Стэн Роубел

Айкидо для самопознания.

 

САМООБОРОНА И САМОСОЗНАНИЕ

 

I

 

Неважно, была ли дорога легкой и приятной или тернистой. Не имело значения, какой была местность — равнинной или холмистой. Путь пролегал по пересеченной местности, а затем по каменистому руслу высохшего ручья. Молли с завидной энергией бежала по следу. Мне хотелось, чтобы она умерила свой пыл, но инстинкт заставлял ее двигаться вперед в поисках неизведанного. Она словно хотела убедиться в том, что все идет своим чередом, и получала явное удовольствие от своей возни, наслаждаясь свободным движением и ощущением единства с окружающей природой. Казалось, что она знает о своей способности приноравливаться к любым обстоятельствам. Молли оставалась самой собой, то есть неподражаемой Молли. Ее не удерживал поводок. На земле не было никаких различимых следов, по которым можно было бы судить о цели ее блужданий. Не было и других видимых и невидимых причин, побуждавших ее к нескончаемому поиску. Она просто доверяла вселенной и наслаждалась этой верой.

 

* * *

 

О чем свидетельствуют поза и манера движения? Каким образом они отражают мироощущение и способ взаимодействия с внешней реальностью? Что говорит о вашей истинной сущности облаченная в броню движения техника самообороны?

Наши поступки и движения свидетельствуют о способности к самозащите, то есть к действиям, обеспечивающим свободу самовыражения. Каждый мастер айкидо отличается собственной манерой движения и взаимодействия, которая никак не связана с особенностями физической конституции. Искусство айкидо — это путь, ведущий к самовыражению и осознанию связей между внешней формой выражения эго и истинным «я».

Практика искусства - - это путь внутреннего постижения, который начинается от внешней формы и ведет к познанию глубинной сущности человеческого бытия. На этом пути мы осознаем собственные движения, способы взаимодействия и поддерживаем обратную связь с внешним миром. За маской привычного самосознания скрывается наше истинное лицо, черты которого отражают глубинную сущность, обладающую могучим жизненным потенциалом, раскрыться которому мешают привычные стереотипы самосохранения.

С ростом мастерства самовыражение становится более зрелым, и, по мере того как отпадает необходимость носить маску, появляется возможность для внутреннего роста и развития, и истинное «я» сливается во взаимодействии с вселенским энергетическим потоком.

В процессе постижения мы учимся доверять жизни и испытывать от этого радость. Мы находим способы защиты и выражения своей истинной сущности.

 

II

 

С какого момента начинается история нашей жизни? Является ли отправной точкой начало или конец? Возможно, старт и финиш — это одно и то же, подобно тому как исполнение кувырка начинается и завершается одной и той же позицией. В период между началом и концом происходят события и конфликты. По мере того как человек взрослеет и в процессе борьбы за выживание формируется как личность, от его врожденной невинности не остается и следа. Постепенно, шаг за шагом, стремление защитить себя от внешних влияний формирует черты нашего характера, проявляющиеся как внешняя активность. Внешние силы становятся фактором, определяющим жизненные ценности, образ мыслей и движение. Но остаются ли в конце пути силы, способные противостоять созданной системе самозащиты? И способны ли мы освободиться от этих наслоений и вернуться назад, к первозданной чистоте самовыражения? Так же как в повседневной жизни, практика искусства предполагает количественное наращивание технических приемов самообороны. Согласно установленным правилам, каждой атаке должны соответствовать пять контрприемов. Однако по завершении схватки мы начинаем размышлять об эффективности неприменения какой бы то ни было техники.

По своей природе люди — накопители. Мы приобретаем вещь и храним ее намного дольше, чем необходимо. Время от времени у нас возникает желание освободиться от старья, и мы начинаем убирать ненужный хлам из своих подвалов, чердаков и гаражей, чтобы освободить место для новых приобретений. Точно так же наше тело становится своего рода накопителем способностей, необходимых для применения в конкретной ситуации. Модели поведения начинают определять качество личности, сформированной в процессе взаимодействия с окружающей средой. Возможно, мы придерживаемся этих стереотипов поведения дольше, чем необходимо, ибо начинаем отождествлять собственную сущность с этими стереотипами. Воплощением такого тождества становится движение, которому мы отдаем все физические и эмоциональные силы.

