и создает пробелы в нашем опыте. Так, вожделенной целью становится бросок, но не естественное развитие событий, каждому из которых мы являемся немыми свидетелями. Пробелы возникают в промежутках между началом и концом, исходной позицией для кувырка и конечным падением на пол, изготовкой к атаке и ее завершением. Промежутки заполнены информацией и посланиями, которые ускользают от нашего внимания. Они исполнены красоты, которую мы не видим, и событий, которые мы не способны оценить. Движения следуют одно за другим, но бесконтрольно и суетливо, хотя и в соответствии с заранее обусловленным планом.

Контроль восстанавливается, когда сознание освещает темные аллеи схваток и взаимодействий. Обращайте внимание на информационное содержание энергетических потоков, направленных на достижение конкретной цели. Наблюдайте, как сознание проливает свет на инстинктивное и бессознательное, трансформируя рефлекторные движения в управляемые действия. Прислушивайтесь к диалогу, осуществляемому во время схватки. Расслабьтесь и вспомните о том, что время — это мерило, но не сама реальность, а в пределах коротких временных периодов умаляется значимость происходящего. Точно так же заниженные требования, предъявляемые в конкретный момент времени, соотносятся с энергозатратами.

Ситуативное присутствие предполагает условное отношение к происходящему. При этом не требуется внутренней собранности или снижения активности для подготовки к очередной схватке. Присутствие освобождает вас от страхов перед неизведанным. Оно обеспечивает вашу взаимосвязь со всем, что происходит в настоящий момент. Присутствие обеспечивает новый центр для полноценного самовыражения.

 

IV

 

Человек, живущий настоящим, свободен от сожаления о прошлом и озабоченности по поводу будущего. Присутствие позволяет быть свидетелем того, что происходит в настоящий момент. Действие разворачивается в более медленном темпе, происходит осмысление действительности. При этом осуществляется слияние сознания с внешними объектами взаимодействия и достигается более полное понимание единства с окружающей энергетикой, движениями и поступками.

С приближением начала схватки внутренние «часы присутствия» вносят изменения в восприятие времени и появляются новые возможности более мягкого ответа на нападение. Результат перестает быть целью и фактором, формирующим поведение, так как характер противодействия приобретает некоторую отстраненность. Непривязанность к исходу схватки обусловливает бдительное присутствие по отношению к любым изменениям в ходе боя и готовность использовать любую из имеющихся в настоящий момент возможностей.

А теперь попробуйте получить удовольствие от воображаемых кувырков или диалога, осуществляемого во время гипотетической атаки. Пусть действо происходит во временном пределе, в течение которого движение раскрывается и позволяет вам расслабиться в его потоке. Почувствуйте контакт, возникший между эго и землей или другими людьми. Станьте уверенным в себе свидетелем собственных ответных посланий на вопросы, возникающие в данный момент. Облачите в слова ваше бдительное присутствие и узнайте, что в рамках этого присутствия осуществляется защита и выражение истинного «я». Пусть крылья вашего воображения поднимут вас до высот мастерства и мудрости, посредством которых вы пробудитесь к взаимодействию с окружающей действительностью.

 

назад

"Айкидо для самопознания"

вперёд

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) объединения души и тела

 Общество изучения Ки - Москва: Ки-Айкидо,  Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия

Основатель общества - Мастер Коити Тохэй (10-й дан Айкидо)

ДЗЕН, ДАО

БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ

ЭЗОТЕРИКА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЗДОРОВЬЕ, ПРАКТИКИ

HotLog Rambler's Top100 Рейтинг эзотерических сайтов

Hosted by uCoz