Избавление от предвзятых моделей поведения помогает обрести свободу действий. Такая свобода является вожделенной, так как мы стремимся к наиболее полному раскрытию собственного потенциала. В процессе осуществления этого стремления мы забываем о том, что борьба предполагает большие энергозатраты, чем свобода. Нам надоедает хранить то, что в корне противоречит нашей истинной сущности, и мы начинаем отдавать все силы тому, что невольно восприняли как естественные модели самоорганизации и движения.

Путь творческого развития личности открывает возможности для нового самовыражения и восприятия жизненных коллизий. Путь постижения в искусстве айкидо дарует свободу действий и способность к адекватной реакции на происходящее в настоящий момент. Именно в такие мгновения Появляется возможность более полного раскрытия потенциала личности и всеобъемлющего взаимодействия с окружающей средой.

Непросто изменить однажды выбранный путь. Осознание создает новые возможности для пробуждения души. Смелость, решительность и терпение — именно те качества, с помощью которых можно испытать эффективность новых моделей поведения. И все же при отсутствии зависимости от физической силы мы вынуждены руководствоваться некой верой, которая будет поддерживать нас в каждом взаимодействии. Мы должны действовать бесстрашно, непредвзято, без агрессивности, состязательного напора, без тех условных качеств, которыми нас наделило эгоцентричное сознание. Эта цель требует энергетической подпитки и удерживает нас от реализации своей истинной природы. Мы теряем веру в самих себя, лишаемся чувства комфортного существования и уверенности в том, что можем свободно и гармонично взаимодействовать в потоке известных и неизвестных событий, испытывая при этом чувство личной защищенности и единения с окружающей средой.

В «Книге о Пути и его проявлениях» («Дао дэ цзин») Лао-цзы пишет: «В стремлении к познанию каждый день становится востребованным. Каждый день приносится в жертву поискам Дао». Не настало ли время пожертвовать некоторыми из своих привязанностей и приступить к поиску свободного и истинного пути самореализации?

 

* * *

 

Почувствуйте руки противника на своем предплечье. Ощутите мощь и направление взаимодействия. Не думайте и не тревожьтесь о том, каким образом вы освободитесь от этого захвата. Просто активно участвуйте во взаимодействии и осознавайте собственную роль в этой конфронтации. До какой степени ваши действия поддерживают атакующего, усиливая его намерение, и ослабляют вашу собственную позицию? Чувствуете ли вы жесткость своей руки, вызванную желанием продемонстрировать собственную силу или сохранить безопасную дистанцию? Ощущаете ли вы противодействие противника в ответ на вашу модель самовыражения? Ваша сила нарушает непрерывность потока взаимодействия, В стремлении защитить себя вы деморализуете собственный потенциал и идете на поводу у атакующего. Но почему вы должны поддерживать намерения атакующего, вместо того чтобы довести взаимодействие до логического завершения?

 

* * *

 

Практикуя искусство айкидо, мы встаем на путь упрощения и гармонизации существования и активного действия. Мы сливаемся с энергетическим потоком, вверяем себя сознанию, мастерству и свободе самовыражения, опираясь на которые можно пройти любые испытания. Мы открываемся навстречу силе тяжести и собственному центру, веря в то, что, становясь частью потока, утверждаем новую гармонию. В загадочных проявлениях этой гармонии мы надеемся обрести силу новыми, прежде неизведанными способами.

 

* * *

 

После занятий два ученика решили провести еще один свободный спарринг для закрепления новых навыков, повышения выносливости и просто для удовольствия. Они приступили к рандори, выбрав медленный темп, и каждое их движение было выверенным и точным. Их дыхание было ровным и согласованным с движениями тела. Поток движения поддерживался на физическом и умственном уровнях. Само выполнение технических приемов отличалось точностью и простотой.

Через пять минут после начала схватки ее темп заметно возрос. Картина атаки несколько смазалась, но не потому, что скорость движения потребовала изнурительных усилий, а вследствие того, что один из партнеров пытался наносить неожиданные удары по измененной траектории. Некоторым такая техника могла бы показаться небрежной, но другие увидели бы в ней нечто новаторское.

«Что ты сделал? Что это была за техника? Как тебе это удалось?» — спрашивала атакующая. Ответ на нападение не был похож ни на один из известных ей оборонительных приемов.

«Не знаю, последовал ответ. — Я не пытался сделать что-то конкретное. Я просто что-то делал, но не осознавал, что именно. Я причинил тебе боль? Может быть, я выглядел неуклюже?»

«Вовсе нет. Со мной все в порядке, но в твоих приемах неизменно ощущалась мощь, которая ставила меня в тупик и сводила на нет все попытки атаковать. Я не совсем понимала, что происходит, но твои действия доказали свою эффективность, нейтрализовав мое нападение».

«Спасибо за твою отзывчивость. Я лишь попытался согласовать свои движения с твоими и совместными усилиями довести схватку до логического конца. Во время атаки твое тело говорило о многом, я к нему прислушивался и интуитивно отвечал».

 

* * *

 

Обретая обновленное сознание, способность к благородному диалогу, растворению в потоке движения, восприимчивости, контролю над ситуацией, избирательности и ситуативному присутствию, мы отказываемся от непомерных усилий, требующихся для продолжения борьбы, и, сливаясь с потоком, начинаем двигаться более естественно. Новые впечатления и навыки приводят к уничтожению всего того, что более не соответствует нашему обновленному самосознанию. Наши движения становятся плавными и естественными. Сила обретается в освобождении от деструктивных тенденций и бесконтрольного взаимодействия в потоке. Эволюция доказала, что масса и размер не являются залогом выживания и процветания вида. Точно так же мы не можем рассчитывать на выживание и комфортное существование, полагаясь лишь на грубую силу, сопротивление и физическое присутствие. Сила действия зависит от способности адаптироваться к конкретной обстановке и от выбора наиболее органичных и естественных способов взаимодействия.

Занятия айкидо помогают повернуться лицом к своему истинному центру и обрести мудрость безмятежного существования. Не следует считать, что конечной целью боевого искусства является способность приноравливаться к конфронтации, взаимодействию и атакам; такой целью можно назвать чувство глубокой внутренней удовлетворенности, обретаемой за счет постижения своей истинной сущности.

 

III

 

Обратите внимание на зоны напряженности, возникающие во время движения. Это позволит идентифицировать факторы, формирующие моторно-двигательные функции. Занятия айкидо развивают обостренное чувство собственного потенциала, по мере того как вы избавляетесь от напряженности и неестественности движений. Поверьте в себя, в естественную силу своих врожденных качеств и доверьтесь своему истинному потенциалу. Прислушивайтесь к авторитетным мнениям, но продолжайте стремиться к обретению истины в себе самом и во взаимодействии с другими людьми.

 

* * *

 

Лягте на пол и полностью расслабьтесь. Мысленно представьте свой центр и доверьтесь поддерживающей вас поверхности пола. Плавные и медленные движения — это то, что необходимо для осознания ограничений, подавляющих естественность движения. Согните руку так, чтобы развернутая вверх ладонь располагалась возле плеча. Медленно выпрямляйте руку, поднимая ладонь вверх. По окончании этого движения подайте ладонь вперед так, чтобы пальцы указывали на потолок. Затем расслабьте руку и верните ее в исходное положение. Особое внимание обратите на плавность и текучесть движения. Повторите упражнение несколько раз, продолжая следить за грациозностью его исполнения. Не исключено, что вместо грациозности вы отметите скованность или дрожь, как если бы движению что-то препятствовало.

Теперь выполните упражнение другой рукой и обратите внимание на симметричность или асимметричность ее движения. После паузы выполните еще одно простое движение, например перемещение ступни слева направо. Затем попробуйте выполнить аналогичные движения другими частями тела. Какие качества личности проявились в процессе выполнения этих движений?

 

* * *

 

Искусство тай-цзи цюань провозгласило медленное движение эффективным средством для поддержания здоровья и боевого взаимодействия. Неторопливые, размеренные движения подразумевают устойчивость, равновесие и согласованные перемещения веса тела. С практикой физическая и энергетическая реорганизация позволяет избавиться от привычек, ограничивающих свободу движения. Медленные перемещения тела не следует считать апатичными или вялыми. Напротив, они способствуют более полному самовыражению и энергетической раскрепощенности.

В чем состоит значимость энергетического раскрепощения личности в свете концепции ки (ци)? Ки (ци) — это неукротимый поток энергии, пронизывающий нашу сущность и представляющий источник нашей истинной силы. Освобожденные и обновленные, мы вновь обретаем врожденную чистоту.

 

IV

 

Больно и досадно узнавать о смерти людей, вставших на путь гармонии, от сердечных и онкологических заболеваний. Что ускользнуло от нашего внимания? В чем причина нашего неведения? Внутренняя гармония так же важна, как гармония внешняя. Мы должны настроиться на все каналы — местные и глобальные. Абсолютно все имеет значение для духовного здоровья. Абсолютно все необходимо для установления отношений, питающих целое.

 

* * *

 

Ученики следили за тем, как партнеры по спаррингу обмениваются атакующими и оборонительными ударами. Каждая пара участников рандори демонстрирует свой стиль взаимодействия. Каждый участник спарринга привносит в единоборство свое мироощущение, которое влияет на внешнюю форму схватки. Повторение может чему-то научить, но чаще приводит к укоренению старых стереотипов поведения. Обратите внимание на неудачную попытку исполнить оборонительный прием, и вы поймете, как последующие повторы отражаются на процессе обучения. Возросла ли скорость или сила выполнения приема на этот раз? Помогло ли на этот раз использование ложного приема? Нужна ли скорость для того, чтобы успешно «вести» атакующего?

 

* * *

 

Возможно ли проявить достаточно мужества для того, чтобы отказаться от концепции силы и слабости и встать на более прочную жизненную позицию? От чего нужно отказаться, чтобы освободить место для нового мироощущения? Разделяют ли новаторское отношение к познанию коллеги, инструктор и партнер?

Ощущения формируют мотивацию. Тем не менее конкретное ощущение может быть обманчивым. Расслабленная позиция лежа на полу создает впечатление симметричности. В действительности это не так, и мои ощущения искажают истинную картину. Не создают ли ваши впечатления ложный образ ваших действий и вас самих? Не подавляют ли они способность к действию истинного эго?

Путь искусства ведет к исцелению, восстановлению гармонии и развитию истинного «я». Избирательность действий способствует расширению сознания и усилению потока энергии. Напряжение ослабевает, и конкретная ситуация предстает в ином свете. Подавление эго трансформируется в истинное самовыражение. Внутренняя безмятежность и гармония создают новый образ личности, способной к всеобъемлющему взаимодействию с вселенской энергией. Это и есть айкидо.

 

назад

"Айкидо для самопознания"

вперёд

Син Син Тойцу сайт (http://ki-moscow.narod.ru) объединения души и тела

 Общество изучения Ки - Москва: Ки-Айкидо,  Ки-Класс - тренировки, обучение, занятия

Основатель общества - Мастер Коити Тохэй (10-й дан Айкидо)

ДЗЕН, ДАО

БОЕВЫЕ  ИСКУССТВА

ФИЛОСОФИЯ, РЕЛИГИЯ

ЭЗОТЕРИКА

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ

ЗДОРОВЬЕ, ПРАКТИКИ

HotLog Rambler's Top100 Рейтинг эзотерических сайтов

Hosted by uCoz